Общие закономерности развития личности
1. Понятия личности и основные научные подходы к ее изучению.
2. Процесс развития и формирования социализации личности.
3. Основные факторы развития и формирования личности.
4. Возраст и возрастная периодизация.
4. Возраст – период, ступень в развитии, росте человека (Ожегов) – категория, служащая для обозначения временных характеристик развития человека.
Периодизация. Аристотель с 7 до 21:
1) растительное – растет;
2) животное – половое созревание;
3) разумное.
Камекский:
1) детство до 6 лет – развитие зрения, обоняние, слуха – материнская школа;
2) отрочество 6 - 12 – внутренние чувства, память;
3) юношеский 12 – 18 – мышление, способность к сужению;
4) возмужалость 18 – 24 – развивается воля.
Педагогика:
0 -1 младенчество;
1 – 3 – раннее детство;
3 – 5-6 – преддошкольное детство;
6-7 – 10-11 – школьное детство, младший школьный возраст;
11-12 – 14-15 – подростки;
15 – 17 – ранняя юность, старший школьный возраст;
17 – 21 – вторая фаза/стадия юности, студенческий возраст;
21-22 – 55-60 – взрослость;
55-60 – 75 – пожилые;
75 – 90 – старость;
90 + ∞ - долгожительство.
Для каждого этапа свои виды деятельности, новообразования, кризисы, ведущие стороны социализации.
Значимые виды деятельности:
1) до года – эмоциональное общение со взрослыми;
2) 1 – 3 – предметное освоение мира;
3) с 3 – игровая деятельность, игры физического развития. Личные игрушки, игры с другими, социально-ролевые (врач, полиция-мафия);
4) с 6-7 лет – учебная деятельность (желательно в игровой форме);
5) подростки – учебная деятельность, потребность в общении, игровые формы;
6) старшеклассники – интимно-личностное общение, привязанность, влюбленность;
7) студенческий – профессиональное обучение, социализация, интимно-личностное общение.
Возрастные показатели:
- календарный/паспортный/хронологический;
- биологический – обмен веществ, соматика;
- психологический – особенности мышления, памяти, воображения, поведения;
- социальный;
- субъективный, внутренне переживаемый.
Личность
1. Личность – человек как носитель как-либо свойств (Ожегов) – человеческий индивид как субъект отношений сознательной деятельности (психологи).
Биологическая и социальная.
Понятие более узкое, частное по отношению к понятию «человек».
Философы выделяют 5 важнейших признаков личности:
- разумность, интеллект;
- ответственность (за себя, и за других);
- свобода;
- личностное достоинство;
- индивидуальность.
Подходы к изучению:
1) биогенетическое – проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, особенности нервной системы – медицинские науки, возрастная физиология, сексология, генетика, медицинская психология);
2) социогенетическое – процессы социализации человека (формирование социального характера – социология, социальная педагогика, культурология, исторические науки);
3) персоногенетическое – проблемы развития самосознания, творчества личности, воспитание индивидуального характера и способности к самореализации, поиск смысла жизни, индивидуальность – психологические дисциплины, возрастная педагогика, гуманистическая психология, экзистенционализм, персонализм).
2. Развитие – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят:
- в анатомо-физиологическом созревании человека;
- в совершенствовании его нервной системы и психики;
- в познавательной и творческой деятельности.
Формирование – результат развития личности, означает ее становление, приобретение в совокупности устойчивых свойств и качеств.
3. Фактор – момент, существенное обстоятельство, которое влияет на человека:
- наследственность;
- среда;
- воспитание.
Наследуются:
- физические особенности;
- задатки (потенциальные возможности);
- среда:
- домашняя;
- географическая;
- социальная;
- воспитание.
Нужно учитывать всю совокупность действующих факторов и управлять развитием личности.