Система социального обслуживания в РФ
Система социального обслуживания населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.
Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.
В статье 1 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей - наиболее важны для общества.
Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.
Его цель - регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» - так определяется предмет в этом законе.
Социальное обслуживание охватывает всю совокупность социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) на дому.
Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.
Закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг, обеспеченных государством.
Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый идеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание - это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальное обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.
Система ЖКХ в РФ.
Жилищно-коммунльное хозяйство в России-многоотраслевой комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий различного назначения и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения вних граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг:Холодное водоснабжение;Горячее водоснабжение; Водоотведение; Теплоснабжение; Электроснабжение; Газоснабжение; Сбор, вывоз и утилизация мусора; Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем; Капитальный ремонт; Текущая уборка мест общего пользования; Содержание и благоустройство придомовых территорий.
Целью создания и назначения ЖКХ является обеспечение соответствующего уровню экономического развития качества среды обитания человека путем предоставления услуг потребителям и обеспечения сохранности объектов ЖКХ, поддержания необходимого санитарного состояния населенных пунктов, надежности и устойчивости работы указанных объектов.
В настоящее время структура ЖКХ России включает более 30 видов деятельности.
Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплуатационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.
Наше коммунальное хозяйство убыточно, изношено. Постоянные отключения тепла, света, прорывы труб стали нормой для наших городов. Но основная задача реформирования ЖКХ - это повышение эффективности этой отрасли экономики.
В России нет класса реальных домовладельцев, муниципальные органы выступают в роли подрядных организаций, обслуживающих жилье, не более того. В качестве таких организаций могут выступать и частные фирмы. Это обстоятельство, наряду с желанием избавиться от убытков жилищно-коммунального хозяйства, которые покрываются за счет бюджетных средств, и легли в основу предложенной правительством жилищно-коммунальной реформы.
Фактически ее можно свести к следующим главным мероприятиям: организация службы единого заказчика. В роли «единого заказчика» выступает сам муниципалитет (или его представитель; если город большой, то службы единого заказчика организуются в округах, районах), который предлагает подряд на обслуживание группы жилых зданий (квартала, микрорайона, двора). Устанавливаются определенные требования к качеству обслуживания и сумма, которая будет перечислена подрядчику, в случае успешного оказания соответствующих услуг. Предполагается, что возникнет конкуренция между муниципальными и частными фирмами, которые будут бороться за получение такого подряда, что позволит, в частности, усилить контроль за уровнем тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве; поэтапное увеличение тарифов на коммунальные услуги и повышение квартирной платы для постепенной ликвидации убыточности коммунального хозяйства. При этом квартирная плата повышается до уровня, покрывающего эксплуатационные расходы здания и его текущий ремонт; поскольку, как уже указывалось выше, домовладелец в данной схеме отсутствует, то расходы на капитальный ремонт и реконструкцию здания либо будут осуществляться из бюджета, либо не будут осуществляться вообще. Кроме того, противоречивая ситуация складывается и в работе коммунальных служб: в настоящее время ими осуществляется практика перекрестного субсидирования - часть издержек по оказанию услуг одной группы потребителей (населения) перекладывается на другую группу (предприятия, организации). Строго говоря, повышение тарифов для населения должно предполагать их снижение для других групп потребителей коммунальных услуг, однако в явном виде такая постановка вопроса в предлагаемых мероприятиях отсутствует.