Виды дистанционных занятий
Модели СДО, использующие различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозапись, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации и пр.
· Обучение по типу экстерната.Обучение, ориентированное на вузовские экзаменационные требования, предназначается для студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.
· Университетское обучение (на базе одного университета).Студенты в данном случае обучаются не очно (on-campus), a на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus).
· Обучение, основанное на сотрудничестве несколькихучебных заведений.Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими.
· Обучение в специализированных образовательных учреждениях.Специально созданные для целей заочного и дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых.
· Автономные обучающие системы.Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, CD-ROM-дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования.
· Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ.Это также программы самообразования. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории — тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Подобные проекты могут быть частью официальной образовательной программы, специально ориентированными на определенную образовательную, специально нацеленными на профилактические программы здоровья.
Лекциив системе дистанционного обучения исключают непосредственное общение обучающих с обучаемым: лекции предъявляются им посредством аудио- и видеокассет, СD-RОМ-ов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и в любом месте, оборудованном соответствующими техническими средствами.
Семинары, в системе дистанционного обучения проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, просмотрев и прослушав предыдущие фрагменты. При этом обучающий оценивает усвоение материала обучающимся по степени его участия в дискуссии.
Консультациив системе дистанционного обучения являются одной из основных форм руководства работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельной работе. Для консультаций используются телефон, обычная и электронная почта, телеконференции.
Лабораторные работыв традиционной образовательной системе требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. В системе дистанционного обучения для проведения лабораторных практикумов используются мультимедиа-технологии, иммитационное моделирование и т.п. Создаваемая с их помощью виртуальная реальность позволяет демонстрировать обучающимся даже такие явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Контроль результатовтеоретического и практического усвоения обучающимися учебного материала в системе дистанционного обучения проводится, как правило, с помощью тестов. Естественно, что последние должны обеспечивать не только контроль со стороны обучающего, но и самоконтроль.
Классификация СДО
1. Вид информационного канала
2. По объекту изучения (экономическое направление, программирование)
3. По способу синхронизации обмена (синхронные, асинхронные)
4. По стоимости реализации (методическая подготовка, техническая реализация)
Целесообразность СДО
• Кризис - рост количества специализированных знаний
• Развитие технологий