Экспресс-исследования
Исследовательская работа с наставником, о которой мы говорили выше, предполагает длительное индивидуальное или коллективное исследование, и занимаются им обычно далеко не все дети. В отличие от нее «экспресс-исследования» предполагают массовое участие детей - и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.
Суть его сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники в учебно-воспитательном комплексе, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: «исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы», «какие растут деревья», «роза ветров» в окрестностях школы», «выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе», «поведение животных, посещающих территорию школы», «как зимуют травы», «как ложится снег», «какие насекомые живут на территории школы и как они ведут себя зимой», «как и почему люди прокладывают тропинки по территории» и т. п.
Аналогичные задания в нашей экспериментальной работе с успехом выполняли и старшие дошкольники.
Возможны и теоретические, и, конечно же, «фантастические» •>к с 11 ресс-и сел едова и и я. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Архитектура будущего» (поручить детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина будущего и др.); «Неземные цивилизации»; «Фантастические рассказы» и др.
Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако при этом в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать к основным традиционным предметным дисциплинам. В своей работе в УВК № 1669 Москвы мы предлагали детям поработать в школьном «центре обогащения содержания образования», где можно найти разную литературу и где накапливались выполненные детьми макеты проектов. Их задача - собрать материал из книг и других источников по заранее предложенной теме. Темы эти чаще всего были связаны с историей, мо-сквоведением, музыкой, изобразительным искусством. Например, «искусство портрета» (основные особенности, классификация портретов, особенности современных портретов и портретов прошлого» и др.); «история возникновения московского трамвая», «забытые народные музыкальные инструменты» и др.
Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпирические. Например, однажды у второклассников УВК № 1611 Москвы, собиравших материал по искусству пейзажа в России, родилась идея провести исследование художественных предпочтений одноклассников. Они расклассифицировали картины и, вооружившись их репродукциями, провели опрос одноклассников. С помощью простого ранжирования определили рейтинги каждого из живописных направлений и каждой из картин.
Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Мы проводили его обычно в виде конференции. Для этого столы ставились в круг, и дети под руководством педагога делали краткие сообщения. Обязательный элемент - вопросы к докладчику и краткое обсуждение сообщения.
^ Учебные турниры
Эта форма организации учебной работы заимствована нами из опыта американских педагогов. Она показала свою высокую эффективность в условиях нашей работы.
Суть ее в том, что после изучения крупной темы проводится учебный турнир (обычно раз в неделю). Дети делятся на несколько команд (американцы предлагают делить детей по уровню достижений на «сильных», «средних», «слабых»). Мы обычно проводили учебные турниры между гетерогенными командами.
Каждая команда получает несколько десятков пронумерованных карточек с вопросами. Карточки лежат на столе перевернутыми, как билеты на экзамене. Каждый участник команды выбирает карточку и отвечает на доставшийся ему вопрос. Остальные дети оценивают ответ по альтернативной шкале («правильно», «неправильно»). После турнира подводятся итоги. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, признается победителем.