Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международные правовые акты

Статья 3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты
1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
[3. Утратила силу]
4. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

1. Ранее действовавшее исправительно-трудовое законодательство, в частности ИТК, не содержало норм, вытекающих из международно-правовых актов, которые регулировали сферу обращения с осужденными. При этом презюмировалось, что советское исправительно-трудовое законодательство и практика его применения в основном не только соответствуют международным стандартам обращения с осужденными, но в ряде случаев и превосходят их (особенно в сфере образования и профессиональной подготовки осужденных). Однако по многим показателям советское исправительно-трудовое законодательство (право) и практика его реализации фактически не только не соответствовали международным стандартам обращения с заключенными, но и зачастую противоречили им, за что Советский Союз подвергался постоянной критике со стороны мирового сообщества.
Комментируемая статья была включена в УИК в соответствии с положениями ч.4 ст.15 Конституции РФ, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тем самым закрепляется приоритет действия международных норм перед национальными. К тому же наличие комментируемой нормы в уголовно-исполнительном законодательстве России являлось одним из условий принятия нашей страны в Совет Европы.
Государственная Дума в 2008 г. внесла изменения в ст. 3 УИК, приведя ее текст в соответствие с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Одновременно утратила силу ч. 3 комментируемой статьи, а ее содержание вошло в ч. 1 той же статьи.
Международные нормы, которые Россия в силу договора взяла на себя обязательство исполнять, имеют приоритет над национальными лишь в случае их противоречия. Следовательно, нельзя признать правильным утверждение, в соответствии с которым в судебных решениях необходимо сначала ссылаться на соответствующие международные нормы и лишь затем — на нормы национального законодательства.
2. Международные стандарты обращения с осужденными вырабатываются в результате межгосударственного сотрудничества, в том числе в сфере соблюдения прав человека, и воплощают мировой опыт исполнения уголовных наказаний, а также гуманистические воззрения и устремления в этой области государственной деятельности. Они выражены в весьма разнообразных по своему характеру и форме нормах, которые могут быть: общими (универсальными) и специальными; обязательными и рекомендательными; общемировыми и региональными.
Среди универсальных международных актов необходимо выделить принятые ООН Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), а также принятую Советом Европы Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Конвенцию Международной организации труда относительно принудительного или обязательного труда (1930 г.) и Декларацию Всемирной медицинской ассоциации (1975 г.) (содержит принципы медицинской этики относительно защиты заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).
Среди специальных международных актов следует назвать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.). В 1987 г. Совет Европы принял Европейские тюремные правила (в настоящее время — Европейские пенитенциарные правила), которые существенно отличаются от Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, установленных ООН. В связи с принятием России в Совет Европы она взяла на себя обязанность следовать прежде всего Европейским тюремным правилам. Эксперты Совета Европы весьма пристально и систематически наблюдают как за ходом реформирования российского законодательства с учетом действия Европейских тюремных правил, так и за реализацией их на практике. Например, на совещании руководителей пенитенциарных систем стран — участников Совета Европы (г. Берлин, 2000 г.) было констатировано, что Россия за последние годы добилась значительных успехов в деле приближения своего законодательства и практики его реализации к международным стандартам, в связи с чем все страны призывались оказывать России в этом деле поддержку и помощь.
Относительно обращения с лицами, приговоренными к смертной казни, действуют нормы, содержащиеся в резолюции ООН “Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни” (1984 г.).
В 1985 г. ООН были приняты Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), в 1990 г. — Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. В том же 1990 г. ООН приняла Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Существуют и другие международные акты, в той или иной степени относящиеся к организации исполнения уголовных наказаний, а также иных мер, их заменяющих.
3. Подписанием в 1989 г. Венских соглашений, а в 1990 г. — Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ бывший СССР взял на себя обязательства соблюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с осужденными и иные международные правила по гуманному обращению с правонарушителями. Россия как преемница СССР в Декларации о государственном суверенитете и в Конституции РФ заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права. В 1994 г. Государственная Дума подтвердила намерения совершенствовать российское законодательство в духе Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
4. Многие международные документы носят рекомендательный характер. В ряде из них содержится прямое указание на то, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия.
В комментируемой статье закреплено правило, согласно которому уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.


Наши рекомендации