Оформление результатов исследования
Как уже говорилось, результаты любого научного исследования должны быть описаны, оформлены в виде литературной продукции. Написание научных трудов, даже и небольших, для начинающего исследователя представляет собой очень непростую задачу. Этому приходится учиться, переписывая по нескольку раз статью, доклад и т. п. добиваясь четкости логичности и лаконизма изложения.
Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах литературной продукции:
1. Реферат является одной из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде. С помощью реферата начинающие исследователи педагоги, включенные в исследовательскую работу, излагают свои первоначальные результаты исследования. В реферате обычно раскрываются теоретическое и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и выводы по проанализированному научному мате риалу. Реферат должен показать эрудицию исследователя его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию. Рефераты, как правило, не публикуются.
2. Научная статья является самой распространенной формой литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно- методических сборниках. Объем статьи обычно бывает от 5 до 15 машинописных страниц. Изложение материала в научной статье должно быть систематичным и последовательным. Разделы работы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание должно быть уделено научному стилю работы. для научного стиля характерны. следующие основные требования: ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм., строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций логичность взаимосвязь положений Особое внимание следует обратить на литературную редакцию текста
Большое значение в научной статье имеет изложение заключения научных выводов и предложений. В этой части статьи следует кратко и четко выделить существенные аспекты результатов исследования и показать пути их реализации в педагогической практике.
З. Научный отчет, доклад Научную работу можно оформить и в виде научного отчета. Общие требования и правила оформления научного отчета изложены в соответствующем ГОСТе.
К научному отчету предъявляют следующие основные требования: четкость построения; логическая последовательность изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов работы; доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
Научный отчет должен включать титульный лист, список авторов, краткий реферат, содержание (оглавление), основную часть работы, список использованной литературы и приложения.
Реферат отчета должен отражать в очень кратком изложении основное содержание отчета: объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования, краткие выводы и возможности применения результатов исследования.
Основная часть отчета включает: введение; аналитический обзор научной литературы по данной теме; обоснование выбранного направления работы; разделы (главы) отчета, отражающие методику, содержание и результаты выполненной работы; заключение (выводы и предложения).
В приложения включают вспомогательный материал отчета: таблицы цифровых данных; примеры инструкций, руководств, анкет, контрольных работ, тестов и т.п., разработанных и примененных в исследовательской работе; иллюстрации вспомогательного характера.
Научный доклад — по содержанию это то же, что и научный отчет. В то же время он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логически завершенную часть, аспект. К научному докладу не предъявляются столь жесткие требования к его оформлению и его форме, как к научному отчету. Для него не требуется реферат, разбиение по главам. По языку, литературному стилю изложения доклад, как правило, должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия его прочтения вслух.
4. Методическое пособие. Основой такого пособия
являются сделанные на базе результатов исследования теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых методов и методических приемов в практике учебных заведений. Так как методическое пособие рассчитано на практических работников (руководителей школ, училищ, лицеев, колледжей, учителей, преподавателей, мастеров, воспитателей и т. д.), оно должно быть написано на хорошем, живом литературном языке. По возможности его следует иллюстрировать наглядными материалами.
Методическое пособие можно оформить и в виде брошюры или книги. Брошюрой называется малообъемная печатная продукция (5 — 48 страниц) в мягкой обложке или без обложки. Книга — печатный материал объемом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете.
Методические пособия подразделяются на методики преподавания всего какого-либо предмета, курса; методические разработки, в которых, как правило, освещается методика преподавания отдельного раздела, темы учебной программы или нескольких отдельных разделов, тем; и методические рекомендации, которые посвящены отдельным аспектам совершенствования учебно-воспитательного процесса, допустим, развитию творческого мышления учащихся на занятиях по физике.
Методические пособия, пожалуй, наиболее сложный вид педагогической литературной продукции, поскольку они рассчитаны на практических педагогических работников — учителей, преподавателей, воспитателей и т.д. для того, чтобы педагог при его остром дефиците времени прочитал методическое пособие, а тем более стал применять содержащиеся в них рекомендации, оно должно быть написано кратко, четко и ясно. К сожалению, при общем большом количестве издаваемых методических пособий, таких пособий очень немного. Кстати, классическим примером блестящего методического пособия (по военному делу) можно считать знаменитую книгу А. В. Суворова “Наука побеждать”, где всего на 25 страницах текста изложены рекомендации по всем, как теперь принято называть, инновациям гениального полководца от правил ведения боя и военных переходов, до организации тыла армии и устройства госпиталей.
5. Монография. Монографией называется научное издание, в котором какая-то одна проблема (моно-одиночный) рассматривается достаточно разносторонне и целостно. Монография может иметь одного или несколько авторов.
Если исследователю удалось какую-то педагогическую проблему решить по-новому, всесторонне обобщить существующие научные труды по проблеме и он может научно обосновать свои концепции по проблеме, показать конкретные возможности их реализации в педагогической практике, только тогда ему целесообразно оформить результаты своего исследования в виде научной монографии.
В монографии исследователь показывает, как исследуемая проблема решалась ранее в научной и методической литературе и в педагогической практике, как она решается в настоящее время. Затем раскрывается сущность своих теоретических и методических идей решения этой проблемы, описывается методика исследования, которая использовалась для подтверждения концепции. После этого подробно освещаются, анализируются результаты собственного исследования, делаются аргументированные выводы и научно-обоснованные рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В конце монографии приводится библиография использованных литературных источников Монография также оформляется в виде брошюры или книги.
б. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах, педагогических чтениях и т.д. Как правило, при проведёнии научных конференций, семинаров и т.д. принято публиковать сборники тезисов докладов и выступлений их участников. Тезисы это очень короткий документ от 1 до З страниц машинописного (компьютерного) текста. Их объем для всех участников заранее устанавливает оргкомитет конференции и т.п. Основная задача при написании тезисов - в очень сжатой, конспективной форме изложить самые главные результаты исследования, которые докладчик, выступающий хочет доложить участникам конференции, семинара или симпозиума.
Объемы всей научной литературной продукции измеряются в условных единицах — авторских (печатных) листах. Один авторский лист — 40000 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Таким образом, один авторский лист — это примерно 23 страницы машинописного текста, напечатанного через 2 интервала.
Кроме форм литературной продукции, результаты исследований докладываются и обсуждаются посредством устного научного общения. Можно дать следующие условные определения основных форм организации устного научного общения:
— научный (проблемный) семинар — обсуждение сравнительно небольшой группой участников подготовленных ими научных докладов, сообщений, проводимое под руководством ведущего ученого, специалиста. Научные семинары могут быть как разовыми, так и постоянно действующими. Они являются важным средством сплочения исследовательского коллектива, выработки у его членов общих подходов, воззрений. Научные семинары проводятся как правило в рамках одной научной организации или одного учебного заведения, хотя на их заседания могут приглашаться и представители других организаций.
— научная конференция — собрание представителей научных или научных и практических работников (в последнем случае конференция называется научно-практической). Научная и научно-практическая конференция всегда бывает тематической. Они могут проводиться в рамках одной научной организации или учебного заведения, на уровне региона, страны, на международном уровне;
— научный съезд — собрание представителей целой отрасли науки в масштабах страны. Например, съезд психологов. На съездах обсуждаются все или значительная часть актуальных проблем для данной науки на сегодняшний день;
Научный конгресс — то же, что и съезд, только на международном уровне. Например, Европейский конгресс, Всемирный конгресс;
симпозиум (кстати, в дословном переводе с греческого - “пиршество”) — международное совещание научных работников по какому-либо относительно узкому, специальному вопросу (проблеме).
Кроме этих перечисленных, общих для всех отраслей научного знания форм организации устного научного общения, следует указать также специфические формы, сложившиеся в педагогике, сфере образования:
— авторские школы передового педагогического опыта (педагогические мастерские, педагогические практикумы)— форма общения педагогов, когда учитель, преподаватель, мастер или руководитель учебного заведения — автор передового педагогического опыта подробно рассказывает участникам школы о своем опыте и демонстрирует его в процессе проведения открытых уроков, других занятий. Школы передового педагогического опыта проводятся в рамках учебного заведения, региона или всей страны;
— педагогические Чтения — форма общения работников образования, имеющая целью обобщение и распространение передового опыта, На педагогических чтениях заслушиваются преимущественно доклады практических работников — учителей, преподавателей, руководителей учебных заведений, опыт которых содержит элементы новизны, и получил общественное признание. Педагогические чтения проводятся в учебном заведении, на уровне района, области (как правило, ежегодно), в масштабах страны — Всероссийские педагогические чтения.
Таким образом, изложенные в данном разделе советы от определения темы исследования до оформления его результатов позволят начинающему исследователю спланировать свою научную работу в виде методики исследования, о которой говорилось в самом начале раздела и приступить к его проведению.
Студенты, как правило, оформляют результаты своих научных исследований в форме курсовых, выпускных квалификационных (дипломных) работ, статей, тезисов. Они могут участвовать в научных собраниях, например в рамках научных студенческих конференций.
Темы практических занятий