Особенности устной речи учащихся I класса
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательной школы предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.
Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше ее результативность как в плане ликвидации собственно речевых недостатков, не осложненных первичными и вторичными последствиями, так и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель-логопед общеобразовательной школы должен уделять школьникам первых классов. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.
Сопоставление характера (типа) недостатков произношения с уровнем развития фонематических процессов, лексического запаса, грамматического строя позволяет уточнить роль дефектов произношения в общей картине нарушений устной речи. Так, если недостатки произношения проявляются только в виде искаженного произношения отдельных (или даже нескольких) звуков, то в подавляющем большинстве случаев это указывает на изолированный фонетический дефект. Это означает, что данный ребенок, имеющий нормальные слух, зрение, интеллект, к школьному возрасту (6—7 лет) в силу ряда причин не успел приспособить артикуляционный уклад к произнесению определенных звуков в фонетической системе языка, носителем которого он является. Формирование фонематических процессов при этом не задерживается; на их базе своевременно развиваются спонтанные предпосылки к овладению анализом и синтезом звукового состава. В дальнейшем ребенок свободно овладевает письмом и чтением и полноценно усваивает программу обучения в целом.
По-иному следует подходить к диагностике недостатков произношения в тех случаях, когда они проявляются преимущественно в виде смешения и замены различных оппозиционных звуков (по акустическими артикуляционным признакам)... В тех случаях, когда нарушение произношения проявляется в виде замены и смешения звуков и сопровождается недоразвитием фонематических процессов, следует констатировать, что речевой дефект распространяется на всю звуковую сторону речи. Встречающиеся при этом недостатки произношения есть лишь одно из проявлений такого состояния патологии речи, которое принято обозначать как фонетико-фонематическое недоразвитие. Поскольку в этом случае страдают фонематические процессы, у таких детей замедленно и с определенными пробелами формируются спонтанные предпосылки к анализу и синтезу звукового состава слова. Все это, вместе взятое, достаточно серьезно затрудняет обучение грамоте, а затем и родному языку в целом.
У некоторых детей подобная несформированность звуковой стороны речи сочетается с пробелами в формировании лексико-грамматических средств языка. В этих случаях нарушение произношения, как бы массивно оно ни было выражено, является лишь одним из проявлений такого сложного нарушения речи, которое принято квалифицировать как общее недоразвитие речи.
Такой ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения грамотой, письмом и чтением (как полагают некоторые логопеды), но и программой начального обучения в целом...
Содержание и приемы коррекционной работы
Первый этап коррекционного обучения.В этот период на логопедических занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению). Причем формирование этих свойств осуществляется в неразрывной связи с развитием общеучебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам (основным и вспомогательным). Постепенно в процессе выполнения различных упражнений у учащихся создается база для организации деятельности, на многоориентирной основе, что чрезвычайно важно для полноценного овладения грамотой, письмом и чтением по новому «Букварю».
В течение подготовительного периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно — над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети получают практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только учителем-логопедом.
В течение первых занятий учитель-логопед выявляет возможности каждого из учащихся в отношении преодоления дефекта и овладения знаниями. Во время этих занятий он формирует у детей представления о звуковой структуре слова, готовит их артикуляционный аппарат к дальнейшей работе над произносительной стороной речи, обучает умению самостоятельно осуществлять учебную деятельность, приучает к активной коррекции произношения. Все это создает необходимую базу для дальнейшей планомерной и целенаправленной работы по совершенствованию звуковой стороны речи.
Все изучаемые в русле первого этапа темы (и выполняемые детьми тренировочные упражнения) имеют выраженную направленность на восполнение пробелов в звуковой стороне речи. Постепенно, по мере упорядочения практических представлений о фонетической структуре слова, дети подводятся к овладению пониманием основных грамматических понятий: «предложение», «слово», «звук», «слог», «гласный», «согласный» (звонкий—глухой, мягкий—твердый) — и начинают пользоваться данной терминологией (разумеется, в практическом плане).
Помимо решения основной коррекционной задачи на всем протяжении первого этапа ведется работа над упорядочением лексического запаса, грамматического строя речи и формированием связной речи детей.
Второй этап коррекционного обучения.В процессе коррекции нерезко выраженного недоразвития речи во время занятия на первом этапе у учащихся были преодолены фонетико-фонематические нарушения и методом устного опережения создана база для целенаправленной работы над восполнением пробелов в лексико-грамматическом развитии. На втором этапе занятий происходит:
1) уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (относящихся к различным частям речи) и знакомства с различными способами словообразования и словоизменения;
2) уточнение, развитие и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи учащихся на основе овладения предложениями различных синтаксических конструкций, а также за счет усвоения связи слов в предложении (согласование, предложное и беспредложное управление);
3) закрепление навыков организации учебной деятельности...
Третий этап коррекционного обучения.На третьем этапе у учащихся первых классов осуществляется совершенствование связной речи.
Центральное место в процессе развития связной речи учащихся занимает работа над предложением как основной речевой единицей... На предыдущих этапах коррекции работа над предложением, не являясь главной, неизменно велась на каждом занятии. В основном вся фонетическая и лексическая работа проводилась на материале предложения...
Приобретенные учащимися в процессе составления словосочетаний и предложений умения способствовали осознанному потреблению предложений в речи.
Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1984. — С. 5-56.