Криминалистическая фотография и киносъемка: понятие и значение
Криминалистическая фотография - это отрасль криминалистической техники, представляющая систему научных положений, технических средств и методов фотографического обнаружения, фиксации и исследования источников доказательственной информации в целях деятельности ОВД.
Объектами криминалистической фотографии являются:
а) признаки внешности человека для розыска и опознания;
б) материальная обстановка на месте совершения преступления либо месте обнаружения его следов;
в) общий вид, признаки и свойства орудий совершения преступлений и предметов, причинно связанных с ним;
г) следы-отображения, следы-предметы и вещества, несущие информацию о событии преступления и личности преступника;
д) следственные действия и ОРМ.
е) форма, размер, признаки и свойства вещественных доказательств, подвергающихся экспертному исследованию (например, следы на пуле, признаки почерка, штрихи предварительной подготовки при исследовании поддельной подписи и т.п.)
Фотоснимки, запечатлевшие фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей информационной природе являются фотодокументами и могут использоваться в уголовном процессе в качестве источников доказательств.
Те из них, которые изготовлялись вне связи с уголовным процессом, например, в ходе подготовки и совершения преступления, будет являться вещественными доказательствами. Они приобщаются к уголовному делу в соответствии с требованиями ст. 84 УПК РФ особым постановлением следователя или определением суда.
Снимки, полученные в пределах процессуальных действий при расследовании преступлений и рассмотрении дел в суде, а также при производстве криминалистических экспертиз, являются приложением к процессуальным документам. В уголовном процессе они выступают в качестве документов как доказательства, предусмотренные ч. 1 ст. 88 УПК РФ.
Оформление таких снимков заключается во внесении в процессуальные документы сведений, об объектах, подвергавшихся съемке, об использовании фотографических средств, о количестве отснятых кадров и т.д.
Фотоснимки-приложения к процессуальным документам приобщают к уголовным делам вместе с негативами, монтируют в виде фототаблиц, на которых указывают, к какому процессуальному документу они прилагаются. Под снимками делают надписи о том, что сфотографировано и при каких условиях. Признаки или детали объектов, на которые необходимо обратить внимание при рассмотрении снимков, отмечают стрелками, буквами, линиями. Фототаблицу подписывают следователь и лицо, производившее съемку или изготовившее снимки.
Если при проведении следственных действий применялась фотосъемка, а снимки не приобщены к уголовному делу, то в дело вкладывается справка с объяснением причин не приобщения фотоснимков.
Фотоснимки используются также для формирования криминалистических учетов живых лиц, трупов, некоторых предметов (пуль, гильз, оружия), по ним производят розыск и опознание преступников, устанавливают истинные размеры заснятых предметов и вычеркивают масштабные планы.
Криминалистическая (судебная) кинематография - это отрасль криминалистической техники, представляющая собой систему общих научных положений, методов, специальных приемов и соответствующих им технических средств, используемых для фиксации следственных и судебных действий, оперативно-розыск-ных, организационных и иных мероприятий в процессе осуществления правоохранительной деятельности.
Видеозапись -это прием, способ фиксации видеосигналов и звука на магнитном носителе; сущность и средства фиксации принципиально отличаются от кинематографических. Поэтому видеозапись как прием фиксации относится к самостоятельному разделу криминалистической техники.
Видеозапись- относительно новое средство фиксации доказательственной информации в уголовном судопроизводстве (ст. 85 УПК РФ). Сущность видеозаписи состоит в фиксации оптических и звуковых сигналов магнитным (магнитоэлектрическим) способом на магнитном носителе (пленке, металле). Это еще раз подчеркивает различие между кинематографией и видеозаписью.
Кинематография - это отрасль криминалистической техники как раздела науки, а видеозапись - это лишь прием, способ фиксации, равнопорядковый понятию "киносъемка". Поэтому, если определять видеозапись как отрасль криминалистики, то следует использовать иной термин, например "магнитография" либо "видеография", которые более точно отражают сущность метода фиксации оптического и звукового сигналов. В этой связи можно предложить следующее определение понятия криминалистическая магнитография.
Криминалистическая магнитография (видеография) представляет собой отрасль криминалистической техники, включающую систему научных положений и разработанных на их основе магнитных методов и средств фиксации доказательственной информации в процессе правоохранительной деятельности. Процесс одновременной фиксации оптических и звуковых сигналов на одном и том же магнитном носителе с помощью видеомагнитофона и называется видеозаписью.
задачи:
1. С документальной точностью фиксировать и исследовать факты, события, явления в динамике при расследовании преступлений;
2. Сохранять зафиксированную информацию о динамических свойствах, признаках объекта, воспроизводить ее для оценки в любое время на предварительном следствии и в суде;
3. Изучать недоступные человеческому восприятию быстропротекающие события. (Если скоростной киносъемкой с частотой больше стандартной зафиксировать столкновение автомашин, взрыв снаряда, разрушение пулей преграды, а затем демонстрировать фильм с обычной скоростью движения пленки, то на экране можно наблюдать, как развивается момент столкновения автомашин, как протекает взрыв, как пуля разрушает преграду. Оказалось, что пуля, приближаясь к стеклу, сжатым воздухом как бы вырезает круглое отверстие, в которое она входит, и только после этого завихрением воздуха разрушается стекло. Этим приемом нередко пользуются в кинематографе, когда необходимо "растянуть" во времени мгновенные процессы, усилить эмоциональную сторону восприятия демонстрируемого факта. Так кинофильм позволяет "растянуть" событие во времени и изучить его особенности);
4. Фиксировать события, явления не только в динамике, но и во времени. (Так, зная, с какой частотой снят фильм, нетрудно определить скорость, например, движущегося транспорта. На этом принципе работают, например, киноавтоматы, фиксирующие время и скорость движения автомашины, водитель которой нарушил правила дорожного движения).