Нормативы по физкультуре для учащихся 11 класса
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей.
Физическое воспитание школьников должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни.
К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.
Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.
Длительный период школьного образования превращает в школу в главное место управления здоровьем учащихся. Укрепление и сохранение здоровья – это наша важнейшая задача. Ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов она прививает ребенку сознательное грамотное отношение к своему телу, своему здоровью; стремится к накоплению и развитию практического опыта. Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. Учитель может помочь ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научить измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, их отслеживанию. Такой личностно – ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.
Цель исследования: Диагностика и оценка уровня обученности учащихся, а также показателей их здоровья.
Задачи исследования:
1. Дать сравнительный анализ физической подготовленности школьников по классам.
2. Сравнить данные физической подготовки с существующими нормативами программы по некоторым тестам по физической культуре.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕСА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическое воспитание, направленное на подготовку человека к избранной им трудовой или военной деятельности, принято называть физической подготовкой, а результат подобной подготовки, выраженный в определённом характере и уровне физической готовности осваивать избранную профессию и эффективно трудиться, называется физической подготовленностью, считает Б.А. Ашмарин (1990).
По его мнению физическое развитие есть изменение форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни.
Физическая подготовка представляет собой воспитание двигательных качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности. Двигательными или физическими качествами А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев называют отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.
В.Н. Платонов (1986) определяет физическую подготовку как процесс направленный на развитие физических качеств - скоростных способностей, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей.
В самом общем виде можно сказать, считает В.И. Лях, (1998), что двигательные способности - это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. О способностях человека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности. Вместе с тем, способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам, но о наличии способностей судят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения и навыки. До начала осуществления деятельности способности скрыты, нереализованы и существуют в виде анатомо - физиологических задатков или так называемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться в потенции, если не будут созданы соответствующие условия для их развития.
В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия враждебных наследственных анатомо-физиологических задатков:
анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости её отдельных областей);
физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения);
биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения);
телесные (длинна тела и конечностей, масса тела);
хромосомные (гены).
Таким образом, способности проявляются и развиваются в процессе выполнения одной или нескольких деятельностей, но это всегда результат совместного действия наследственных и средовых факторов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ
Тестирование двигательных возможностей человека является одной из наиболее важных областей деятельности научных работников и спортивных педагогов. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявляет уровни развития кондиционных и координационных способностей, позволяет оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов, выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов и обучения, форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности подростков.
Кроме этого задачи тестирования сводятся к следующему:
- научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;
стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);
знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определённое время;
стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, за запланированное повышение личных результатов.
Контроль за физической подготовленностью выступает как оперативное управление, которое обеспечивает функционирование системы в соответствии с намеченными планами. Оно заключается в периодическом и непрерывном сравнении полученных результатов с намеченными планами и последующей коррекцией процесса подготовки, и самих планов. Система контроля служит для получения информации о текущем состоянии процесса физического воспитания. От информационного обеспечения зависит эффективность управления процесса физического воспитания.
В. И. Лях (1998) утверждает, что сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую - третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдёт в нормальное русло), а второе - за две недели до окончания учебного года (в более поздние сроки могут иметь место организационные трудности вызванные приближающимися экзаменами и каникулами).
Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей детей позволяет учителю вносить соответствующие корректировки в процессе физического воспитания на следующий учебный год.
При оценке общей физической подготовленности детей, как уже отмечалось, можно использовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако, в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей. Например, опираться на те, которые рекомендованы в «Комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы» (1987) или в программах физического воспитания учащихся общеобразовательной школы (1992, 1993).
Педагогический контроль обусловлен содержанием учебно-воспитательного процесса, правильная организация которого предполагает постоянный обмен информацией между учителем и учеником о реальных результатах их совместного труда. Сущность такого контроля своевременное получение объективной и достаточно полной информации о степени овладения техникой изучаемого двигательного действия и об уровне развития двигательных качеств на каждом этапе обучения.
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОНЬКИНСКОЙ ООШ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА
В Понькинской основной школе я работаю вот уже 30-ый год. Свой педагогический опыт он обобщил в авторской программе по разделу «Гимнастика», по которой он работает с 1997 года. Имея небольшую наполняемость детей в классах, плотность урока увеличивается, и дети быстро осваивали те элементы, которые были предложены в «Комплексной программе по физической культуре». Поэтому появилась возможность усложнить задания для учащихся. Таким образом ученики 5 класса осваивали элементы, которые были в программе6-7 классов, а ученики 6-7 классов работали по программе 8-9 классов.
Результатом внедрения данной программы является успешное выступление наших учащихся на районных соревнованиях по гимнастике. В течение последних 12 лет команда нашей школы неизменно побеждает на этих соревнованиях. В 2009-2010 учебном году все участники районных соревнований стали победителями и призерами среди мальчиков и девочек. Один из учеников нашей школы имеет результат в подтягивании - 23 раза (при нормативе 11 класса – 12 раз).
В нашей школе нет специально оборудованного спортивного зала. Тренировки на брусьях и турнике проходят в коридоре, по легкой атлетике – на школьной площадке. Однако это не мешает нашим ученикам добиваться высоких результатов.
Мониторинг здоровья и физической подготовленности учащихся – это средство стимулирования физического совершенствования обучающихся, направленный на развитие личности.
Известно множество средств физической культуры, служащих укреплению здоровья:
- упражнения циклического характера;
- различные виды гимнастических упражнений;
- спортивные и подвижные игры, обеспечивающие высокую эмоциональную привлекательность, упражнения силового характера;
- естественные природные факторы (солнце, воздух, вода)
- традиционные средства: контрастный душ, бани, ванны, массаж.
Эти средства открывают возможности управлением здоровья, при условии врачебно – педагогического контроля является одним из направлений, формирования здоровья. Их подбор индивидуален, учитель благодаря данным мониторинга учитывает особенности каждого обучающегося.
Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Задача учителя – научить своих воспитанников этому.
Обеспечение положительной динамики показателей здоровья на протяжении всех лет учебы – неотъемлемая часть правильной организации учебного процесса.
В практике самоконтроля я использую простые, но вполне доступные и информативные пробы, позволяющие оценить функциональное состояние дыхательной и, в определенной мере, сердечно-сосудистой системы.
Например, проба Штанге. После обычного вдоха задерживать дыхание, зажав при этом нос пальцами. Длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше тренированность организма, но для 15-17 летних подростков она не должна быть ниже 30-40 секунд.
Интересна в этом плане методика Серкина, которая состоит из 3 проб. 1 – определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. 2 – определить время задержки дыхания на вдохе сразу после 20-го приседания на 30 секунде. 3 – определить время задержки дыхания на вдохе после 1 мин. отдыха.
Данные самоконтроля заносятся в дневник.
Основа педагогического мониторинга – тестирование. Отслеживая с его помощью динамику показателей здоровья, мы осуществляем индивидуальный подход к физическому воспитанию, выявляем причины неудачных результатов, веем поиск путей оптимизации учебного процесса со стороны как учителя, так и ученика.
Цель тестирования - диагностика и оценка уровня обученности учащихся, а также показателей их здоровья.
Традиционно педагогический диагноз учащихся ставится на основе данных журнала успеваемости, индивидуальных бесед с ним и его родителями. Достоверность диагностических выводов существенно возрастает, если традиционные методы адекватно сочетаются с применением тестовых методик.
Тестирование по физическому воспитанию является для учащихся увлекательной игрой, где можно посостязаться, используя простейшие приборы (динамометр, спирометр, мерную ленту, секундомер) в силе, жизненной емкости легких, развития грудной клетки, задержания дыхания, в развитии физических качеств и т.д., а главное, в мониторинге отслеживания динамики этих показателей в процессе обучения.
Фактические измерения – очень важный этап. Для изучения физической подготовленности обычно используются следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития жизненно необходимых качеств:
- силовые способности;
- скоростные способности;
- челночный бег;
- прыжок в длину;
- метание набивного мяча.
В приложениях представленные данные мониторинга физической подготовленности учащихся за три года обучения. Представлен средний показатель и достигнутый результат. Результаты показывают, что большинство учащихся имеют данные физической подготовленности выше нормативных, а ученики послабже в ходе обучения развиваются и «догоняют» нормативные показатели, что говорит о положительной динамике обучения.
Кроме того, мною используются тесты для хорошо подготовленных учащихся. Использует он их в целях активизации слабых учеников. Во-первых, большинство из них можно выполнить в домашних условиях. Во-вторых, каждый ученик осознает, что улучшение результатов зависит от него самого. Так, на первых порах предлагается выполнить тест только желающим при этом главным считается желание испытать себя, неудачи даже сильных учащихся не вызывают у них огорчения. Чаще отмечается удивление: до сих пор все получалось, а тут вдруг нет. Дома они приложат максимум усилий, чтобы выполнить тест.
Таким образом, мониторинг физической подготовленности учащихся способствует грамотному планированию учебно–воспитательного процесса, является эффективным средством стимулирования физического совершенства и оздоровления обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планирование учебной работы по физическому воспитанию должно осуществляться с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.
Сопоставление показателей физического развития свидетельствует об общей тенденции к более высоким морфологическим и функциональным признакам, что находит свое объяснение в биологии растущего организма в связи с акселерацией. Проведенное исследование показало, что в течение трёх лет произошли положительные сдвиги по всем рассматриваемым тестам. «Сильный» ученик стабильно имеет данные физической подготовленности выше нормативных, а «слабый» ученик в ходе обучения развивается и «догоняет» нормативные показатели, что говорит о положительной динамике обучения.
Таким образом, мониторинг физической подготовленности учащихся способствует грамотному планированию учебно–воспитательного процесса, является эффективным средством стимулирования физического совершенства и оздоровления обучающихся.
СПИСОК ИЗПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания». М. «Просвещение», 1990.
Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. // Физкультура в школе, № 1,2000.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. М. ООО «Фирма-издательство ACT», 1998.
Матвеев Л.П. «Основы спортивной тренировки». М.: «ФиС», 1977.
Платонов Д.Н. «Подготовка квалифицированных спортсменов». М.: «ФиС», 1986.
Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М.: «ФиС», 2004.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: «ФиС», 1991.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М.: Просвещение, 1990.
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мониторинг физической подготовленности осуществляется учителями физической культуры путем определения уровня двигательной активности по результатам тестов. Мониторинг проводится в сентябре и мае месяце. В систему мониторинга входят следующие физические упражнения:
Бег – 30, 60, 1000 метров
Прыжки в длину с места
Подъем туловища за 30 минут
Гибкость (наклон вперед)
Челночный бег
Подтягивание на перекладине и др.
Результаты мониторинга позволяют отслеживать динамику уровня физической подготовленности каждого ученика, класса. Предложенные технологии позволяют так же объективно и регулярно оценивать здоровьесберегающую направленность учебной дисциплины, физической культуры и ее динамику изменений, на основе которой обеспечивается дифференцированный подход в обучении.
С 2010-2011 года ЦО начал свое сотрудничество с Институтом медико-биологических проблем по программе «Навигатор здоровья». Мониторинг проводился врачами и сотрудниками Ассоциации «Народный СпортПарк».
Базовым элементом этой программы является комплекс медико-физиологических измерений и тестов для контроля состояния систем организма:
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
нервно-мышечной,
опорно-двигательной и др.
Далее проводится компьютерная оценка полученных результатов и составляется план оздоровительных мероприятий.
Учащиеся школы проходят:
Врачебный осмотр с контролем:
веса, роста и морфологии тела;
частоты и наполняемости пульса в покое;
артериального давления крови в покое;
измерение жизненной емкости легких, силы и скорости форсированного выдоха.
Тест с оценкой гибкости и подвижности позвоночника.
Тест психофизической релаксации с контролем динамики частоты сердечных сокращений.
Тест с оценкой зрительно-двигательной реакции.
Тест с задержкой дыхания на вдохе.
Тест Руфье (адаптивность сердечно-сосудистой системы к нагрузке):
30 приседаний с контролем динамики частоты сердечных сокращений.
Тест координационно-двигательной эффективности (бросание и ловля мечей).
Тест с оценкой физических возможностей:
мышц плечевого пояса и спины;
группы мышц передней части тела.
Степ-тест с оценкой физической работоспособности кардио-респираторных возможностей и с контролем частоты сердечных сокращений и артериального давления.
Обобщенный показатель физического здоровья и работоспособности рассчитывается компьютерной программой и отражается в баллах универсальной Шкалы индексов Физического здоровья. В мае на родительских собраниях были выданы полученные результаты с индивидуальными рекомендациями.
НОРМАТИВЫ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
Контрольное упражнение | единица измерения | мальчики оценка "5" | мальчики оценка "4" | мальчики оценка "3" | девочки оценка "5" | девочки оценка "4" | девочки оценка "3" |
Челночный бег 4*9м | секунд | 9,2 | 9,6 | 10,1 | 9,8 | 10,2 | 11,0 |
Бег 30 метров | секунд | 4,4 | 4,7 | 5,1 | 5,0 | 5,3 | 5,7 |
Бег 100 метров | секунд | 13,8 | 14,2 | 15,0 | 16,2 | 17,0 | 18,0 |
Бег 2000 метров | мин:сек | - | - | - | 10:00 | 11:10 | 12:20 |
Бег 3000 метров | мин:сек | 12:20 | 13:00 | 14:00 | - | - | - |
Прыжки в длину с места | см | ||||||
Подтягивание на высокой перекладине | кол-во раз | - | - | - | |||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) | кол-во раз | ||||||
Наклон вперед из положения сидя | см | ||||||
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа | кол-во раз | ||||||
Бег на лыжах 1 км | мин:сек | 4:30 | 4:50 | 5:20 | 5:45 | 6:15 | 7:00 |
Бег на лыжах 2 км | мин:сек | 10:20 | 10:40 | 11:10 | 12:00 | 12:45 | 13:30 |
Бег на лыжах 3 км | мин:сек | 14:30 | 15:00 | 15:50 | 18:00 | 19:00 | 20:00 |
Бег на лыжах 5 км | мин:сек | 25:00 | 26:00 | 28:00 | без учета времени | без учета времени | без учета времени |
Бег на лыжах 10 км | мин:сек | без учета времени | без учета времени | без учета времени | - | - | - |
Прыжки на скакалке, за 30 секунд | кол-во раз |