Педагогический процесс как целостная система. Структура и движущие силы педагогического процесса.
В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в Х1Х в. Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит П.Ф. Каптереву. В свое время он пришел к выводу: «"Обучение", «образование», «приучение», «воспитание», «наставление», «увещание», «взыскания» и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса". В дальнейшем развивали представления о целостном педагогическом процессе С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и другие. Вместе с тем, начиная с 1930-х годов, обучение и воспитание изучаются как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга. В середине 70-х годов XX века наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики. Авторы современных концепций (Ю.К. Бабанский, Ю.П. Сокольников, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и другие) сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода.
Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогическая система — «открытая» система, изменяющаяся под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике.
Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют (В.А. Сластенин и др.) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике.
Наиболее общая педагогическая система — это система воспитания (образования), построенная обществом и выполняющая его социальный заказ. Её подсистемами выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Основной подсистемой является учреждение образования.
Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс (от лат. processus — движение вперед, изменение) —
1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата.
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:
1) обучающую — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;
2) воспитательную — формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;
3) развивающую — развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:
§ между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития;
§ между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием;
§ между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности;
§ между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;
§ между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие.
Наряду с вышеназванными компонентами педагогической системы (педагоги, воспитанники, содержание образования, средства) в структуру педагогического процесса (схема 6) входят компоненты, порождаемые самой деятельностью субъектов педагогического процесса: цель, методы, формы и результаты педагогического процесса. Это переменные компоненты педагогического процесса, зависящие от субъектов педагогического процесса и их взаимодействия.
Взаимодействие педагогов
Существуют и другие подходы к определению структуры педагогического процесса (В.А. Смирнов и др.):
§ целевой — включает цели и задачи, реализуемые в определённых условиях;
§ содержательный — определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения;
§ деятельностный — характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания;
§ результативный — достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса; обеспечивает управление качеством педагогической деятельности;
§ ресурсный — отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
Структура педагогического процесс универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.
Педагогический процесс организуется с ориентацией на определенные цели образования (социальный заказ общества) и для их реализации. Системообразующим компонентом педагогического процесса выступает цель, которая ему внутренне присуща. Цель содержится в структуре деятельности педагога и учащихся, в содержании и средствах педагогического процесса.
Системность педагогического процесса связана с другой важной его характеристикой — целостностью (см. схему 7).
В соответствии с современными взглядами ученых (И.П. Подласый, В.И. Смирнов, В.А. Сластенин и др.) целостность педагогического процесса реализуется:
Q в единстве обучения, воспитания и развития (единстве их целей, содержания, методов, форм, средств);
Q в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания);
Q в единстве функций педагогического процесса;
Q в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру);
Q в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс;
Q в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования;
Q организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую);
Q в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности.
Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие его субъектов (педагогов и воспитанников). Вне этого взаимодействия педагогический процесс реально существовать не может. Это позволяет говорить о двустороннем характере педагогического процесса.
Исследователи указывают, что педагогический процесс имеет циклический характер, и, следовательно, в нем можно выделить повторяющуюся последовательность этапов (циклов). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания педагогического процесса в соответствии с заданными целями. Суть второго, основного, этапа заключается в непосредственном осуществлении педагогического взаимодействия. Третий, заключительный этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов.
Педагогический процесс и педагогические системы, в которых он осуществляется, неразрывно связаны с другими социальными процессами — экономическим, политическим, духовным и др. Определенное влияние на педагогический процесс оказывают также внешние условия — природно-географические, общественные, производственные, культурные и др.
12. Понятие о дидактике, её предмет, задачи и основные категории.
Дидактика — отрасль педагогики, которая изучает теоретические основы обучения и его содержание. Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos — поучающий и didasko — изучающий. Известно, что немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихий) (1571—1635) назвал свой курс лекций «дидактикой», «искусством преподавания» (1613 г.).
Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
Предмет дидактики — учебный процесс, протекающий в условиях учебно-воспитательного учреждения под руководством преподавателя. В дидактике исследуются закономерности этого процесса, разрабатываются научные основы определения содержания образования, даваемого на том или ином уровне в разных типах учебно-воспитательных учреждений, пути повышения эффективности средств и методов обучения, а так же те организационные формы, в которых протекает обучение. Дидактика отвечает на вопросы: чему учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах?
Основная задача дидактики — выявить закономерности, которыми подчиняется процесс обучения, и использовать знание этих закономерностей для более успешного достижения целей образования. Она занимается научным обоснованием содержания образования, определяя оптимальный объем знаний и навыков, умений, который необходимо дать школьникам.
Основные проблемы: определяет педагогические основы содержания образования; исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся; изучает закономерности учебно-познавательной деятельности обучающихся и пути ее активизации в процессе обучения; изучает закономерности учебно-познавательной деятельности обучающихся и пути ее активизации в процессе обучения; разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения; важной проблемой дидактики является разработка и совершенствование организационных форм учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.
Категории: обучение, образование, самообразование система знаний умений и навыков, знания, умения, навыки, учение, преподавание, учебная деятельность.
Чешский педагог Я. А Коменский (1592—1670) представил дидактику как систему научных знаний. Его труд «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему…» (1657) является одним из первых научных произведений по дидактике. Я.А. Коменский сформулировал важнейшие принципы и правила обучения, многие из которых не потеряли своего значения и в настоящее время. В дальнейшем большой вклад в развитие дидактики внесли многие зарубежные и отечественные педагоги: И.Г. Песталоцци (1746—1827), И.Ф. Гербарт (1776—1841), А. Ф. Дистервег (1790—1866), К.Д. Ушинский (1823—1870), К.Ф. Каптерев (1849—1922), Дж. Дьюи (1859—1952), М.Н. Скаткин (1900—1991), И.Я. Лернер (1917—1996), Ю.К. Бабанский (1927—1987) и другие.
Методологической основой обучения является гносеология — теория познания. Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деятельности, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Нормативные основы дидактики связаны с тем, что содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и нормативными документами, которые разрабатываются на основе стандартов.
Предметом дидактики являются закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения. По мнению, известных дидактов предметом дидактики выступает «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В.В. Краевский), «условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения» (Ч. Куписевич). Дидактика — наиболее разработанная научная отрасль педагогики. Она является одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой. Дидактика решает следующие задачи:
· Определяет задачи обучения, то есть отвечает на вопрос «для чего обучать?».
· Изучает наиболее общие закономерности обучения, формулирует на их основе принципы и правила обучения.
· Определяет содержание обучения, разрабатывает образовательные стандарты, учебные программы и учебно-методические комплексы, отвечая на вопрос «чему обучать?».
· Разрабатывает вопросы о формах и методах обучения, организации обучения в целом, решая проблему «как обучать?». Особенно актуальной сегодня является разработка и внедрение в педагогическую практику технологий обучения.
· Формулирует общие принципы создания и применения средств обучения, играющих существенную роль в образовательном процессе. Иначе, говоря, отвечает на вопрос «с помощью чего обучать?».
· Изучает вопросы, связанные с методологией исследования проблем обучения.
· Анализирует и обобщает передовой педагогический опыт, изучает новации и инновации в процессе обучения.
К основным категориям и понятиям дидактики относятся: обучение, учебный процесс, учение, преподавание, закономерности обучения, принципы обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, технология обучения. Дидактика оперирует также понятиями смежных наук (система, содержание, форма, метод, учебные умения, навыки, мотивы, познавательный интерес, мышление и другие).
Обучение - специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, способов мышления и деятельности, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.
Закономерность обучения — совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между дидактическими явлениями, компонентами процесса обучения, характеризующих их развитие и функционирование. Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса обучения.
Преподавание — управление учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, в овладении способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. Учебная деятельность (учение) — целенаправленная познавательная деятельность обучающихся, направленная на усвоение системы знаний, овладение способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.
Дидактика является теоретической основой для формирования предметных методик (частных дидактик), выполняя по отношению к ним методологическую функцию.