ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В течении 2000 года творческий научный коллектив, составленный из преподавателей вузов, учителя школы г

В течении 2000 года творческий научный коллектив, составленный из преподавателей вузов, учителя школы г. Барнаула и аспиранта-филолога (рук. проф. АГУ Голев Н.Д.), провел начальный этап разработки и апробации обучающей программы «Системный анализ текста как пропедевтика речевой культуры в школе.

В фундаментальной части исследования коллектив исполнителей осуществил теоретическую разработку программы развития речевой культуры в школе на основе комплексного анализа текста, обосновав ее лингвистические, психолингвистические, лингводидактические и методические принципы. Коллективом разработана исследовательская и программа, включающая основные направления теоретического и экспериментального изучения проблем обучения речевой культуре школьников на уроках русского языка. Конкретной разработке подвергнута взаимосвязанный лингводидактический комплекс системного лингвистического анализа текста и тестирования на его основе. Выработаны и обоснованы принципы составления тестов как многоуровневого анализа текста и среза языковой способности школьника, осуществлена их первичная апробация, получены и рассмотрены первые результаты. Основные параметры разработки связаны с методикой предварительного (чувственного, прежде всего визуального) и логико-лингвистического «изучения» (знакомства, изучающего чтения) текста на основе системной актуализации опорных точек, выделяемых в тексте с целью последующего воспроизведения данного текста в различных лингводидактических формах устной и письменной работы: диктантах и изложениях разного типа, сочинениях-подражаниях и сочинениях-рефлексиях. Проведенное исследование показало эффективность многих способов актуализации опорных точек текста для его восприятия, понимания, воспроизведения и продуцирования. В прикладном аспекте оно продемонстрировало возможность использования таких способов в рамках целостной обучающей программы.

В прикладной части исследования проведена разработка технологии использования принципов обучения на очерченной основе. Разработаны 10 индивидуальных планов исследования отдельных фрагментов программы для учителей, участвовавших в ее внедрении Созданы 10 тестов, которые апробированы на выпускных и вступительных экзаменах. Проведены обучающие занятия с учителями, которые будут осуществлять внедрение программы. На основе данной работы подготовлены методические рекомендации и материалы для занятий в рамках программы, опубликовано монографическое учебное пособие и цикл статей.

Новизна проведенных исследований заключается в целом заключается в попытке создания обучающей программы, ориентированной на практическое владение русским языком во всем многообразии его функций и форм, на развитие языковой способности, которая понимается как сложный, диалектически организованный механизм, «составленный» из разнородных узлов, взаимодействующих по принципу дополнительности. В частности, новизна исследования проявляется, во-первых, в том, что они обосновывают правомерность (и необходимость) развития языковых способностей учащихся не только в словесно-логических формах, связанных с активизацией левополушарных центров головного мозга, но и в чувственных (правополушарных) формах, возможности которых в отечественной школе при обучении русскому языку явно недооцениваются, программы, ориентированные на развитие на их основе языковой способности детей, отсутствуют или представлены в виде частных вкраплений в учебный процесс; во-вторых, новизна заключается в представлении речи (и речевой культуры) как сложной модели, в которой взаимодействуют разные уровни языка; каждый речевой акт – есть реализации такой модели, каждый текст предполагает последовательное движение речевого мышления от единиц одного уровня к единицам другого уровня; таким образом, преодолеваются ограничения «орфографоцентристской» модели школьного курса русского языка, не ориентированной на развитие умений широко и свободно пользоваться в речи единицами всех уровней русского языка; в-третьих, предлагаемая модель развития речевой культуры ориентируется на обучающие возможности восприятия и понимания текста, которые обычно рассматриваются как пассивные процессы, что совершенно не соответствует современным представлениям о их роли в речемыслительной деятельности; культура восприятия и понимания достаточно легко проецируется на культуру порождения речи, в частности, через формирование навыков «культурного» воспроизведения текста, опирающегося на основные текстообразующие компоненты текста; тем самым осуществляется переход от культуры понимания «чужого» текста к культуре создания самостоятельных текстов; в-четвертых,особый аспект новизны предлагаемых разработок связан с развитием такой формы контроля и диагностики, как тестирование, имеющее в настоящее время широкое распространение, однако в большинстве случаев тесты представляют собой разрозненый набор заданий, не объединеный общей логикой. В предлагаемых тестах измеряемая тестом языковая способность коррелирует с текстом как системным образованием. Тесты моделируют систему текста и вместе с этим структуру языковой способности школьника или абитуриента; в научно-методическом плане впервые предлается использовать тестирование не толко в контрольно-диагностической функции, но и в функции обучающей. . Выводы о новизне исследований сделаны на основе анализа имеющихся программ по русскому языку для общеобразовательных учреждений и практике их реализации в современной массовой школе и многочисленных тестов по русскому языку для школы и вуза.. Такие выводы подтверждают итоги предшествующих конференций в АГУ с участием учителей г. Барнаула, районной конференции учителей Ленинского района г. Барнаула, научно-практического семинара учителей и преподавателей вуза в г. Бийске.

Широкая реализация программы даст учителям средних школ методические разработки, а также практические материалы, которые позволят повысить эффективность преподавания русского языка в средней школе по направлению «Развитие речи» и обогатить методические возможности учителя в овладении разными типами норм русского языка, построению связной устной и письменной речи, пониманию текстов разных функциональных разновидностей. На промежуточных этапах программа будет способствовать улучшению качества различных форм воспроизведения текста: диктантов, изложений, сочинения. Предлагаемая методика тестирования может быть широко использована для повышения эффективности оценки качества языковой подготовки в различных сферах: выпускных экзаменах в школе, вступительных экзаменах в вузе, аттестации учителей, школ, программ.

Исследование представляет собой начальный этап разработки внедрения программы “САТПРРШ”. Накопленный методический материал нуждается в дальнейшем в подготовке к изданию в разных жанрах: учебных пособий, методических рекомендаций, сборников тестов и заданий. Проводимые исследования следует продолжить для изучения возможностей внедрения программы в массовую школьную практику, для подготовки конкретных учебной документации (методических рекомендаций, сборников тестов, учебников). Большой тираж публикаций результатов исследования позволяет рассчитывать на массовую продажу печатной продукции. Основные возможные потребители - учителя русского языка в массовой школе, студенты филологических факультетов и работники народного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аванесов В.С.Вопросы объективации оценки результатов обучения. М., 1978.

2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М., 1996.

3. Анализ одного стихотворения / Под ред. В.Е. Холшевникова. Л., 1985.

4. Антонова Е.С.Тайна текста // Русский язык в школе, 2000, №5.

5. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроке русского языка // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 1998, №36.

6. Бабайцева В.В. Русский язык. Сборник заданий. 10-11 классы. М., 1997.

7. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская словесность. 1997, №3.

8. Балыхина Т.М., Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Орфография. Ч.1-2. М., 1998.

9. Балыхина Т.М., Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Пунктуация. 10-11 классы. М., 1998.

10. Беднарская Л.Л. Письменные работы с предварительным анализом текста // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 1999, №44.

11. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1976.

12. Булохов В.Я. Межполовые различия орфографической грамотности учащихся. Пособие к спецкурсу. Красноярск. 1999.

13. Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности). Красноярск, 1993.

14. Булохов В.Я. Словарь ошибочных написаний школьников. Красноярск, 1999.

15. Бурак Е.М. Контрольное тестирование по русскому языку. СПб, Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1996.

16. Васильев С.А.Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев, 1988.

17. Васильев С.А. Уровни понимания текста // Понимание как логико-гносеологическая проблема. – Киев, Наукова думка, 1982.

18. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов-на-Дону, 1995.

19. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи (новые темы в программах для школы и вуза). Ростов-на-Дону, 1997.

20. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов-на-Дону, 1995.

21. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста. М., 1989

22. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: грамматика, текст, стили речи. — М., 1995.

23. Войлова К.А., Канафьева А.В. Тесты. Русский язык. 5-7 классы (Аз); 8—9 классы (Буки); 10-11 классы (Веди). М., 1997.

24. Гарибян С.А. Школа памяти (суперактивизация памяти через возрождение эмоций). М., 1992.

25. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.

26. Гвоздарев Ю.А. Лингвистический анализ рассказы Л. Толстого «После бала» // РЯШ, 1992, №5-6.

27. Германович А.И. Опыт анализа языка, стиля и поэтики стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога» // РЯШ, 1970, №3.

28. Голев Н.Д. Антиномии русской орфографии. Барнаул. 1997.

29. Голев Н.Д. Комплексный филологический анализ текста как содержательная основа различных форм обучения русскому языку: мнемоника и рефлексии // Текст: варианты интерпретации. Вып. 4. –Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

30. Голев Н.Д. Компьютерное тестирование как форма вступительных экзаменов // Известия Алтайского государственного университета. — Серия «Филология и журналистика. История. Социология. Педагогика. Юриспруденция. Экономика». №2. Барнаул, 1997а.

31. Голев Н.Д. Орфография и лингвистическая культура. Уч. пособие. Барнаул, 1993.

32. Голев Н.Д. Субъективные заметки о «новом сочинении» в современной России с историческими экскурсами в теорию и практику сочинений в Германии и СССР // Новое сочинение: В помощь абитуриентам, экзаменаторам и учителям словесности. Часть 3. Томск. 1997б.

33. Голев Н.Д. Тестирование как комплексный анализ текста // Известия Алтайского госуниверситета. Вып. 3. Барнаул, 1998а.

34. Голев Н.Д. Тексты и тесты. Комплексный анализ текста в школе и тестирование в школе и вузе. Барнаул, 1994.

35. Голев Н.Д. О содержании школьного курса «Русский язык» и тестовой форме его представления на экзаменах // Известия Алтайского госуниверситета. Вып. 3. Барнаул, 1998б.

36. Голев Н. Д. О содержании школьного курса русского языка и его представлении на выпускных экзаменах различных типов // Речеведение в теоретическом и прикладном аспектах: Тезисы республиканской конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.

37. Голев Н.Д. Тексты и тесты: комплексный анализ текста и тестирование в школе и вузе. Барнаул, изд-во АГУ, 2000.

38. Голев Н.Д. Тексты и тесты: системный филологических анализ художественно-речевых произведений в форме тестирования // Культура и текст. Лингвистика. Часть 3. Барнаул, БГПУ, 1998в.

39. Голев Н.Д., Дмитриева Л.М., Камова И.М., Лукашевич Е.В. Тестирование по русскому языку на вступительных экзаменах: итоги и перспективы // Актуальные проблемы филологии. Тез. докл./ Под ред. В.А.Пищальниковой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998.

40. Голев Н.Д., Дмитриева Л.М., Камова И.М., Лукашевич Е.В.Портрет абитуриента-экономиста по данным тестирования по русскому языку // Актуальные проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях обновления образовательной практики: Тез. докл. юбилейной науч.-практ. конф. Ч.1. - Барнаул : АКИПКРО, 1999.

41. Голев Н.Д. Языковая игра как прием обучения грамотному письму // Преподавание словесности в высшей и средней школе. Барнаул, 1995.

42. Горбатов Д.С. Критериально-ориентированные тесты по русской орфографии. Воронеж, 1993.

43. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М. 1983.

44. Дмитриева Л.М. Федеральные тесты как форма вступительного экзамена по русскому языку: критический взгляд // Лингвистика и школа. Барнаул, 1999.

45. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания, 1964, №6.

46. Ерчак Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми // Вопросы психологии, 1994, №3.

47. Ефимов И.С. Принцип филологичности слова и филологический анализ слова художественного текста // РЯШ, 1982, №2.

48. Задания к практическим занятиям и самостоятельной работе по «Лингвистическому анализу текста» / Сост. доцент Кайзер Л.Э. Барнаул, 1982.

49. Иванова С.Ф. Говори!… Уроки развивающей риторики. М., 1997.

50. Иванова С.Ф. Риторика завоевывает место в школе // Русский язык в школе.1991, №2.

51. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения 5-9 классы. — М., 1993.

52. Капинос В.И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе, 1978, №4.

53. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Развитие речи: теория и практика обучения. — М., 1991.

54. Каратаева Е.В., Сутырина Т.А.Техника активного чтения //Русский язык в школе, 2000, №1.

55. Касмарская И.В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи для средней школы. 8-11 классы. М., 1998.

56. Катаева И.В. О тестировании по русскому языку // Фонетика – орфоэпия – письмо в теории и практике. Вып.2. Красноярск, 1998.

57. Качалкин А.И. Испытание личной грамотности. — М., 1985.

58. Ковалева В.И., Шабалдина Л.А. Тестирование как форма комплексного анализа текста // Лингвистика и школа. Барнаул, 1999.

59. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. — М., 1989.

60. Кохтев Н.И. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8—11 классов. — М., 1994.

61. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 5 класс. М., 1997.

62. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 6 класс. М., 1997.

63. Котюрова М.П. Экзамен по русскому языку – тестирование //Русский язык как государственный. Материалы международной конференции. М., 1997.

64. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Интеграционный курс русского языка // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 1999, №28.

65. Кудина Г.Н., Невлянская З.Н.Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 2 кл. Кн. 1-2. М., 1992.

66. Кузнецов М.В. Тесты по русскому языку. Стилистика. Для подготовки к экзаменам. 10-11 классы. Ключи и комментарии к ним. М., 1999.

67. Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. – Куйбышев, 1980.

68. Купалова А.Ю. Родной язык в действии: Коммуникативно ориентированный курс // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 1999, №28.

69. Купалова А.Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка // Русский язык в школе. 1999. №1.

70. Ладанов И.Д., Розанова В.А. Техника быстрого чтения. – М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»», 1998.

71. Ладыженская Т.Л. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие. М., 1998.

72. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М., 1993.

73. Лебедева Н. Б.Лаборатория русской речи как центр подготовки учителей. «Русский язык», №11 (227), 2000. С.3- 4.

74. Лебедева Н.Б.Лаборатория русской речи как форма подготовки школьного учителя // «Лингвистика и школа»: Доклады Всероссийской конференции. Барнаул, 2000.

75. Лебедева Н.Б.Лингвистика в школе в контексте федеральной целевой программы "Русский язык"// Лингвистика и школа: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ю.В. Трубниковой. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. С. 14-16.

76. Лебедева Н.Б.Русская естественная письменная речь: проблемы и задачи лабораторного исследования // Актуальные проблемы русистики. Томск, 2000. – С.257-263.

77. Лебедева Н.Б. Современная речевая ситуация и задачи педагогического вуза // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий: Тез. докл. и сообщ. всероссийск. науч.-метод. конф.; Екатеринбург, 19-21 марта 2000 г. / Под ред. И.Т. Вепревой. – Екатеринбург: УрГУ, 2000 г.

78. Леонова М.А.К постановке научных основ курса «Лингвистический анализ художественного текста» // Русский язык в школе, 1960, №1.

79. Лингвистические основы работы над текстом.Курск, 1997.

80. Лобок А.М. Писать раньше, чем читать.// Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября», 1995, №13.

81. Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся 10—11 классов. — М., 1995.

82. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СПб, 1996.

83. Максимович Т.И. Готовимся к тестированию по русскому языку. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». 9 класс. 1998.

84. Материалы к устному экзамену по русскому языку. 9 класс. М., 1997.

85. Методические рекомендации по разработке педагогических тестовдля комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. М., 1995.

86. Миловидова И. Проверяем свою грамотность: тесты (орфография, пунктуация, стилистика).— М., 1996.

87. Миртов А.В. Как научить и научиться грамотно писать? Общедоступная методика орфографии. Барнаул, 2000 (переизд.).

88. Михальская А.К. Мысль и слово. — М., 1997.

89. Михальская А.К. Человек, гражданин, ритор: риторические аспекты гуманитарного образования // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 1999, №28.

90. Мурзин Л.Н., Сметюк И.Н. Как обучать языку. Пермь, 1994.

91. Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи. 8‑9 кл. — М., 1995 и др. годы издания.

92. Никишаева В.П. Опыт лингво-стилистического анализа художественного текста. Бийск, 1998.

93. Новое сочинение. В помощь абитуриентам, экзаменаторам и учителям словесности. — Томск, изд—во Томского ун—та. — Ч.1, 1994; Ч.2, 1995; Ч.З. 1997.

94. О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе.— М., 1988.

95. Окладникова Т.В. Две стратегии грамотного письма // Фонетика – орфоэпия – письмо в теории и практике. Красноярск, 1996.

96. Охременко Н.В., Федина О.В. 400 диктантов и тестов по русскому языку для средней школы. 8-9 классы. М., 1999.

97. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. М.: Совершенство, 1997.

98. Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособие для учащихся. 5 класс. М., 1999.

99. Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособие для учащихся. 6 класс. М., 1999.

100. Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособие для учащихся. 9 класс. М., 1999.

101. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября), 1996, №3.

102. Пахнова Т.М. Работа с текстом как форма проведения экзамена по русскому языку // Русский язык в школе. 1991, №5.

103. Пешковский А.М. Как вести занятия по синтаксису и стилистике в школах взрослых // Пешковского А.М. Избранные труды. М., 1959.

104. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. М., 1988.

105. Плингин А., Поветьев П. Исследования стратегий проверки написания словарных слов // Научно-методический сборник NLP, №1, М., 1996.

106. Практикум по общей экспериментальной и прикладной лингвистике /Под ред. А. А. Крылова и С.А. Маничева. 2-е изд. СПб, 2000.

107. Программа по курсу «Лингвистический анализ текста». М., «Просвещение», 1979.

108. Программы для общеобразовательных школ на 1996/97 учебный год: Русский язык. М., 1996

109. Программы для общеобразовательных учебных заведений: Русский язык. М., 1992:

110. Программа нового курса«Речь и культура общения» для четырехлетней начальной школы / Сост. Т. А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская // Начальная школа. — 1990, №8.

111. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М., 1992.

112. Раппопорт И.А.Клоуз-тест // Русский язык в национальной школе. 1988. №2.

113. Речевые тесты и их применение.М., 1986.

114. Русский язык. Тесты. 5-7 классы. М.: Дрофа, 1998.

115. Русский язык. Тесты. 8-9 классы. М.: Дрофа, 1998.

116. Русский язык. Тесты. 10-11 классы. М.: Дрофа, 1998.

117. Русский язык. Тесты к школьному курсу. 8 класс. Справочное пособие. М., 1999.

118. Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. Сборник тестов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 1998.

119. Семенова Г.М. Типичные ошибки старшеклассников. 1-2. Москва: Знание, 1992-1994.

120. Рябинина Л.А., Соколова О.В. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку // Лингвистический ежегодник Сибири. Вып. 1, Красноярск, 1999.

121. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 классы: Книга для учителя / Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Л.Л. М., 1991.

122. Соколова О.В., Рябинина Л.А. Коммуникативно-деятельностный подход и принципы создания учебника русского языка // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 1999, №24.

123. Тараносова Г. Лингвистический анализ стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии...» // РЯШ, 1976. №1.

124. Тарасов Л.Ф. К методике лингвистического анализа поэтического произведения // Русский язык в школе, 1972, №4.

125. Тестовая методика оценки знаний. Ч.1-2 / Э.М. Кузьмина. Барнаул, 1997.

126. Тестовые задания по русскому языку для учащихся 8 класса. М., 1998.

127. Тестовые задания по русскому языку для учащихся 9 класса. М., 1998.

128. Тестовые задания по русскому языку для учащихся 10-11 классов. М., 1998.

129. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Телетестинг-99. М., 1999.

130. Тесты и задания по русскому языку для самоконтроля с ключами (5-9 классы). М., 1997.

131. Тесты по русскому языку. Учебное пособие для начальной школы. — М., 1997.

132. Тесты. Русский язык. 11 класс. Варианты и ответы государственного тестирования. М., 1997.

133. Тихомирров О.К., Собчик Л.Н., Гурьева Л.П., Гарбер И.Е. Отношение к компьютерному тестированию различных социальных групп // Вопросы психологии, 1991, №5.

134. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Ч.1-2. - М., 1999.

135. Томсон А.И. К теории правописания и методологии преподавания его в связи с проектированным упрощением русского правописания. Одесса, 1905.

136. Тункель В.Д. Прием и последующая передача речевого сообщения // Вопросы психологии, 1964, №4.

137. Угроватова Т.Ю. Тесты по русскому языку. 5 класс. М., 1998.

138. Угроватова Т.Ю. Тесты по русскому языку. 6 класс. М., 1999.

139. Ульченко З.Ф.Диктанты с изменением текста. —М., 1982.

140. Ушаков Д.Н. Русское правописание: отчет его происхождения, отношение его к языку и вопроса о его реформировании. М., 1917.

141. Фетисова А.В.Лингвистический анализ текста. Методические рекомендации для студентов филологического факультета пединститута. Курск, 1972.

142. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы. Книга для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1999.

143. Холшевников В.Е. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А.С. Пушкина // Анализ одного стихотворения. – Л., 1985.

144. Художественный текст на уроке русского языка // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»), 1996, №№ 4, 8, 14.

145. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НЛО «МОДЭК», 2000.

146. Черноземова Е.Н. Словесность. Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1998.

147. Чиркова Л.И. Роль зрительного диктанта в формировании орфографического навыка: Автореф. дисс…. канд. пед. Наук. М., 1991.

148. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. Книга для внеклассного чтения учащихся 8--10 классов средней школы. М., 1986.

149. Шварц Л.М. Психология навыка чтения. И., 1941.

150. Шипицына Г.М.Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Книга для учителя. М., 1997.

151. Шорохова В.Н. Лингвистический анализ текста IV главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Лингвистический сборник. Проблемы русского языкознания. Вып. 5. М., 1976.

152. Щерба Л.В. Опыт лингвистического толкования стихотворений. 1. «Воспоминание» Пушкина; 2. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом.// В кн.: Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

153. Язикова Ю.С.Реализация идеи системности при анализе художественного текста // Соотношение системности языка и его функционирования. Нижний Новгород, 1992.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методические разработки занятий и циклов занятий по программе «САТПРРШ»

Наши рекомендации