Общая характеристика мыслительных операций
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания.
Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.
Основные эмоциональные состояния.
Эмоциональные состояния:
· Эмоциональный тон – это обобщенная эмоциональная окраска, оценка ситуации. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сводя их к общему знаменателю: полезно-вредно;
· Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью, окрашивающее все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение событий для жизни человека. Оно зависит от общего состояния здоровья, от тонуса нервной системы;
· Аффект – сильная, кратковременная вспышка эмоций, связанная с резким изменением важных для субъекта жизни обстоятельств и сопровождаемые резковыраженными двигательными правлениями, изменениями в функциях внутренних органов;
· Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Ганс Селье выделял три этапа стресса: мобилизация защитных свойств организма; стабилизация; истощение.
· Фрустрация (с лат. неудача) – стресс рухнувшей надежды. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями, способна дезорганизовывать сознание.
· Страсть – это сильное, стойкое всеобхватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
Стресс и его особенности.
Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Важно подчеркнуть, что интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.
Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.
Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических черт - улучшении внимания (его объема и устойчивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации.
При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.
Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает "вкус к жизни".
Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания - соматические или невротические.
Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела ("стресс льва"), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу ("стресс кролика")
Воля и ее характеристика.
Воля — одно из самых сложных явлений психологии человека, определить его довольно трудно. Попробуем это сделать так, как мы уже не раз делали раньше, применительно к другим сложным психологическим явлениям, то есть через характеристику или описание соответствующего явления с разных сторон.
Воля — это некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека.
Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.
Воля — это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека. Волевое поведение называется произвольным потому, что человек может им управлять по своему желанию.
Воля — это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой довольно сложные цели, а также достигать поставленные цели, преодолевая серьезные внутренние и внешние препятствия на своем пути.
Воля — это то, благодаря чему человек способен делать сознательный выбор в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных или одинаково вынужденных форм поведения.
Воля — это то, чем отличается поведение человека от поведения других живых существ. У животных воли нет, они действуют под прямым влиянием внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства. Ни одно животное в отличие от человека не в состоянии контролировать свое поведение.
С древнейших времен до наших дней проблема воли человека привлекала к себе внимание ученых. Ни одно из направлений в психологии, за исключением, пожалуй, бихевиоризма, не отрицало факт существования воли у человека. Почти все учебники по психологии, независимо от того, кем и когда они были написаны, так или иначе затрагивали и обсуждали проблему воли человека. Вместе с тем, ни в одной из традиционных проблем психологии мы до сих пор не остаемся столь же далеки от понимания ее природы, как в проблематике воли. Несмотря на столетия, затраченные не одной сотней ученых-психологов на изучение этой проблемы, мы в ее решении до сих пор остаемся примерно на уровне XVII в. Иными словами, более чем за 300 лет, прошедших с того времени, наука почти не продвинулась вперед в понимании сущности воли и волевой регуляции поведения человека. Попробуем кратко ответить на вопрос, почему это так.
Во-первых, воля — это чисто субъективное явление, не имеющее, в отличие от других психологических явлений, никаких специфических внешних проявлений или физиологических признаков, по которым можно было бы ее изучать и оценивать.
Во-вторых, мы не располагаем какими-либо данными анатомо-физиологического характера, относящимися к воле человека. Совершенно непонятно и неизвестно, какие процессы, происходящие в мозге человека, связаны с волей, какие структуры головного мозга отвечают за волевую регуляцию поведения.
В-третьих, воля и в психологии обычно определяется не прямо, а косвенно — через другие известные явления, например, через сознание, мышление, мотивы и потребности человека.
Один из возможных путей выхода из этой сложной ситуации ученые видят в том, чтобы иметь дело не с волей, а с так называемым волевым поведением, сравнивая его с другими видами поведения и выявляя признаки, которыми такое поведение отличается от поведения, в регуляции которого воля не участвует.