Факторы, влияющие на отказ от курения
Учитывая сложности отказа от курения, респондентам было предложено выбрать из списка предложенных факторов, те, которые, по их мнению, помогают бросить курить. Ответы респондентов представлены на рис.4.
Данные, приведенные на рис. 4, показывают, что, по мнению молодых людей, бросить курить легче в том случае, если в обществе не принято курить, если окружающие люди (родственники, друзья, знакомые, коллеги) не курят, и если человек сам ощутил на себе негативные последствия курения.
Рис. 4. Факторы, которые, по мнению респондентов, помогают бросить курить.
При сравнении ответов респондентов из различных целевых групп было установлено, что большинство участников Программы «УМНИК» преимущественными факторами, помогающими бросить курить, называют следующие: «если в обществе будет не принято курить» и «если окружающие люди не курят» (60% и 51%, соответственно). В других целевых группах (школьники, студенты колледжей и студенты 1 курса ТГУ) в качестве преимущественного фактора выделяют непосредственное ощущение негативных последствий табакокурения на себе (56%, 36% и 51%, соответственно). При этом было установлено, что с возрастом уменьшается значимость влияния данного фактора на отказ от табакокурения (r=-0,137; р=0,021) и увеличивается влияние общественного мнения (r=0,149; р=0,012) и нераспространенность табакокурения среди близкого окружения (r=0,116; р=0,049).
Анкетирование также показало, что многие знают о негативных последствиях табакокурения, но информированность о вреде табакокурения, сама по себе, не является значимым фактором, способствующим отказу от курения. Что подтверждается комментарием одного из участвующих в исследовании респондентов: «Курение – зло. Я стараюсь с ним бороться. Я чувствую, как сигареты подавляют мой организм, у меня начинаются «простудные» заболевания, болит живот, понижается тонус и все время тянет спать и не хочется работать. Несколько раз пробовал бросить курить, но дольше недели не курить не выходило: возникала стрессовая ситуация и я начинал курить снова».
Кроме описанных в анкете факторов, способствующих отказу от курения, респонденты в графе «свой вариант» предлагали и другие способы:
¾ «Я курил с 13 лет до 21 года. Бросил с помощью прочтения и анализа очень интересной книги Алана Кара. Вы наверняка о ней слышали. С тех пор всем ее рекомендую, даже тем, кто не курит. Считаю, что большинству желающих бросить курить, необходима помощь психолога, поскольку чаще всего психологическая зависимость от сигарет несравнимо сильнее физической».
¾ «Чтобы бросить курить, необходим сильный стимул, например, рождение ребенка».
¾ «Иметь силу воли, поставить цель и бросить курить».
¾ «Осознание самого человека».
¾ «Для значительной части молодежи имеет значение мода на курение. Поэтому необходим полный запрет любой рекламы табачных изделий. Необходимо каким-то образом бороться с показом курящих людей по телевидению».
¾ «Необходима государственная политика, направленная на сокращение в несколько раз числа предприятий, выпускающих табачную продукцию (с переориентацией их на выпуск другой продукции). Упаковка табачных изделий не должна быть яркой и привлекательной».
¾ «Нужно активно вести через СМИ разъяснительную работу о вреде курения с приведением наглядных клинических примеров для создания резко негативного отношения к курению».
¾ «Необходимо организовать досуг молодежи (кружки, спортивные секции и др.), исключающий проведение времени в компаниях, где многие подростки начинают не только курить, но и, к сожалению, принимать алкоголь и наркотики».
¾ «Должна быть общедоступной, анонимной и бесплатной наркологическая и психологическая помощь для людей, желающих бросить курить. Курение – это не дурная привычка, а разновидность токсикомании».
Многие респонденты в своих комментариях отмечали необходимость использования совокупности различных мер в борьбе с табакокурением. Например: «Я не могу выделить один из пунктов, проблему глобально может решить лишь их совокупность. Замечу, что на меня более повлияло «ощущение на себе негативных последствий» и понимание «бесперспективности этого занятия»».