Девушка – краса народа (Қыз өссе, елдің көркі).
Главная задача женщин - привести на свет потомство и воспитать детей. Прочность семьи во многом зависит от женщины. Её терпение, доброта и другие хорошие качества принесут благо семье.
Уважать старших – это древняя традиция казахского народа. Молодые не должны переходить дорогу старшим, быть вежливым, не спорить со старшими, нельзя громко смеяться перед старшими.
Женщины казахского народа снохе (невестке) дают советы по поводу угощения гостей, ухаживания за ребенком. В народе говорят «Не сноха плоха, в дом, куда она пришла».
Красота тела. Девушка должна быть красивой внешне и внутренне. Сама молодость - признак красоты и нежности. У казахских девушек должна быть длинная коса. Для того чтобы волосы хорошо росли, казахские девушки мыли их хной, кефиром. Поэтому говорят «Приличная внешность доверие рождает». Девушки носили камзол, бешпент, борик и другие национальные одежды. А также украшения: серьги, браслеты, шашбау (украшения для волос). Цель описания красоты в народных произведениях - это воспитать молодых к красоте и быть красивым.
Тело- жертва души, душа - жертва чести. Казахский народ придавал большое значение чести девушки, невесты. Казахские девушки были под присмотром жены братьев.
Ж.Т. Сарыбекова подробно описывает особенности нравственного воспитания девочек в казахской семье, отмечая, что в народе понятие «честь – хрупкое, но в то же время сильное как пламя чувство, зависящее от авторитета и уважения человека», поэтому в общении и отношении с другими оскорбления, неуместная грубость, рукоприкладство считались признаками невоспитанности и бескультурья.
Народная педагогика широко использовала в воспитании подростков такие пониятия, как «честь», «гордость», «достоинство», «целомудрие».
Особенно с большой ответственностью и уважением относились к сохранению «целомудрия» девочек. Этому свидетельствуют многие исторические документы. Например, поступок Кабанбай батыра, который спас молодую девушку от бесчестия, позора и насилия Шаганака, говорят его справедливости, понимании гражданского долга и наконец уважении и почитании традиций отцов и прадедов.
«Девушка – поступками и поведением» – в этой поговорке раскрываются желания народа видеть своих девочек воспитанными, скромными, отзывчивыми, негрубыми, покладистыми. Чистота душевная и телесная оберегала семью и была символом крепости семейных уз.
Все актуальные народные идеи о чувстве меры, о чувстве долга, о благотворительности и доброжелательности, об умении оказывать помощь детям-сиротам, вдовам и людям с определенными недостатками и увечьями, нашли отражение в трудах великих казахских мыслителей, таких как Аль-Фараби, Баласагун, Кашгари.
Наряду с понятиями «честь», «достоинство», «целомудрие», в казахском народе широко употреблялись такие понятия, как «совесть», «стыд», которые отражали ценные и почитаемые человеческие качества. О сущности и значении этих понятий можно судить по таким пословицам-поговоркам и высказываниям, как: «Чувство меры, совесть, стыд и глубокая мысль – ценный дар», «Кто совестлив и стыдлив тот благовоспитан», «Девушка без стыда и совести как пища без соли, невоспитанный юноша как конь без сбруи» и др. Поэтому девочкам с детства внушали, что «честь и стыд дают возможность женщине стать возлюбленной». Девичья честь и уважение в народе считались признаками чистоты, благовоспитанности, добропорядочности, благородства и доброжелательности.
Неписаные правила народных традиций воспитывали в детях почитание и уважение к старшим и родителям. Это все способствовало воспитанию и формированию в сознании девочек таких высоких чувств, как нравственность, патриотизм, ценные идеалы.
Одним из средств воспитания и формирования морально-нравственных качеств и этики общения девочек, которым уделялось большое внимание и значение, были народные обряды и приметы (приметы касающиеся человеческой деятельности, приготовления пищи, одежды и быта, особенности приветствия, манеры разговаривать, умение прощаться, просить прощение, умение благодарить и высказывать пожелания, восхваления и др.).
В женщине ценились такие умения, как сохранение спокойствия, благополучия и мира в семье, выполнение материнского долга, и проклинались такие качества, как сквернословие, выпивание и продажа своего тела. Особое отрицательное отношение было к тому, что девушки сбегали из дому замуж без родительского благословения.
Национальным достоянием и ценностями считались родной язык, культура и искусство, обычаи и традиции, народные игры и празднества. Родной язык считался источником и началом духовного обогащения человека, через язык он познает родную национальную культуру, Родину и ее природные богатства.
Чувство патриотизма воспитывалось в молодежи и подростках через привитие уважения и почитания национальных культурных и материальных ценностей.
К духовным культурным ценностям, воспитывающим и формирующим в молодежи чувства любви к Родине, патриотические и гражданские чувства можно было отнести произведения устного народного творчества (загадки и скороговорки, игры, притчи и легенды, сказки, пословицы и поговорки, эпосы и т.д.), музыкальные творческие, художественно-эстетические вкусы и способности развивались посредством народных песен, кюйев и айтысов, произведений прикладного искусства. Материальные культурные ценности использовались как средства овладения трудовой деятельностью (производственной и сельскохозяйственной), привития к ним любви.
Национальным долгом в казахском народе считался долг перед родителями и отечеством.
Обязанности человека регулировали отношения между ним и обществом, помогали выполнять детям свой долг перед родителями и отечеством. Осознание чувства обязанности и долга напрямую связано с чувсвами чести и достоинства, контролирующих сознание человека и дисциплину. Эти же понятия и качества воспитывались у девочек.
Казахский народ высоко ценил и уделял большое внимание воспитанию у девочек таких положительных качеств и требований, как деловые, коммуникативные (способность к общению), соблюдение личной гигиены. Они были одними из высоких показателей национального народного воспитания. Подтверждением этому являются результаты многих исторических исследований. Например, А.И.Левшин в своем труде «Характеристика земель Киргизо-кайсакской орды» 1832г., особо отмечая любовь и уважение казахов к своим национальным традициям, качествам и достоинствам, писал: «...доброжелательность, умение прощать и жалеть, уважение к старшим, почет по отношению к пожилым, самые хорошие качества киргизов (казахов). Они никогда не забывали женщин, проявивших героизм и прославивших свой народ, давая им звание батыра, почитали землю, где родились и никогда не покидали ее». Это является одной из психологических характеристик казахского народа. Нужно не забывая, отметить, что такие психологические особенности воспитывались женщиной-матерью. В воспитании национальных достоинств казахский народ придерживался определенных принципов (природосообразности, народности, последовательности, системности и осознанности, достоверности, доступности, учет возрастных и индивидуальных особенностей) и использовал такие средства воспитания:
А) произведения устного народного творчества (сказки, пословицы-поговорки, притчи и.т.д.).
Б) обычаи-традиции (обычаи-традиции связанные с воспитанием детей, бытовые традиции, социально-культурные традиции, военные традиции и т.д.).
В) национальные игры (народные игры, национально-спортивные игры, интеллектуальные игры и т.д.).
Г) произведения прикладного искусства (мастерских, ювелирных, работы по дереву, коже и т.д.).
Устное народное творчество казахов можно назвать школой гуманизма. Потому что в них раскрываются нравственные понятия, такие как гостеприимство, скромность, доброжелательность, жалость, обязанности и долг, честь и достоинство. Они являются значимыми принципами, регулирующими повседневную жизнь народа.
В народе давно ясна истина, что девочки – это цветы жизни, девочки – это будущие матери, хранительницы очага, счастья и благополучия, от них зависит воспитание и будущее народа.
Наши прадеды, предъявляя множество требований повзрослевшим девочкам, давали напутствие для выполнения трех условий, необходимых в жизни.
1. Приобрести себе знания, которые могли быть образцовыми для других. Умные и воспитанные девушки – будущие воспитанные невестки и образцовые матери.
2. Неиссякаемое полезное для себя и будущей семьи дело, занятие. Такими могли быть умения и навыки шитья и вышивания, приготовления пищи, умения встречать и провожать гостей.
3. Найти себе хорошего спутника – то есть хорошего достойного мужа.
Хороший спутник – будущее семьи. Спокойная и налаженная семейная жизнь считалась основным ключом жизни, поэтому девушки подходили к выбору своего спутника, мужа очень серьезно, уделяя большое внимание. В своем выборе девушки придерживались следующих требований:
• Воспитанность;
• Честь и достоинство;
• С широкой душой, умеющий прощать;
• Доброжелательность;
• Ум и образованность;
• Терпеливость и скромность;
• Моральная устойчивость;
• Отважность и героизм;
• Совесть и стыдливость;
У Баласагуни есть высказывание «Воспитывая девочек, мы воспитываем целый народ». Аулы – считались центрами народной культуры, традиций и обычаев. Девочки аулов вырастали уважающими старших и старались быть опорой для младших, любящими свою родную землю, обладающими всеми ценными качествами, которые формировались и почитались в народе испокон веков. Для того чтобы девочки не вставали на скользкий путь, им с детства внушали, что в народе почитают и уважают воспитанных целомудренных девушек и презирают выходки и привычки, которые несовместимы с красотой, данной им от природы.
Из поколения в поколение народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности.
Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший элемент здоровья: «Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья - физическое воспитание. Порою молодёжь беззаботно относится к своему здоровью. Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту мысль в социальном аспекте: «Богатство бедняка – это его здоровье».
Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Простудившемуся человеку в народе говорят: «Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждал: «От мнительности можно и заболеть».
Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ.
Центральное место в системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.
Особое значение народ придавал национальным играм – как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил: «Все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга».
Таким образом, идеалом физического воспитания, в представлении казахского народа, было воспитание молодой смены – здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей.
Духовная культура, обеспечивающая адаптацию человека к обществу и стабилизирующая его деятельность, проявляется не только через морально-этическую сущность. Ее эстетический компонент способствует выработке особого эмоционального отношения человека к миру. Поэтому основными задачами эстетического воспитания в современной школе является формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное во всех сферах жизни: искусстве, труде, общении, природе и др.
Эстетическое воспитание детей осуществляется с помощью системы приобщения к духовной культуре и развития мотивации к творчеству.
Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала.
Теоретические проблемы эстетического воспитания реализовывались на практике в опытных учреждениях. Одним из них была, возглавляемая С.Т. Шацким, первая опытная станция Наркомпроса. Ее коллектив разработал систему эстетического воспитания, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, драматургия). В работе по искусству С.Т. Шацкий отводил важное место педагогу, у которого должны быть положительные эмоции, эстетический вкус, владение специальными навыками в искусстве (умел хорошо петь или играть, или рисовать).
Эту мысль утверждал во всей своей практической деятельности педагог В.А.Сухомлинский. За долгие годы наблюдений за детьми в разных сферах их деятельности он сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребенка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы, коллективизма. В эстетическое воспитание В.А.Сухомлинский широко включал искусство, природу, окружающую действительность, быт. Он стремился к тому, чтобы дети научились чувствовать, понимать, ценить, а главное, творить красоту в природе, искусстве, труде и человеческих отношениях. Художественное слово, музыку, самостоятельное творчество детей В.А. Сухомлинский считал важнейшими средствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической системе. Теоретические положения В.А.Сухомлинского получили широкое распространение и применение в практике воспитания и образования.
Вопросы народной педагогики в 70-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: М.Ю. Айбазова, Л.Г. Андреева, Б. Апашев, B.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, Г.И. Батурина, Е. Борисова, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков и др. В трудах ученых затрагивался вопрос эстетического воспитания в народной педагогике.
В народной педагогике сложился эстетический идеал, определяющий основное содержание эстетического воспитания молодого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный образ, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в широком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развитии, движении к прогрессу. Черты прекрасного народ видел в явлениях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (музыке), организованных движениях человеческого тела (пластика, танцы), художественном слове. Вместе с тем в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности по законам красоты. Понятие прекрасного содержало в себе отрицание безобразного, некрасивого - того, что противоречило представлениям о красоте и достоинстве человека, что мешало утверждению нового, прогрессивного и приводило к эстетизации уродливого. Сферой проявления и источником прекрасного народ считал, прежде всего, красоту жилища, вещей, одежды, украшения. Эстетическая направленность быта проявлялась в композиции, архитектуре бытовых строений. Учитывалась специфика селения, расположения жилищных и иных построек, интерьер жилища обусловливался необходимостью создания лучших условий для жизнедеятельности семьи.
Эстетика жилого помещения, двора, быта в целом благоприятно воздействовало на стороны воспитания детей. Эстетика труда понималась как дружная и продуктивная работа семьи, общины, как красота процесса труда и его результатов.
Образ жилища всех народов отражал не только его основное функциональное назначение, но и художественный вкус.
Эстетический вкус народа формировался и в организации пространственной среды обитания. Достаточно вспомнить великолепные дворики мусульманских мечетей и духовных школ (медресе), украшенные деревьями, цветниками и фонтанами; дворы русских монастырей; главные площади казачьих станиц (майданы). Дворовые территории у большинства славянских и кавказских народов отличаются строгой иерархией построек, обеспечивающих комфорт не только семьи, но и домашних животных.
На развитие эстетического идеала народа огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.
На основе многовекового опыта народ вырабатывал идеал прекрасного в поведении, общении. Его фундамент составляли общечеловеческие понятия добра, коллективизма и индивидуализма. Эстетика общения включала требования культуры речи, движений, проявления вежливости, такта, чувства собственного достоинства и др.
Черты эстетического идеала наиболее ярко отразились в мифах, пословицах, поговорках, загадках, былинах, сказках, преданиях, легендах, детском фольклоре, музыке, песнях, духовных стихах и др. Требования, предъявляемые к мужскому и женскому идеалу красоты, были разными. В устном народном поэтическом творчестве воплощался эстетический идеал народа о сильном и справедливом защитнике, великодушном и милосердном, отзывчивом, беззаветно любящем свою родину. Идеал женщины в народной эстетической традиции отличала духовность, «ум сердца», открытость и обнаженность души. В ее характере сочетались ум и практичность, способность страдать и жертвовать собой во имя любви.
Педагогическая мудрость народа проявлялась в том, что процесс воспитания был неразрывно связан с интеграцией личности в общество и строился в соответствии с такими принципами, как целостность жизни и воспитания, природосообразность, культуросообразность. Эти принципы легли в основу создания системы средств, методов и приемов эстетического воспитания детей.
В связи с происходящими в нашей стране изменениями государственной системы образования проблема гуманизации и эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее значимых не только для педагогической науки, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека, как известно, являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, а также комфортность межличностного, межнационального и социального общения. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы эстетического образования и воспитания. Эстетика, выступающая в тесном единстве с этикой, философией, культурологией, экологией и этнопедагогикой, как раз и способна создать тот фундамент, на котором формируется разносторонне образованная и высоконравственная личность.
Очевидно, что возрождение и развитие всякой национальной культуры и языка имеет ярко выраженную эстетическую основу. Творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в их самобытной национальной форме, живое приобщение к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое восприятие их в контексте всей мировой культуры - вот единственно возможный путь воспитания нового поколения национальной интеллигенции и реального подъема культурного уровня всей нации в целом.
Вопросы для самоконтроля
1. Как проявляется народный взгляд на труд и трудовое воспитание?
2. В чем состоит воспитательное и образовательное значение народных ремесел?
3. Назовите нравственные идеалы казахского народа в воспитании девочек и мальчиков.
4. Каков народный взгляд на красоту?
5. Назовите народные средства эстетического воспитания.