Особенности организации коррекционной работы в классе для детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью
Приоритетными направлениями работы класса для детей с тяжёлой умственной отсталостью являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
-включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Работа ведется по Программе обучения глубоко умственно отсталых детей, включает следующие разделы: чтение и письмо, счёт, развитие речи, предметные уроки и экскурсии, социально-бытовая ориентировка, предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания, физическая культура, пение и ритмика, рисование, трудовое обучение.
Главный принцип в работе с этими детьми — это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Особую роль в формировании у детей положительных личностных качеств играет трудовое обучение. В ходе непосредственной практической деятельности у них формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации.
Задача подготовки детей к интеграции в общество решается на занятиях такого предмета, как «Социально-бытовая ориентировка».В ходе его изучения на примере близких детям жизненных ситуаций воспитывается правильное поведение, вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.
Развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
Вербальное обучение или обучение, основанное только на зрительном, пассивном восприятии, для этих детей неэффективно.
Наглядные средства широко используются при обучении детей общеобразовательным предметам, в частности элементарному счету. Например, чтобы составить у детей представление о числе, педагог использует ряд одинаковых предметов (кубиков, счетных па лочек и т.д.). Практически на протяжении всех лет обучения счетные операции ученики выполняют только на конкретном матери але. Это обусловлено тем, что у них отсутствует способность к отвлеченным арифметическим действиям. Различные средства на глядности применяются и на уроках развития речи. Все лишнее целесообразно убирать или закрывать от взглядов учащихся. Внимание детей должно быть сосредоточено на существенных деталях, которые иначе могут остаться незамеченными.
Наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в процессе трудовой подготовки учащихся. Недоразвитие регулирующей функции речи у этих детей настолько велико, что на начальном этапе практически не удается с по мощью словесных указаний организовать их обучение. Учитель показывает им приемы выполнения задания, сопряженно с педаго гом воспитанники многократно повторяют необходимые операции, в результате чего у них вырабатываются несложные трудовые навыки.
Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идет о принципе дос тупности обучения. По отношению к детям с тяжелой умственной отсталостью применение данного принципа — очень сложное дело, так как возможности развития у них крайне ограничены. Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети справлялись с работой, преодолевая определенные трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени са мостоятельности .
Реализация принципа доступности предполагает подбор примеров и фактов из жизни самих детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций, что делает доступным излагаемый учебный материал.
Дифференцированный подход к учащимся — один из путей индивидуализации обучения.
Дифференциация включает работу учителя с разными клиническими группами тяжело умственно отсталых детей, что обус ловливает выбор соответствующих средств и методов обучения.
Как указывалось выше, помимо общедидактических принципов в работе с этими детьми используются и специальные, при меняемые в коррекционной педагогике.
Особо следует остановиться на возможностях коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Во многих случаях к работе с этими детьми подходят с точки зрения их тренировки, в основе которой лежит учение об условных рефлексах (недаром часто таких детей называют «тренируемыми»).
Важнейшим принципом в работе с этими детьми является принцип практической направленности обучения. Известно, что данная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей. Этот практический интеллект по своей психологической природе отличается как от моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта.
Содержание учебно-воспитательной работы с этими детьми должно всемерно содействовать выявлению положительных воз можностей в подготовке воспитанников к доступным для них видам труда. Поэтому вся коррекционно-воспитательная работа с тяжело отсталыми детьми должна базироваться на таких видах занятий, как самообслуживание, предметно-практическая дея тельность и ручной труд на младших годах обучения, хозяйственно-бытовой и производственный труд в старшем школьном возрасте.
Обучение этих детей грамоте и счету занимает определенное место в общей системе учебно-воспитательной работы с ними. «Однако, — писал Г. М.Дульнев, — эти виды занятий не могут стать ведущими, так как, даже научившись читать и писать, глубоко отсталые не могут самостоятельно использовать эти умения в своей практической деятельности».
Центральным звеном в общей системе работы с этой категорией учащихся являются занятия, готовящие их к несложным видам хозяйственно-бытового и производственного труда, необходимым для их интеграции в общество.
Еще один принцип - принцип интегрированного обучения тяжело умственно отсталых детей вытекает из необходимости воз можно более разностороннего изучения предметов окружающего мира, привлечения для этого разных анализаторов, включения изучаемых объектов в различные виды деятельности. Следует все мерно расширять ограниченный опыт умственно отсталых детей, развивать их восприятие, умение устанавливать связи между предметами.
Такое обучение предполагает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных средств и методов. Так, на предметных уроках и во время экскурсий дети знакомятся с явлениями окружающего мира, на этом же матери але идет развитие их речи и его же берут в основу практической деятельности на уроках ручного труда и изодеятельности. Со счетными операциями дети знакомятся на уроках математики, умение считать закрепляется на занятиях социально-бытовой ориентировки и трудового обучения. Требования к уровню владения счетными операциями на всех этих уроках должны быть одинаковыми.
Принцип интегрированного обучения находит претворение в том, например, что упражнения по развитию общей и мелкой моторки учащихся проводятся и на уроках физкультуры, и на уроках предметно-практической деятельности, рисования и письма. Требования к уровню моторики детей на всех этих уроках должны быть одинаковыми. Упражнения на развитие зрительного восприятия, разработанные в программе предметно-практической деятельности, слухового восприятия, применяемые на уроках пения и коррекции речи, подготавливают детей к обучению чтению и должны быть четко согласованы с требованиями пропедевтики чтения.
Совершенно очевидно, что межпредметные связи при таком обучении выступают на первый план.
Актуальные проблемы воспитания и обучения и детей с тяжелым нарушением интеллекта. В связи с тем, что право на обучение в специализированных учреждениях VIII вида дети с тяжёлым нарушением интеллекта в нашей стране получили сравнительно недавно, существует ряд актуальных проблем. Существует необходимость в создании современной “Программы коррекционного обучения и социальной адаптации глубоко умственно отсталых детей и подростков”. Программа должна отражать современные достижения специальной психологии, коррекционной педагогики, олигофренопедагогики, медицины, специальных методик, техники и других отраслей знаний. В программе должны находить отражение вопросы методики развития речи, особенно коммуникативной её функции, а также коррекции дефектов речи. Необходимо предусмотреть разнообразные формы общения с детьми в разных видах деятельности, обеспечивающего социальную адаптацию. Должны быть определены пути и средства осуществления преемственности в работе специалистов по решению воспитательных, образовательных и коррекционных задач. Необходимо по возможности дать рекомендации по организации индивидуального подхода и применению дифференцированных форм обучения. В настоящее время все недостатки программного обеспечения восполняются педагогическими и методическими рекомендациями, использованием передового педагогического опыта.
В настоящее время желательно иметь в действии на конкурентной основе несколько программ и осуществлять выбор программы с учётом национальных, региональных, индивидуальных и других особенностей детей с выраженной умственной отсталостью;
Необходимо так же использовать инновационные технология в обучении детей с выраженной умственной отсталостью. Использования на уроках технических средств обучения может значительно повысить уровень запоминания учебного материала, сделает уроки более разнообразными и интересными.
Но особенно актуальной проблемой остается разработка учебников для данного вида классов. Такие учебники должны соответствовать ряду требований:
- должны быть красочными, т.е. содержать большое количество иллюстраций, способных заинтересовать ребенка;
- полностью опираться на учебную программу для классов для детей с тяжёлой умственной отсталостью;
- содержать задания способствующие развитию речевой деятельности, речевой активности,
- содержать задания направленные на максимально индивидуализируемый подход в обучении данной категории детей.
Это наиболее актуальные проблемы, существующие на данный момент в коррекционной педагогике детей с тяжёлым нарушением интеллекта.
Обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью в учреждениях VIII вида стало возможно в нашей стране с 1999 года. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение лиц с тяжёлым нарушением интеллекта к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.