Система специального школьного образования
Школы для слепых (коррекционно-образовательные учреждения IIIвида) и для слабовидящих (коррекционно-образовательные учреждения IV вида) являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе присущих ей принципов. Система обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями опирается на следующие научно-методические основания: учение о разностороннем развитии личности; естественно-научные основы компенсации слепоты и слабовидения; концепции о единстве
биологических, социальных и аномальных факторов в развитии людей с нарушениями зрения, о ведущей роли целенаправленного обучения в коррекции и компенсации недостатков в развитии (М.И.Земцова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, В.А.Феоктистова и др.). При реализации организационно-содержательных принципов обучения и воспитания слепых и слабовидящих учитываются определенные изменения контингента детей школьного возраста, проявляющиеся, во-первых, в увеличении числа детей, имеющих остаточное зрение; во-вторых, в возможности возникновения у ребенка не одного, а двух и более зрительных заболеваний; в-третьих, в увеличении числа детей, у которых обнаруживаются дополнительные нарушения развития, наиболее характерными из них являются нарушения центральной нервной системы.
Наличие зрительной депривации обусловливает определенные трудности в осуществлении слепыми и слабовидящими детьми учебно-познавательной деятельности, что проявляется в усложнении для них многих процессов:
- формирования зрительных образов — затруднения в различении цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов и т.д.;
- ориентировки в своем собственном теле, на рабочей поверхности, в микро- и макропространстве и др.;
- усвоения и использования практических навыков;
- овладения навыками письма и чтения — заторможенность зрительно-моторной координации, трудности в запоминании букв, различении конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов, в копировании букв и цифр и др.;
- осуществления мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.
В связи с этим наряду с общими образовательными задачами перед школами для слепых и слабовидящих детей встает необходимость решения задач специальных, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, а также профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии. Поэтому и содержание, и методы работы школ III и IV видов предусматривают необходимость выполнения следующих функций: учебно-воспитательных, коррекционно-раз-вивающих, офтальмо-гигиенических, лечебно-восстановительных, социально-адаптационных и профориентационных.
Организационная специфика школ слепых и слабовидящих детей проявляется:
- в функционировании преимущественно в режиме школ-ин
тернатов или школ полного рабочего дня;
- в увеличении срока обучения на один год (срок обучения
слепых и слабовидящих с нормальным интеллектом — 12 лет,
срок обучения слепых и слабовидящих, имеющих нарушения интеллекта, — 10 лет);
- в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, находящихся в условиях зрительной депривации, с опорой на их здоровые силы и сохранные возможности;
- в модификации учебных планов и программ, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
- в дифференцированном и индивидуальном подходе к детям, уменьшении наполняемости воспитательных групп и классов (для слабовидящих — до 12 человек, для слепых — до 9, для детей с комплексным дефектом — до 5 человек);
- в применении специальных форм, методов и приемов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехни-ческих средств обучения;
- в специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании офтальмо-гигиенических условий, отвечающих потребностям слепых и слабовидящих детей, организации лечебно-восстановительной работы;
- в усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
В школах III и IV видов предусмотрены три ступени обучения: первая — начальная школа (с I по IV класс), вторая — основная школа или неполная средняя (с V по X класс), третья — средняя школа (с XI по XII класс). Эти ступени соответствуют трем основным этапам развития человека — детству, отрочеству, юности.
Школа 1-й ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму и счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления. В целях восстановления, коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций проводятся фронтальные, групповые и индивидуальные специальные коррекционные занятия. В ходе таких занятий у учащихся повышается уровень развития сохранных анализаторов, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира; дети овладевают элементарными приемами личной гигиены и самообслуживания, мобильности, двигательной активности, ориентировки.
В школе 2-й ступени закладывается прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой учащимся для продолжения образования и полноценного включения в жизнь общества. Неполная средняя школа развивает потенциальные задатки подростка, формирует научное мировоззрение и способно-
сти к социальному самоопределению, расширяет область познания различных видов трудовой деятельности и возможность овладения ими с учетом профессионального обучения и трудоустройства. В средней школе продолжается работа по коррекции познавательной, личностной, двигательной сфер, по гигиене и охране зрения.
Школа 3-й ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации. Здесь созданы условия для наиболее полного учета интересов учащихся, для их социально-психологической адаптации, активного включения в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план вводятся факультативные занятия по выбору самих школьников.
Обучение детей с нарушениями зрения ведется по специальным учебным планам, программам, учебникам. В нашей стране реализуется дифференцированное обучения слепых и слабовидящих, что достигается за счет специальных учебных программ и учебников для каждой категории учащихся. Учебные планы школ III и IV видов имеют общеобразовательный и компенсаторно-адаптационный блоки. Первый содержит общеобразовательные дисциплины, предусмотренные для соответствующей ступени обучения; в компенсаторно-адаптационный блок входят коррекцион-ные предметы.
Программы по общеобразовательным предметам по объему и содержанию изучаемого материала соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы. При этом они построены с учетом особенностей развития слепых и слабовидящих. В них предусмотрена необходимость коррекционно-компен-саторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с помощью сохранных анализаторов, а также компенсаторных приемов познания предметов и явлений окружающего мира.
Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скорости, полноте и точности уступает его восприятию нормально видящими сверстниками, а представления детей с нарушенным зрением об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, в программах по общеобразовательным предметам увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов и экскурсий, кроме того, в них введены предметные уроки, обеспечивающие формирование у школьников, находящихся в условиях зрительной депривации, более полных и адекватных предметных представлений.
В ходе изучения дисциплин, входящих в общеобразовательный цикл, наряду с обучающими, воспитывающими и развивающими задачами решаются коррекциоипые задачи, в результате чего каждый общеобразовательный урок содержит определенный коррек-ционно-развивающий потенциал. Так, на всех уроках большое внимание уделяется формированию представлений на основе обогащения чувственного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, умению работать с рельефными, объемными наглядными пособиями, овладению ориентировочными навыками в микро- и макропространстве, выделению сигнальных признаков предметов при помощи сохранных анализаторов и т.д.
Компенсаторно-адаптационный блок учебных планов включает специальные занятия — по развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, по ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, формированию коммуникативной деятельности, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи.
Кроме того, программами по общеобразовательным дисциплинам и специальным предметам предусмотрено использование средств коррекции и компенсации познавательных возможностей слепых и слабовидящих с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидящих) пособий.
Содержание учебников для детей с нарушениями зрения идентично содержанию учебников массовой общеобразовательной школы. Однако в оформлении учебников для слепых и слабовидящих имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе Л.Брайля (шеститочечная система) и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются учебники, сочетающие рельефную и цветную печать. В учебниках для слабовидящих использован более крупный плоскопечатный шрифт и имеются адаптированные (отсутствуют мелкие детали, и выведены более четкие контуры и т.п.) цветные иллюстрации.
В школах для детей с нарушениями зрения широко используются тифлотехнические средства обучения. В основе тифлотехни-ческих средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранных анализаторов). Функции приемника световых сигналов выполняет тифлоприбор.
Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехни-ческих средств осуществляется путем усиления (повышения уровня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обуслов-
ленных неполноценностью зрительного анализатора, что достигается усилением яркости, контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В школах для слепых и слабовидящих повсеместно используются специальные оптические средства — лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Применяются также телевизионные увеличивающие устройства для индивидуального и коллективного пользования, создающие более чем 60-кратное увеличение и компьютерные программы. В процессе обучения слабовидящих успешно пользуются специальными замкнутыми телевизионными устройствами, позволяющими проводить фронтальную работу. Для школьников, имеющих нарушения поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), разработаны специальные оптические системы, в необходимых пределах расширяющие поле зрение. В тех случаях, когда зрение ухудшается при повышенной освещенности, употребляются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.
Для слепых разработаны различные по назначению и сложности технические устройства и приспособления — трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля, для плоского письма и рельефного рисования, специальные пишущие машинки и т.д.
Большое место в учебном процессе занимают компьютеры, снабженные брайлевскими экранами (брайлевской строкой), преобразующие плоскопечатные буквы в азбуку Брайля, а также принтерами, воспроизводящими тексты брайлевским шрифтом. При наборе действуют системы распознавания речи, которые могут воспроизводить текст «на слух» и преобразовывать в слова: компьютер как бы пишет «под диктовку» и воспринимает простейшие голосовые команды. Слабовидящим в работе помогают мониторы, создающие на экране увеличенный текст.
На уроках по физической культуре, на занятиях по ЛФК и ритмике используются специальные тренажеры, звуковые мишени, звучащие мячи и т.п. На уроках трудового и профессионального обучения специальные технические средства и приспособления позволяют слепым и слабовидящим школьникам осуществлять сборку электротехнических и радиоэлектронных устройств, производить механическую обработку разных материалов, холодную штамповку и другие операции.
В изучении предметов гуманитарного цикла и в воспитательной работе большую помощь оказывают «говорящие» книги, представляющие собой записи книг, тиражированные на раз-
личных носителях, а также специальные устройства для их прослушивания.
Неотъемлемой частью деятельности школ для слепых и слабовидящих детей является организация лечебно-восстановительной и профилактической работы, которая осуществляется врачами-специалистами — офтальмологом, педиатром, психоневрологом — и средним медицинским персоналом. Лечебная работа направлена на сохранение здоровья учащихся, предупреждение возникновения различных заболеваний, на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения. В обязанности офтальмолога и сест-ры-ортоптистки входят:
- периодический осмотр и обследование состояния зрения учащихся школы;
- консервативное лечение глазных заболеваний (медикаментозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);
- своевременное направление в стационар учащихся, нуждающихся в хирургическом вмешательстве;
- активное плеоптическое, плеоптоортоптическое, компьютерное лечение;
- проверка и назначение оптической коррекции;
- создание и соблюдение офтальмо-гигиенических условий обучения и воспитания школьников с учетом различного характера и степени имеющихся у них зрительных нарушений.
В зависимости от показаний проводится консультирование учащихся в специализированных клинических центрах.
Особое место в школах для детей с нарушениями зрения занимают трудовое обучение и профориентация, которые реализуются с учетом специфических возможностей, возрастных особенностей и интересов учащихся.
Первоначальное трудовое обучение (I—IV классы) предусматривает привитие интереса и любви к труду, ознакомление учащихся с элементами технических, сельскохозяйственных и обслуживающих работ. В этот период ученики получают элементарные сведения об основных свойствах некоторых материалов (бумаги, картона, жести, проволоки, глины и др.), знакомятся с устройством, назначением и применением рабочих и измерительных инструментов (метра, масштабной линейки, угольника, рулетки, различных шаблонов и др.), усваивают основные понятия мер длины, веса и объема. Большое внимание уделяется бытовому труду и самообслуживанию.
В основной школе (V—X классы) трудовое обучение приобретает политехнический характер и предусматривает активное вовлечение школьников в общественно полезный труд. Расширяются знания и умения учащихся в сфере труда:
- технического — они изучают элементы электроники, маши
новедения, овладевают приемами пользования инструментами и
способами обработки разных материалов, выполняют различные практические работы;
- сельскохозяйственного — школьники получают знания о преобладающих в данной местности овощных, плодово-ягодных и цветочно-декоративных растениях, овладевают навыками их выращивания и ухода за животными;
- обслуживающего — подростки усваивают знания и умения по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой.
На этом этапе начинается профориентационная работа — школьники знакомятся с разными профессиями, доступными людям с нарушениями зрения.
В средней школе (XI —XIIклассы) осуществляется широкопрофильная трудовая подготовка с вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд, организованный в условиях школы или на предприятиях, формируется психологическая готовность к выбору профессии. В перечень профессий, на которые ориентированы школы для слепых и слабовидящих, входят массаж, машинопись (слепой метод), переплетные, ма-шиносборочные, электромонтажные и картонажные работы, вязание, плетение, игра на различных музыкальных инструментах и их настройка, пение, швейные работы, раскрой тканей по шаблону, ручная обработка металла (нарезка, плавка, штамповка и др.), штамповка пластмассовых изделий, расфасовка, укладка, упаковка заготовок, полуфабрикатов и готовой продукции, наклейка ярлыков.
Работа по профориентации наряду с расширением знаний о различных профессиях включает формирование психологической готовности к выбору профессии, знакомство с сущностными характеристиками видов деятельности в рамках выбранной профессии.
Одной из важнейших задач школ для детей, имеющих нарушения зрения, является воспитание учащихся, которое прежде всего направлено на их социализацию. Социализация обеспечивает детям и подросткам, находящимся в условиях зрительной депри-вации, овладение определенной системой ценностей, установок, знаний, умений, норм межличностного взаимодействия, правил поведения. Однако эти школьники по сравнению со зрячими сверстниками испытывают значительные трудности в познании общественно значимых ценностей, в их присвоении и превращении в личные ориентиры.
Наличие дефекта зрения, нередко приводящее к нарушению социальных отношений, может содействовать возникновению негативных социальных установок (на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение и др.). Кроме того, люди с нарушениями зрения не в состоянии обрести многие на-
выки общения и невербальные средства общения (жест, мимика и др.) спонтанным путем естественного наблюдения и подражания. Все перечисленное негативно влияет на социализацию слепых и слабовидящих.
Эффективность педагогического воздействия в этой сфере требует воспитания базисных качеств личности — целеустремленности, упорства, стремления к самостоятельности; формирования компенсаторных навыков, которые позволили бы слепым и слабовидящим школьникам без зрительного контроля или под контролем дефектного зрения качественно, эстетично и относительно быстро выполнять действия, связанные с социальной деятельностью, используя совокупность информации от всех сохранных анализаторов, включая остаточное зрение; приобретения ими социально-адаптивных навыков и адекватного отношения к своему дефекту, а главное — активной жизненной позиции.
Решение этих задач в школах слепых и слабовидящих осуществляется в процессе работы по традиционным направлениям воспитания — эстетическому, нравственному, трудовому, физическому, которые в данных условиях приобретают особую специфику. Так, нравственное воспитание, предусматривающее формирование нравственного идеала, этических ценностей, норм и оценок, развитие нравственных чувств, освоение опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и выработку нравственных привычек, ставит своей целью, во-первых, расширение нравственного опыта детей с нарушениями зрения за счет использования гуманных, развивающих аспектов любого вида деятельности, разнообразных жизненных ситуаций, различных взаимоотношений между людьми, включая и опыт взаимодействия с нормально видящими, во-вторых, побуждение слепых и слабовидящих учащихся к осуществлению нравственного выбора и совершению нравственных поступков в специально создаваемых учебных ситуациях, обучение их управлению своим поведением в соответствии с существующими нормами социального поведения.
На становление личностных качеств и нравственного поведения слепых и слабовидящих детей и подростков значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат (в семье, в школе и др.), обусловливающий формирование либо пассивности, инертности, зависимости, неадекватной (заниженной или завышенной) оценки своих возможностей и ограничений, слабости проявлений нравственного поведения, либо активности, открытости, инициативности, веры в собственные силы, реального понимания имеющихся ограничений, усвоения нравственного поведения. Результатом этой важнейшей работы является воспитание у школьников с нарушениями зрения способности к нравственному самовоспитанию и самосовершенствованию.
Своеобразие эстетического воспитания учащихся, находящихся вусловиях зрительной депривации, основанного на воздействии наличность различными средствами искусства, состоит в необходимости учета того факта, что некоторые источники прекрасного (природа, объекты изобразительного искусства) недоступны им для непосредственного восприятия или такое восприятие затруднено, не дифференцировано, ограниченно. Решение задач эстетического воспитания слепых и слабовидящих детей и подростков требует прежде всего оптимизации процесса восприятия произведений искусства — активного вовлечения сохранных анализаторов, использования тифлотехнических средств, а также избирательного и продуманного выбора доступных для слепых и слабовидящих видов искусства и творчества.
В процессе обучения музыке, графике, скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству учащиеся знакомятся с содержательными элементами этих областей искусства (формой, ритмом, гармонией, симметрией, пластикой, светосочетанием и др.), у них формируются эстетические потребности, эмоциональная отзывчивость, готовность и расположенность к восприятию эстетических и художественных ценностей.
Трудовое воспитание слепых и слабовидящих учащихся направлено на формирование мотивации и позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии, адекватной их способностям, состоянию зрения и здоровья. Умение применять теоретические знания и творческие способности на практике достигается только благодаря систематической, хорошо организованной предметно-практической деятельности учащихся. Систематическая предметно-практическая деятельность обеспечивает формирование у слепых и слабовидящих знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой деятельности в условиях зрительного дефекта, навыков контроля, правильного дозирования и распределения трудовых операций и нагрузок, т.е. овладение рациональными приемами работы.
Особое внимание в школе IIIи IV видов уделяется физическому воспитанию, что имеет чрезвычайно важное значение для состояния здоровья и физического развития слепых и слабовидящих детей, способствует коррекции вторичных отклонений в развитии и профилактике их возникновения. Эффективность физического воспитания таких учащихся во многом определяется широтой использования кроме ЛФК и ритмики других видов физкультурно-оздоровительной работы — гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья, процедур закаливания и т. п. Однако для достижения положительных результатов требуется создание режима наибольшей двигательной активности, способ-
ствующей развитию пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений, но вместе с тем и неукоснительное соблюдение каждым школьником нормативов и качественных характеристик выполняемых движений, рекомендованных с учетом ряда факторов, значимых для состояния зрения учащихся.
В этих специальных (коррекционных) учреждениях учатся также дети с амблиопией, миопией, гиперметропией, астигматизмом, косоглазием. Анализ их продвижения по образовательному маршруту показывает необходимость оказания им коррекционно-разви-вающей и лечебно-восстановительной помощи не только в дошкольный, но и в школьный период (Г.В.Никулина, Л.И.Плак-сина, Л.В.Фомичева и др.). В нашей стране до последнего времени обучение и воспитание таких детей проходило в общеобразовательных школах, куда воспитанники данной категории нередко попадали из дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения. Многолетний опыт обучения таких детей в общеобразовательных школах без коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной помощи обнаруживает, что при переходе из специальных дошкольных учреждений в школьные учреждения общего назначения у них заметно снижаются результаты лечебно-восстановительного процесса, достигнутые в дошкольный период. Кроме того, не получая коррекционно-развивающей поддержки, эти дети испытывают большие трудности в реализации учебно-познавательной и практической деятельности, что обусловливает значительное снижение темпа и качества работы по сравнению с нормально видящими одноклассниками. Это, в свою очередь, неизбежно ведет к падению успеваемости. Ситуация неуспеха, особенно остро проявляющаяся на 1-й ступени обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию к учебной деятельности и нередко выступает в качестве причины формирования отрицательных качеств личности. Признание важности предоставления таким детям в период обучения в школе комплекса лечебно-восстановительных и коррекционно-развивающих услуг привело к открытию классов «охраны и развития зрения». Необходимость таких классов продиктована также стабильным и значительным ростом численности таких детей.
Классы «охраны и развития зрения» функционируют в нашей стране с 2001 г. как при общеобразовательных (массовых), так и при коррекционно-образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Основные цели открытия классов данного типа — нивелирование трудностей, возникающих в процессе обучения детей, создание для их обучения и воспитания комфортных условий, коррекция вторичных нарушений и профилактика их воз-
никновения. В классах «охраны и развития зрения» решаются следующие задачи:
- обеспечение оптимальных условий для развития учащихся данной категории, коррекции и компенсации психического, физического, эмоционально-волевого развития, для профилактики возникновения вторичных нарушений;
- организация учебно-воспитательного процесса с учетом зрительных возможностей учащихся;
- создание щадящего режима учебно-воспитательного процесса — соблюдение определенных офтальмо-гигиенических норм, дозировка зрительной нагрузки, использование специальных приемов обучения и др.;
- обеспечение необходимого готеоптико-ортоптического лечения с последующим анализом динамики развития зрительных возможностей учащихся с целью стабилизации зрительных функций и их активизации;
- проведение коррекционно-развивающей работы с использованием коррекционного потенциала общеобразовательных уроков и систематических коррекционных занятий, направленных на улучшение зрительного восприятия, развитие и коррекцию познавательной, двигательной, личностной сфер и речи.
Режим пребывания детей в классах «охраны и развития зрения» образовательного учреждения соответствует схеме «полного рабочего дня»: в первой половине дня ученики посещают общеобразовательные уроки, во второй — коррекционные занятия, лечебно-восстановительные и профилактические процедуры. Наполняемость воспитательных групп и классов «охраны и развития зрения» составляет 15 человек. По отношению к учащимся таких классов применяются дифференцированный, индивидуальный и личностно ориентированный подходы, учитываются их зрительные возможности и уровень развития познавательной, двигательной и личностной сфер каждого конкретного ребенка.
Обучение в таких классах ведется по специальным учебным планам, состоящим из общеобразовательного и коррекционно-компенсирующего блоков. Первый блок включает общеобразовательные уроки, предусмотренные для соответствующей ступени обучения; коррекционно-компенсаторный блок — коррекционные занятия. В процессе обучения используются программы общего образования (общеобразовательные предметы), специальные коррекционные программы (коррекционные предметы) и учебники для общеобразовательной (массовой) школы.
В ходе изучения дисциплин, входящих в общеобразовательный блок учебного плана, наряду с обучающими, воспитывающими и развивающими задачами решаются коррекционные задачи, благодаря чему каждый урок способствует формированию
у учащихся зрительно-моторной координации, развитию глубинного зрения, совершенствованию ориентировки в пространстве и т.д.
В коррекционно-развивающий блок входят занятия трех видов: 1) по развитию зрительного восприятия; 2) по совершенствованию пространственной и социально-бытовой ориентировки, развитию мелкой моторики и осязания, коммуникативной деятельности и по коррекции физического развития (комплексные занятия); 3) занятия по коррекции речи.
Первые два вида коррекционных занятий проводятся в групповых, подгрупповых и индивидуальных формах, занятия по коррекции речи имеют подгрупповой и индивидуальный характер.
В образовательных учреждениях, располагающих классами «охраны и развития зрения», большое внимание уделяется включению учеников этих классов в общую жизнь школьного коллектива, что реализуется за счет активного вовлечения их во внеклассную и внешкольную деятельность.
Конечными результатами обучения каждого конкретного ребенка в классах «охраны и развития зрения» являются развитие зрительных функций, их стабилизация, автоматизация и активизация, а также нивелирование имеющихся вторичных отклонений и, безусловно, достижение каждым учеником максимального уровня обученное™ и воспитанности.