Связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.
Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев: степень протекции и контроля; удовлетворенность потребностей ребенка; предъявляемые требования и способы общения с ним, применяемые санкции по отношению к ребенку; степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.
Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Родительские требования: при правильном их использовании способствуют воспитанию зрелости у детей; родители стараются, чтобы они развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости права детей на независимость и самостоятельность .
Способы общения с детьми: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение, с тем
чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования, недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.
Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
Выделяют два стиля семейного воспитания:
1.Демократический —определяется высоким уровнем вер
бального (речевого) общения между детьми и родителями;
включенностью детей в обсуждение семейных проблем, уче
том их мнения; готовностью родителей прийти на помощь,
если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятель
ности ребенка.
2. Контролирующий стиль включает значительные ограниче
ния поведения детей: четкое и ясное разъяснение их смысла,
отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу
дисциплинарных мер.
В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они имеют хорошее физическое развитие, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, не агрессивны.
В психологии существует такая классификациядетей, по результатам семейного воспитания:
• Компетентные дети — с устойчиво хорошим настроением,
уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собствен
ного поведения, умением устанавливать дружеские отноше
ния со сверстниками, стремящиеся к исследованию, не избе
гающие новых ситуаций.
• Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настрое
ния, трудноустанавливающие контакты со сверстниками, из
бегающие новых и напряженных ситуаций.
• Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа в напряженных ситуациях.
Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех компонентов — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания в семье является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием ребенка.
Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень по всем компонентам. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное, но менее теплое отношение, чем для родителей незрелых детей.
Исследователями выделены следующие аномальные стили воспитания (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер).
1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением,
доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется
как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному
благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Скрытая
гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем
контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности
в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен
для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформ
ному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из до
ма, бродяжничество, праздный образ жизни.
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и
забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием
ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность,
безынициативность, нерешительность, неумение постоять за
себя. Особенно ярко проявляется у детей с психастенической
сензитивной и астено-невротической акцентуациями. У ги-
пертимных подростков такое отношение родителей вызывает
чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усили
вает реакцию эмансипации.
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «ку
мир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное
покровительство и обожание, приводящие к непомерно высо
кому уровню притязаний ребенка, безудержное стремление к
лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным
упорством и опорой на собственные возможности. Усиливает
истероидные акцентуации у детей.
12—1742
4. Эмоциональное отвержение. Отсутствие материнской за
боты и внимания ( материнская депривация), грубое и неред
ко жестокое обращение с ребенком. Скрываемое эмоциональ
ное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ре
бенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не
«такой», например, «недостаточно мужественный для своего
возраста, все и всем прощает». Иногда оно маскируется пре
увеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздраже
нием, недостатком искренности в общении, бессознательным
стремлением избежать тесных контактов, а при случае осво
бодиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение
одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному
сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилеп-
тоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и
эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппози
ции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных
грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых ком
паниях.
Эмоциональное отвержение и безразличие очень тяжело сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития, которые нередко бывают необратимыми. Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью. Им свойственна повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непред-сказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствую
щие возрасту и реальным возможностям ребенка требования
бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности,
возложение на него ответственности за жизнь и благополу-
чие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребенка». Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например у старшего ребенка по отношению к младшему.
Выделяют и другие типы неадекватного родительского отношения к ребенку:
• Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, при
вязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за
страха возможного несчастья в будущем. В этом случае пре
уменьшение реальных способностей и возможностей ребенка
приводит родителей к максимальному контролю и ограниче
ниям, желанию все сделать за него, предохранить от опасно
стей жизни, «прожить жизнь за ребенка».
• Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения
любви: недостаточные школьные достижения или неаккурат
ность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку де
монстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не лю
бит». При этом родители прямо не выражают недовольства ре
бенком, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые
они переживают в связи с плохим его поведением. С ним не
разговаривают, подчеркнуто игнорируют, говорят о ребенке в
третьем лице, как об отсутствующем. У гипертимных подрост
ков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости
и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми сто
ит стремление доказать свое существование, внедриться в се
мейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за
страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух,
ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчужде
ния. Подобное поведение родителей у сензитивных детей по
рождает глубокое чувство собственной ненужности, одиноче
ства. Стремясь вернуть родительскую любовь, ребенок вынуж
ден сверхограничивать свою индивидуальность, поступаясь
чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесценивания «Я», сохранения примитивной привязанности.
• Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий родителям одни огорчения», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. Развитие самостоятельности ребенка сковывается отношениями зависимости и постоянным страхом, что он окажется виноватым в неблагополучии родителей.
Содержание семейного воспитания |
Содержанием семейного воспитанияявляется формирование базовой культуры личностив со-
вокупности всех ее компонентов.
В условиях семейного воспитания на первом месте с рождением ребенка стоит его физическое развитие и охрана физического и психического здоровья ребенка, создание нормальных санитарных и гигиенических условий. Для этого проводится закаливание ребенка, занятия физическими упражнениями, а по мере роста приобщение его к занятиям физкультурой и спортом. Ребенок должен много гулять, находиться на свежем воздухе. Сближают всех членов семьи и способствуют укреплению здоровья детей совместные прогулки и экологические экскурсии, походы.
Психическое здоровье ребенка сохраняется прежде всего в дружной, любящей семье, где все дорожат друг другом, оказывают внимание и поддержку.
Очень серьезным и ответственным моментом в жизни семьи является интеллектуальное развитие детей, подготовка их к школе. С детьми надо много играть, читать им книги, пока они маленькие, использовать развивающие компьютерные игры (но пользоваться ими крайне осторожно и в меру), разговаривать и отвечать на все возникающие у них вопросы. Посещение театров, выставок, музеев расширяет детский кругозор, дает пищу для ума.
Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научить ребенка читать и писать, речь идет о формировании положительной мотивации к учению в школе (а не запугиванию школой, как это очень часто встречается), развитии мелкой мускулатуры рук, укреплении здоровья, воспитании усидчивости, трудолюбия, укреплении воли и обучении умению доводить нача-
тое дело до конца. Когда ребенок начинает учиться нужна постоянная поддерживающая помощь и контроль со стороны родителей.
Формирование самосознания ребенка, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной ориентации в условиях семьи сложный, длительный и противоречивый процесс. Из-за обилия неверных и ошибочных представлений многих родителей именно этот аспект семейного воспитания порождает больше всего проблем. Понятие «ценностное отношение к жизни» сравнительно недавно стало входить в общий обиход и практику воспитания. Социальная и профессиональная ориентация в первую очередь должны осуществляться именно в семье, не являются значимой проблемой для очень многих родителей, за исключением семей с другой крайностью, когда за маленького ребенка решают, кем он будет, и вопреки его желаниям, способностям и интересам понуждают приобретать выбранную родителями профессию.
Нравственное и гражданское воспитание детей в семье осуществляются прежде всего примером родителей и других членов семьи. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными» (В.А. Сухомлинский). То, как ведут себя родители, о чем и как говорят, какую систему ценностей внушают, определяет нравственный багаж, с которым их дети выйдут в жизнь.
Экономическое воспитание осуществляется всем хозяйственным укладом семьи, отношением к деньгам, их зарабатыванию, к материальным ценностям и их месту в жизни человека.
Экологическое воспитание происходит путем общения с природой. Полезно в доме держать каких-нибудь животных, рыбок, птичек. Если есть земельный участок ребенку надо показать все, что на нем растет, объяснить, чем это интересно для человека, учить ухаживать за растениями.
Трудовое воспитание должно осуществляться на протяжении всего детства. Ребенок должен в меру своих сил и возможностей иметь определенные поручения, приобщаться к помощи взрослым, овладевать всеми сторонами трудовой жизни семьи: учиться готовить, шить, стирать, убираться, осуществлять мелкий ремонт в доме. При этом в зависимости от сил,
интересов ребенка надо учитывать половые различия детей, в то же время не формируя стойких установок на женские или мужские дела. Жизнь семьи сложна и многообразна, и девочке могут оказаться полезными в жизни элементарное умение держать молоток в руках, провести несложный ремонт мебели и др., а мальчику умение готовить, стирать, убираться. И конечно, родителям надо внимательно присматриваться, к чему более склонен ребенок, в чем он проявляет наибольшую успешность, чтобы вместе с ним правильно выбрать будущую специальность.
Эстетическое воспитание начинается с игрушек, колыбельных песен матери, игр-потешек, поговорок-скороговорок, одежды ребенка, интерьера помещения, где он находится, эстетики всего жизненного пространства ребенка.
В семье растут не просто дети, а мальчики и девочки. Воспитание сына и дочери также требует специального внимания и заботы родителей. Прежде всего важно, чтобы семья была полной. При этом наличие обоих родителей одинаково важно и для мальчика, и для девочки. Первым сознательным и бессознательным образцом для девочки служит мама и другие старшие родственники женского пола, но выросшая без отца, она не имеет образцов (положительных или отрицательных) мужского поведения и общения, поэтому нередко контакты с представителями другого пола устанавливаются с трудом. Очень сложные и значимые связи складываются между мамами и сыновьями, они не только определяют взаимоотношения с другим полом в будущем, но и вообще являются во многом определяющими в становлении личности и характера сына.
С возрождением в стране деятельности всевозможных религиозных конфессий не последним вопросом в семейном воспитании стал вопрос о религиозном воспитании. Но здесь каждый должен определяться сам. Если семья верующая, то, скорее всего, ребенок, с рождения приобщенный к религии, вырастет верующим человеком. Но этого может и не произойти: по мере взросления ребенок может отказаться от внушаемой ему веры, избрать другую или вообще отказаться от нее. Может происходить и наоборот. Во всех случаях родители в этом вопросе во избежание конфликтов, ломки характера и сознания ребенка, способных привести к трагическим последствиям, должны проявлять максимум терпения, осторожности, выдержки и такта.
В семейном воспитании используется весь арсенал методов воспитания,описанный в соответствующей главе. Плохо, когда в семье единственными из всего многообразия методов воспитания становятся методы наказания и поощрения с неправильной технологией их применения.
Вопросы и задания
1. Дайте общую характеристику особенностей и условий семейного
воспитания.
2. Раскройте принципы семейного воспитания и проиллюстрируйте
их примерами.
3. Как вы лично понимаете, что значит принимать ребенка и почему
этому придается такое большое значение?
4. Расскажите все, что вы усвоили о стилях семейного воспитания.
5. Что такое «аномальные стили воспитания» и какими они бывают?
6. По каждому компоненту формирования базовой культуры лично
сти в семье подготовьте сообщения и выступите с ними на семинарском
занятии.
...Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут
дать детям большое человеческое счастье.
В. А. Сухомлинский