Характер, его структура и особенности формирования

Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, к самому себе.

В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета», «печать». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в темпераменте, она обнаруживает себя и в чертах характера, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Важной индивидуальной особенностью человека как личности является его характер. В структуре личности характер занимает центральное место, причем это место настолько существенно, что между личностью и характером человека часто ставят знак равенства.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обуславливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Знать характер человека – значит знать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.

В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, в способах реагирования человека на действия других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным, сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальных людей.

Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером – слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т.п.

Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное и бережное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и учебными пособиями и т.д.

Характер человека нельзя рассматривать как нечто врожденное, постоянное и неизменное. Он формируется в ходе жизни, в процессе воспитания (в широком смысле слова), отражает условия и образ жизни человека и изменяется под влиянием перемены этих условий. Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивым, добрым, тактичным или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо иметь в виду и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути. Темперамент влияет на форму проявления отдельных черт характера. В то же время человек с сильным характером может подавлять проявление некоторых сторон своего темперамента, может длительными упражнениями изменить отдельные его особенности.

Наиболее тесно характер взаимосвязан с направленностью личности. Характер выражается в направленности личности, а направленность в характере. Базисом характера являются убеждения личности, ее мировоззрение, которые определяют такие положительные черты характера, как принципиальность, последовательность в поведении, целеустремленность, высокая требовательность к себе и к другим, оптимизм и т.д.

Характер человека складывается из сочетания многих свойств или черт, которые, как правило, образуют противоположные пары (положительное – отрицательное) и делятся на четыре группы:

1. Черты характера, выражающие отношение личности к деятельности, к труду: трудолюбие – лень, инициативность – консервативность, добросовестность – безответственность и т.д.

2. Черты характера, выражающие отношение личности к другим людям, к коллективу, к обществу: общительность – замкнутость, коллективизм – индивидуализм, тактичность – бестактность, правдивость – лживость, вежливость – грубость, чуткость – жестокость, искренность – лицемерие, доброжелательность – зависть и т.д.

3. Черты характера, выражающие отношение личности к самому себе: самокритичность – некритичность, требовательность – нетребовательность, скромность – хвастливость, высокомерие и т. д.

4. Черты характера, выражающие отношение человека к вещам: аккуратность – неряшливость, бережливость – небережливость, экономность – расточительность, щедрость – скупость и т.д.

Эти группы черт личности не разделены строго между собой, и одни и те же черты могут выражать различные отношения. Например, такие черты характера, как самоуверенность – неуверенность, самодовольство – склонность во всем винить себя, выражают не только отношение личности к себе, но и отношение ее к другим людям. Кроме того, различные группы отношений взаимообусловлены: отношение к деятельности, к труду, к вещам во многом зависит от отношения человека к себе, от его самооценки.

Характеры различных людей различают не только по отдельным чертам, но главным образом по их определенности, цельности, а также по развитию волевых черт.

По определенности характеры людей бывают с ярко выраженными одной или несколькими чертами (например, гордый человек или вежливый и т.д., подразумевается, что указанная черта доминирует над всеми другими) и без такой определенности, когда ни одна черта особо не выделяется (в этом случае говорят: «неопределенный характер»).

По цельности характеры людей делятся на цельные, в которых отсутствуют противоречивые черты, и противоречивые, в которых имеются несовместимые друг с другом черты. Люди с цельным характером отличаются единством мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков. Наоборот, для людей с противоречивым характером свойствен разлад между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями и т.д.

По силе развития волевых черт различают сильные и слабые характеры. Если чертами сильного характера являются целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость, то чертами слабого человека являются нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д. поэтому слабохарактерная личность даже с общественной направленностью не может считаться положительной.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связанны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

а) динамикой воли (от того, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);

б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те или иные его поступки;

в) интеллектуальными особенностями человека;

г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. Ребенок, прежде всего, подражает своим близким.

Сензитивным периодом для становление характера можно считать возраст от двух до девяти – десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми, так и со сверстниками. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ общения взрослых с самим ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом общения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера определяется тем, как родители общаются с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – настойчивость, трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность – формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает поддержка со стороны взрослых. Если то, что ребенок как личность приобретает в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает те нормы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, черты характера меняются под влиянием обстоятельств жизненного пути человека и его поступков. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменятся. На данном этапе человек сам является творцом своего характера. Этот процесс в современной психологии рассматривается как процесс самовоспитания.

Характер во многом определяет жизнь, судьбу человека. Недаром народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Характер – это основа личности, ее стержень.

Часть 2.

ПЕДАГОГИКА

Наши рекомендации