Как воспитать хорошие привычки
При отсутствии у детей группы детского сада хороших общих привычек педагог большую часть своего рабочего времени вынужден тратить на борьбу с проявлениями хаоса, вместо того чтобы заниматься творческой жизнью детского коллектива. В основе формирования хороших привычек лежит способность маленького ребенка к подражанию взрослым. Взрослый должен день за днем терпеливо повторять какое-либо действие, не меняя установленных им однажды правил. Хорошо, если эти правила будут сопровождаться игровыми действиями. Вообще доброе терпение и ритмичность повседневной жизни — основа успешного воспитания.
Моем руки
Желая воспитать у детей хорошие привычки, взрослый, прежде всего, должен понять, чего именно он желает достичь, и разложить на составляющие тот навык, который он собирается привить детям. Вот, например, мытье рук. Формируя данную привычку, мы хотим, чтобы дети, во-первых, мыли руки с мылом, во-вторых, вытирали руки только собственным полотенцем и, в-третьих, не толкались возле умывальника.
Первую задачу нам помогает решить то обстоятельство, что дети приходят в детский сад не одновременно, поэтому мы можем мыть руки с каждым новым ребенком. Произнося потешку или напевая песенку, мы вместе моем руки, смываем мыло водой. «Мыльная песенка» или потешка крепко связывалась у детей с данным действием. И потом, услышав ее, они сами брали в руки мыло, и нам не надо было специально напоминать им об этом.
Для достижения второй цели мы оборудовали кабинки для полотенец опознавательными картинками. У каждого ребенка на кабинке собственная картинка — такая же, как на кабинке для верхней одежды в прихожей. Дети быстро запоминают свою картинку и пользуются только своим полотенцем.
Труднее было решить третью задачу, потому что детей в группе шестнадцать, а умывальников всего четыре. Естественно, дети не хотели стоять в туалетной комнате и ждать, пока другие закончат мыть руки. Они начинали пихаться, возникала толкотня. Самое простое решение этой проблемы пришло довольно быстро. Постепенно отправляем детей умываться и при этом не возникает толкучки возле умывальника.
Садимся за стол
Нужно, чтобы дети успокоились и сосредоточились на процессе принятия пищи. Перед началом трапезы дети произносят благодарственные слова. После чего дети, пожелав друг другу приятного аппетита, принимаются за еду. Момент благодарения очень важен, потому что маленький ребенок сам еще не в состоянии сказать спасибо. Эту привычку надо формировать.
Как правило, уже после недели работы мы имеем представление об аппетите каждого ребенка и в соответствии с этим раскладываем пищу, чтобы как можно меньше продуктов шло в отходы. Ребенок обязательно должен знать, что за каждой вещью, за каждым блюдом стоит труд очень многих людей. Нужно учить детей ценить труд.
Дети, глядя на взрослого, должны учиться есть неторопливо, аккуратно, не жадничая. Рядом с обеденным столом всегда стоит столик, на котором стоят чашки с водой для полоскания полости рта после еды.
Играем
Поведение и деятельность взрослых глубоко воздействуют на волю детей, закладывают в них привычку трудиться. Творчески подражая взрослым, дети учатся таким повседневным делам, как приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещения, работа в саду и т.п. Поэтому очень важно, чтобы взрослый по возможности часто трудился в присутствии ребятишек.
Для этого в игровой комнате у воспитателя есть стол, за которым тот выполняет разные работы на глазах у детей: чинит игрушки, подшивает платочки и т.п.
Убираем игрушки
Когда время свободной игры подходит к концу, мы предлагаем детям начать наводить порядок. Дети заканчивают игру и подбегают к педагогу.
На уборку мы обычно тратим десять минут. Но это сейчас. Поначалу уборка игрушек была чрезвычайно трудным делом, чтобы это изменить, мы предлагаем рассказать детям сказку про муравьишек.
«В одном большом лесу стоял под старой березой муравейник. Жили в нем папа-муравей, мама-муравьиха и дети-муравьишки. Утром солнышко проснулось, выпустило свои лучики на землю, разбежались солнечные зайчики по всему лесу. Один зайчик попал на муравейник, забарабанил лапками в дверку и запел.
Муравьишки проснулись, потянулись. И хотели, было бежать играть с зайчишкой. Но зайчик глянул в комнату, а у детишек-муравьишек игрушки все раскиданы, кроватки не заправлены. «Где же здесь играть?» — удивился солнечный зайчик.
Муравьишкам очень хотелось попрыгать, побегать. Стали они убирать игрушки, заправили кроватки, позавтракали и побежали с солнечным зайчиком по лесу. С тех пор детишки-муравьишки научились ухаживать за своим домом и уже не оставляли на полу даже самую маленькую соринку».
Теперь нам уже не нужно каждый раз рассказывать эту историю, но кто-то из детей обязательно ее вспоминает.
Одеваемся на прогулку
Многие дети, поступая в детский сад, не умеют правильно одеваться. Если это малыши, то мы с младшим воспитателем помогаем им одеться. Однако со временем мы все больше ограничиваем нашу помощь, поощряя ребенка за каждую самостоятельно надетую вещь. Во время одевания тоже воспитываются хорошие привычки. Мы с няней, помогая детям одеваться, всегда сидим на определенных местах.
Я заметила, что процесс одевания и раздевания становится гораздо более упорядоченным, если дети при этом поют. Все происходит очень спокойно и не возникает никакой толкучки или неразберихи.
Гуляем в лесу
Мы с детьми часто ходим за пределы детского сада. Заранее договариваемся: бегать в в разных направлениях можно, но при этом мы должны все время видеть детей. Дети привыкли к этому правилу и никогда не убегают от нас.
Когда приходит время отправляться обратно в группу, мы их зовем, дети заканчивают игру и собираются вокруг нас: мы идем в садик. Очень хочется, чтобы при входе дети вытирали ноги о коврик и поэтому мы им напоминаем.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ, МЫЛО ДУШИСТОЕ!
Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог. Само слово "гигиена" произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).
Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Поэтому работа по формированию у детей навыков личной гигиены должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
Для воспитания у детей хорошей привычки мыть руки можно пользоваться маленькими стишками:
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться
Мама может рассердиться…
В. Науменко
В ванне.
Любо плавать Ване
В белом море - в ванне.
Только вот обидно -
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...
А. Шлыгин
Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Предлагаем вместе с детьми научиться, правильно мыть руки:
Обязанность родителей– постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам.