Общая характеристика теорий эмпатии
В настоящей главе мы рассмотрим причины появления понятия «эмпатия» в психологии, а также опишем первые исторические формы теорий эмпатии и введение понятия в психологию.
Введение понятия «эмпатия» как специально сконструированного и в результате его постепенное вхождение в научный лексикон требуют, на наш взгляд, постановки задачи специального отбора источников и объектов для нашего анализа, определения критериев для такого отбора. Учитывая важность понимания истоков формирования понятия в период до появления и повсеместного признания самого термина «эмпатия», в качестве объектов для анализа эволюции понятия мы будем рассматривать теории, в которых отсутствует данный термин, но вводятся понятия-предшественники – вчувствование, сопереживание и симпатия. Это философские теории конца ХIХ – начала ХХ века в рамках таких направлений, как философия жизни, понимающая психология, феноменология, интуитивизм и т.п.
Характерно, что современные русские переводы с немецкого работ Т. Липпса, Э. Гуссерля, В. Дильтея и других авторов содержат оригинальный перевод слова «Einfuhlung» – «вчувствование», в то время как современные английские переводы уже повсеместно используют слово «empathy». Очевидно, это связано с большей разработанностью понятия «эмпатия» в англоязычной научной традиции и его большей распространенностью в разговорном английском языке [Холл, 1999].
Но для нашего исследования данный факт важен, так как подтверждает наличие уже сложившейся традиции отнесения тематики вчувствования к проблематике эмпатии.
Непосредственными «соседями» философских концепций, которые станут предметом нашего анализа в данной главе, являются, например, экзистенциализм М. Хайдеггера и К. Ясперса, философия М. М. Бахтина. Собственно, по линии этих авторов мы проводим границу, разделяющую философские теории, ставшие объектом нашего анализа, и теории, объектом не ставшие. Теории периода «до данных авторов» используют понятие вчувствования или сопереживания как центральное для решения проблемы «чужого сознания», рассматривают гноселогические аспекты этой проблемы как основные. После них понятие вчувствования перестает быть основным, иногда совсем исчезает, а гносеология уступает приоритет антропологии. Теория М. Шелера, в которой дифференцируются вчувствование и симпатия, причем симпатия ставится в центр и гносеологии и антропологии, является в некотором смысле переходной и в этом смысле показательной, поэтому будет рассмотрена в рамках второго периода этого этапа развития понятия [Шелер, 1999].
Психологическими источниками для анализа первого этапа развития понятия являются помимо работ Э. Титченера психологические теории симпатии.
Проблематика симпатии, так же как и децентрации, включается в психологию эмпатии в 60 – 70-е годы и в настоящий момент является ее неотъемлемой частью для большинства подходов. Однако данные линии развития интересующей нас проблематики, как и философские этические теории симпатии (Г. Спенсер, А. Смит, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), были подробно исследованы в диссертации Т. П. Гавриловой, поэтому мы в целом воспользуемся выводами ее исследования и обратимся к работам, до сих пор не анализируемым в отечественной психологии, – это представления о вчувствовании в раннем психоанализе (З. Фрейд, Ш. Ференци) и введение эмпатии в проблематику психологии личности Г. Олпортом.
Таким образом, в качестве объектов нашего исследования для анализа этапа, во время которого либо термина эмпатии еще не существует, либо он не является общепризнанным, мы выбираем.
– философские концепции и теории, в которых предметом являются вчувствование/сопереживание и симпатия как центральные категории для решения проблемы «чужого сознания», предмета и метода понимающей психологии и т.п.;
– психологические концепции вчувствования/эмпатии (Э. Титченер, З. Фрейд, Ш. Ференци, Г. Олпорт), ранее не анализировавшиеся в отечественной психологии.
На последующих анализируемых нами этапах термин «эмпатия» уже является общепринятым, поэтому объектами исследования потенциально способны быть все теории и концепции, его использующие. Отбор объектов здесь будет осуществляться нами исходя из того, насколько полно в данных подходах и концепциях реализуются магистральные направления эволюции понятия или насколько перспективный поворот способна задать данная линия исследования или трактовки понятия [Алишев, 2003].
В 1909 году в свет выходит книга Э. Титченера «Экспериментальная психология процессов мышления». В ней он пишет: «Я не только вижу грусть или скромность, гордость, вежливость или величавость, но я чувствую их или отыгрываю их своим умственным мускулом. Это, я считаю, простой случай эмпатии, если мы можем сформулировать такой термин, как перевод слова Einfuhlung». Таким образом, в психологию вводится новый термин.
В 1924 году Титченер отметил, что слово образовано по аналогии со словом «sympathy». Уделивший значительное внимание анализу нюансов употребления понятий «симпатия» и «эмпатия» Л. Виспе подчеркивает, что широко эрудированный исследователь, знаток современных европейских и древних языков, Э. Титченер сконструировал слово «эмпатия» для передачи совершенно конкретного значения, которое он и указал, сославшись на слово «Einfuhlung». Для других значений в его распоряжении были свои понятия: в немецком языке существуют слова для выражения смысла и симпатии, и идентификации, и викарных (замещающих) чувств.
Чтобы понять цель введения понятия «эмпатия» Э. Титченером, остановимся на полемике оформляющихся в этот момент школ структурализма с одной стороны, и функционализма, и особенно Вюрцбургской школы исследования мышления, с другой. Э. Титченер – основатель структурализма – считает, что содержанием сознания являются ощущения, образы и чувствования, упорядоченные в определенные структуры. Они составляют основу всех высших психических процессов. Задача психологии – изучение этих структур, вне зависимости от того, как они работают. Для такого изучения он совершенствует методы интроспекции (систематическая экспериментальная интроспекция).
Э. Титченер полемизирует с функционалистами, утверждая, что только изучение структур сознания позволит понять работу сознания. Поэтому вчувствование Липпса для него важно не как акт сознания. Его интересует
актуализирующееся при эмпатии содержание сознания, а именно кинестетические чувствования, связанные с внутренней имитацией.
Эмпатия является аргументом Э. Титченера в дискуссии с психологами Вюрцбургской школы, которые утверждали, что в мышлении участвуют особые образования, не имеющие сенсорной природы, – умственные образы и значения. Э. Титченер с этим не согласен и прилагает значительные усилия, чтобы доказать сенсорно-образную природу значений, выдвигает их контекстную теорию [Титченер, 23.01.2014].
Наш опыт состоит из множества психических элементов. Среди них – неясные, смутные кинестетические и органические ощущения и образы. Они субъективно реальны как переживания, отыгрываемые в воображении, и являются настоящими сенсорными образами там, где Вюрцбургская школа говорит о безóбразном мышлении, составляют сенсорный контекст значений [Титченер, 23.01.2014]. Если человек не обнаруживает их при интроспекции, он просто плохо тренирован. Сам Э. Титченер приводит много примеров своих попыток визуализации значений, в его работах много кинестетических метафор, ярких кинестетических образов. Поэтому эмпатия, основанная на внутренней имитации, осуществляемая «умственным мускулом», встала во взглядах Э. Титченера точно на свое место.
Для Э. Титченера эмпатия по Т. Липпсу является важным доказательством истинности его контекстной теории значений при сохранении ведущего положения о сенсорной ткани сознания. Кинестетический характер этих образов также позволял выйти в область поведения.
В процитированном выше отрывке Э. Титченер описывает примеры вчувствования – в смысле чувствование – себя – в ситуациях и объектах. Так как в рамках стурктурализма не важен подчеркиваемый Т. Липпсом статус вчувствования как акта сознания, в понимании эмпатии Э. Титченером ослабляется ее видение как процесса проекции своих состояний в предмет.
То есть понимание эмпатии Э. Титченером – узкое, конкретное, с точки зрения механизма: основанный на кинестетических ощущениях процесс воображения. С другой стороны, в том значении, которое придавал ему автор изначально, – это универсальный механизм познавательных процессов. В понимании Э. Титченера и частично Т. Липпса важна именно операциональная спецификация эмпатии, через механизм ее осуществления. Они определяют эмпатию как явление вчувствования, процесс и результат внутренней имитации, актуализации и объективации «амальгамы визуальных и мускульно-кинестетических образных явлений».
В более поздних работах Э. Титченер уделяет эмпатии меньше внимания. В середине 20-х годов он отходит на позиции сдержанной характеристики эмпатии с точки зрения ее функции, отмечая роль эмпатии и для познания, и для человеческого общения: «это способ гуманизации, одушевления объектов за счет чувствования себя в них» без акцента на описании внутренней имитации и т.п. Возможно, снижение интереса к эмпатии связано с неосуществлением ее экспериментального изучения (отсутствуют какие-либо сведения об исследованиях эмпатии в русле структурализма помимо иллюстративных попыток найти чувственные образы, лежащие в основе значений, в текстах самого Титченера, и призыва к тренировке навыка интроспекции тем, кто их не может обнаружить).
Таким образом, Э. Титченер ввел понятие эмпатии в психологию, но не сделал ее предметом экспериментального изучения. Для него за этим понятием стоит универсальный механизм, объясняющий работу познавательных процессов. Его интересует эмпатия в узком значения вчувствования – чувствования – себя – в предметах, ситуациях и т.п., в том числе в чувствах, состояниях другого человека, основанном на внутренней имитации. Такое значение эмпатии «спасает» психологические теории своего времени – этапа психологии сознания, – позволяя объяснить переход «внутреннего во внешнее», наделение смыслом, непосредственный характер этих процессов.
Но такой подход также указывает на этическое значение эмпатии – с ее помощью человек гуманизирует, одушевляет окружающий его мир.
Основным видом деятельности взрослого человека является профессиональная деятельность, которая занимает большую часть жизни личности.
Профессиональные способности и эмпатия в том числе, формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с профессиональными [Бондаренко, 2003].
Внутри профессиональных способностей ряд, авторов различает общие профессиональные и специальные профессиональные способности: например, способность быть учителем (общие профессиональные педагогические способности) и способность быть учителем математики (специальные профессиональные педагогические способности).
В современной психологии установлено, что личность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний, в тои числе влияние профессионального коллектива. Особую роль играет в развитии личности человека социальная группа и ведущая деятельность. Как писали: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие исследователи, коллектив в жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека играет незаменимую положительную роль, а особенно в развитии индивида как личности [Кудрявцев, 2008].
В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными. Именно конструктивное протекание процесса адаптации позволяет человеку достичь эффективности в той или иной деятельности, реализовать в ней свой потенциал.
В этой связи становится особенно значимым изучение проблем профессиональной адаптации человека, поскольку профессиональная деятельность – это важнейшая сфера жизни любого взрослого человека. Профессиональная адаптация человека, в силу многоплановости феномена профессиональной деятельности, является разновидностью социально – психологической адаптации личности, которая сейчас исследуется в различных аспектах. Социально – психологическая адаптация, являясь универсальным процессом, приобретает качественное своеобразие на каждом этапе жизненного пути в контексте решения специфических возрастных задач развития. Для человека, вступающего в период ранней взрослости, такой задачей становится профессиональное самоопределение.
В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, чего он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), чего от него хочет или ждет коллектив, общество.
В качестве механизма самоопределения принято рассматривать «идентификацию – обособление». Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «я» протекает как поддержание и идентификация, так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация [Кучмиева, 2006].
Профессиональное самоопределение – это длительный, многоплановый и динамичный процесс. Вопреки распространенному мнению, он не завершается выбором профессии, а только начинается в этот момент.
В качестве основных показателей профессионального самоопределения можно перечислить:
– общие характеристики профессионального статуса человека;
– устойчивость установки на выбранную профессию;
– идентификацию со своей профессиональной группой;
– степень удовлетворенности профессиональной подготовки;
– степень удовлетворенности конкретными характеристиками работы (положением в коллективе, отношениями с начальством, возможностями карьерного роста).
Анализ закономерностей профессионального самоопределения личности, лежащего в основе профессиональной адаптации, позволяет выделить несколько факторов, определяющих характер ее протекания.
Во-первых, на характер профессиональной адаптации влияет уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста, сформированность навыков решения практических задач, профессионально важных личностных особенностей.
Во-вторых, существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает становление профессионального самосознания и интериоризации системы ценностных ориентаций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
В третьих, профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику.
Кроме того влияют и конкретные условия среды. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих адаптацию [Бондаренко, 2003].
Практика показывает, что студенты, прошедшие специальную подготовку по развитию эмпатии, значительно лучше других решают психологические задачи. А это одно из необходимых условий профессионального самоопределения личности.
Анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.
Эмпатия – сложный, многоуровневый процесс и важная составляющая личности. Эмпатия тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности и является фактором мотивации и становления личности [Власова, 2000].
Профессиональное самоопределение начинается после выбора профессии, имеет свою профессиональную специфику и зависит от уровня профессиональной подготовки начинающего специалиста, его профессионального самосознания и мотивационных факторов молодого специалиста.
Педагогическая эмпатия – понимание педагогом психических состояний, эмоций, чувств, переживаний учащихся; связана с сопереживанием. В отношениях между людьми проявляется эмоциональная и личностная раскрытость, психологический настрой на учет актуальных состояний друг друга, тот или иной уровень доверительности. С позиций системного подхода эмпатия рассматривается как элемент целостной структуры личности. Она тесно связана с другими ее сторонами и свойствами (тревожностью, сензитивностью, общительностью, воображением и др.) и является центральным образованием, в котором представляет особый «сплав» установок и мотивов, выражающих отношение к людям. Вместе с тем эмпатия сама по себе также образование системное, которое включает: отражение эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень), сопереживание или сочувствие, которое испытывает субъект эмпатии в отношении к другому лицу (эмоциональный уровень), активное помогающее поведение субъекта (поведенческий уровень).
Переходя к исследованиям эмпатии в контексте помогающих профессий, мы попадаем на территорию, где методология исследований меняется. Появляется анализ транскрипций «живых» психотерапевтических сессий, уроков, бесед с пациентами и т.д. Эмпатия описывается феноменологически, оценивается с помощью шкал экспертной оценки, моделей (Barrett-Lenard, 1981). Широко известны масштабные исследования эмпатии учителей, предпринятые К. Роджерсом и его единомышленниками с целью доказательства универсальности эмпатии как фактора личностного роста [Роджерс, 1994].
Однако в значительной массе исследований эмпатия понимается как свойство личности, установка, говорится об эмпатийном потенциале [Гончаренко, 2003].
Именно эмпатия-диспозиция, эмпатийный потенциал рассматривается как:
1) фактор формирования мотивации, обусловившей выбор профессии;
2) фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечивающий а) адекватность социальной перцепции, б) успешность совладания в ситуациях, провоцирующих эмоциональное сгорание.
Измерения осуществляются стандартизованными тестовыми методиками. В отечественной психологии наиболее популярны адаптированный опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабияна (в зарубежной психологии он также входит в тройку лидеров), тест В. Бойко, тест И. Юсупова. Проективные методики почти не используются, за исключением методики изучения эмпатии учителей С. Б. Борисенко. Существуют исследования, оценивающие с точки зрения эмпатии продукты профессиональной деятельности, например, портрет больного. Часто эмпатичность профессионала оценивается его клиентами/пациентами, учениками и т.д.
Известна точка зрения К. Роджерса, утверждающего и доказывающего универсальность триады необходимых и достаточных условий развития личности. Педагогика, детско-родительские, супружеские, межэтнические отношения, бизнес, менеджмент – везде работают эмпатия, безусловное принятие и конгруэнтность, так как фасилитируют личностный рост. Э. Медоус, ученик и последователь К. Роджерса, считал, что: нельзя переносить принципы помогающих отношений на отношения равных партнеров (например, бизнес). С его точки зрения, обязательная для помогающих отношений коммуникация человеком своей эмпатии, конгруэнтности и безусловного принятия в партнерских отношениях не является необходимой. Таким образом, одним из признаков «профессиональной» эмпатии, по Э. Медоусу, является ее коммуникация «помогаемому» ради достижения цели – помощи [Роджерс, 1994].
Необходимым предварительным условием возникновения эмпатии является самоосознание, распознавание в самом себе висцеральных (то есть относящихся к внутренним органам) сигналов тех или иных чувств. Например, самые успешные и сопереживающие из консультантов, лучше всех умеют настраиваться на сигналы собственного организма, относящиеся к эмоциям, – обязательное качество для любых профессий, в которых важна эмпатия: от преподавания до торговли и управления.
В структуре понятия эмпатия можно увидеть несколько составляющих: сопереживание, сочувствие, симпатия, проницательность, эмоциональная отзывчивость, отзывчивость на переживания другого, эмоциональный отклик, помощь другому – все эти компоненты наполняются своим содержанием, дополняя при этом эмпатию с различных сторон. Так, можно предположить, что эмпатия, как образование личности, может быть качественно разной у людей и этим оказывать специфическое влияние на профессиональную деятельность, мотивировать ее выбор.
Таким образом, анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.