Интерактивные средства обучения

Виды средств обучения

Интерактивные средства обучения - student2.ru

n

Интерактивные средства обучения (ИСО)

Ø ИСО – средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активные обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

Ø Интерактивность: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-техника, учитель-техника-ученик.

Ø Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Интерактивные методы (без применения ИКТ)

Ø дискуссия

Ø эвристическая беседа

Ø «мозговой штурм»

Ø ролевые, «деловые» игры

Ø тренинги

Ø кейс-метод

Ø метод проектов

Ø групповая работа с иллюстративным материалом

Ø обсуждение видеофильмов и т.д.

Интерактивность(от англ. interaction — «взаимодействие») понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивность является составной частью мультимедиа

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении

Формы интерактивности

Ø Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа (демонстрация или первоначальное знакомство с изучаемым материалом).

Ø Действенная интерактивность: ученики управляют программой (использование гипертекстовой разметки, структура электронных справочников, энциклопедий, баз данных). Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.

Ø Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.

Возможности интерактивности

Ø Управление объектами на экране с помощью мыши;

Ø Линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;

Ø Иерархическая навигация с использованием гиперссылок;

Ø Диалоговая функция справки;

Ø Обратная связь, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;

Ø Конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;

Ø Рефлексивные взаимодействия.

Примеры интерактивных средств обучения

Ø ПервоРоботы Lego NXT Mindstorm

Ø Интерактивные приставки

o Беспроводной планшет

o Документ-камера

o Система интерактивного голосования

Ø Классические интерактивные доски

Ø Мультимедийные проекторы

Ø Компьютеры и оргтехника

Ø Цифровые лаборатории

o LabDisc. Мультисенсорный регистратор данных

o Цифровые лаборатории "Архимед"

Электронные ресурсы

Электронные ресурсы – новый вид информационной продукции на новых физических носителях (электронные оптические диски, видеодиски, электронные микропроцессорные картриджи), а также различная электронная информация в режиме локального и удаленного доступа (в том числе интерактивные мультимедиа).

Термин «электронный ресурс» является обобщающим для электронных документов и других видов электронной информации, включая локальные и глобальные информационные сети и технические средства, позволяющие обеспечить к ней доступ.

По виду электронные ресурсы делятся на электронные данные и электронные программы, и их сочетание.

По содержанию и характеру информации электронные данные делятся на шрифтовые, графические, числовые, звуковые, текстовые и демонстрационные; электронные программы делятся на прикладные, системные и сервисные, а электронные данные и программы делятся на интерактивные мультимедиа и онлайновые службы.

По режиму доступа различаются ресурсы локального доступа и ресурсы удаленного доступа (off- и on-line).

Появившиеся в 60-е годы и получившие широкое распространение и массовый доступ к середине 80-х годов подлинно автоматизированные информационно-поисковые системы работают в режимах off- и on-line. Не имея принципиальных различий в технике поиска, они часто отличаются по ее стратегии из-за временных параметров и количества документов (фиксированного для баз данных в режиме off-line и постоянно растущего и меняющегося в режиме on-line).

К первой группе относятся базы данных на дискетах и компакт-дисках.

Один из главных факторов, определяющих результаты поиска - формирование первичного информационного запроса. Средняя длина запроса – 5-7 слов. Во многих базах данных есть справочный аппарат – частотный словарь базы, или тезаурус. Тем не менее, самостоятельная работа с такими базами сложна: необходимо предварительное обучение (ознакомление со структурой базы, ее поисковыми возможностями), трудно выбрать тот массив, который с наибольшей вероятностью содержит нужную информацию.

Всё же работа с базами данных на компакт-дисках и дискетах имеет массу преимуществ при поиске информации: в качестве массива документов заранее отбираются материалы по конкретным профилям, список которых предварительно можно просмотреть; все базы данных с одним названием имеют единый интерфейс; выбирая диски, можно легко ограничить хронологию поиска; при появлении новых данных достаточно провести поиск по последнему появившемуся диску, вместо того чтобы заново искать во всем массиве; многие базы данных имеют сходные реквизиты поиска, (фиксированные поля), что облегчает освоение поискового механизма. Сегодня на компакт-дисках издаются различные справочники, энциклопедии, словари, обучающие программы, записываются библиографические, полнотекстовые базы данных, видеофильмы.

Перечень информационных ресурсов на электронных носителях продолжает расти. Электронные ресурсы, размещенные в сети Интернет называются интернет-ресурсами.

Интернет-ресурс – совокупность интегрированных программно- аппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет и отображаемой в определенной текстовой, графической или звуковой формах. Интернет-ресурс имеет доменное имя (Uniform Resource Locator) - уникальный электронный адрес, позволяющий идентифицировать Интернет-ресурс, а также осуществлять доступ к Интернет-ресурсу.

Интернет-сервисы

Интернет-сервисы (веб-сервисы), это сайты, представляющие в основном бесплатные услуги для аудитории Интернета.

В обиходе веб-сервисами называют услуги, оказываемые в Интернете. В этом употреблении термин требует уточнения, идёт ли речь о поиске, веб- почте, хранении документов, файлов, закладок и т. п. Такими веб-сервисами можно пользоваться независимо от компьютера, браузера или места доступа в Интернет Постоянное развитие информационных технологий приводит к появлению разнообразных информационных ресурсов, отличающихся друг от друга формами представления и методами обработки составляющих их информационных объектов. Поэтому в настоящее время в Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:

 электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;

 телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;

 сервис FTP – система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;

 сервис Telnet, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме;

 World Wide Web (WWW, W3) – гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;

 сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов;

 сервис IRC, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени (chat).

Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.

Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести различные системы типа Instant Messenger (своеобразные Интернет-пейджеры – ICQ, AOl, Demos on-line и т.п.), системы Интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т.д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.

Рассмотрим стандартные сервисы более подробно.

Сервис Электронная почта (E-mail)

Электронная почта - служба, обеспечивающая передачу электронного письма (сообщения) за считанные секунды или минуты на любой компьютер или даже мобильный телефон, находящийся в сети, в любую точку мира, независимо от времени суток. Электронная почта – типичный сервис отложенного чтения (off-line). Вы посылаете Ваше сообщение, как правило, в виде обычного текста (но вы можете прикрепить к письму любой электронный файл), адресат получает его на свой компьютер, и читает Ваше сообщение в удобное для него время. Для многих компаний электронная почта это не просто почта, а основа всего процесса делопроизводства. Многие компьютерные приложения имеют встроенную поддержку электронной почты. Электронная почта – один из самых распространенных сервисов Интернета.

Сервис Сетевые новости Usenet

Система Usenet (Сетевые новости, Телеконференции) появилась как средство общения групп людей со сходными интересами. Сетевые новости Usenet - это, пожалуй, второй по распространенности сервис Интернета. Сетевые новости передают сообщения "от одного к многим". Посланное Вами сообщение распространяется по всей сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций Usenet во всем мире. Общее количество сообщений, поступающих в телеконференции ежедневно, составляет около миллиона.

Сервис Списки рассылки (Maillists)

Списки рассылки Maillists - работают исключительно через электронную почту. Идея работы списка рассылки состоит в том, что существует некий адрес электронной почты который, на самом деле, является общим адресом многих подписчиков этого списка рассылки. Этот вид службы позволяет организовать обсуждение отдельных вопросов, не Предназначенных для широкого круга лиц.

Сервис FTP - передача файлов Еще один широко распространенный сервис Интернет: FTP – протокол передачи файлов, но при этом имеется в виду не просто протокол, но именно сервис - доступ к файлам в файловых архивах, к гигантским объемам информации в Интернет. Сервер FTP можно настраивается таким образом, что соединиться с ним можно не только под своим именем и паролем, но и под условным именем anonymous - аноним. Тогда Вам становятся доступен только некоторый набор файлов на сервере - публичный файловый архив. Система поиска файлов Archie Archie - это не самостоятельный сервис, но сервис, облегчающий работу с серверами anonymous FTP, обеспечивающий поиск файлов на таких серверах. Серверы archie хранят списки всех файлов на многих серверах anonymous FTP, и по Вашему запросу могут найти интересующий Вас файл.

Система гипермедиа WWW

WWW (World Wide Web - всемирная паутина) - самый популярный и интересный сервис Интернет сегодня, самое популярное и удобное средство работы с информацией. Больше половины потока данных Интернет приходится на долю WWW. Сегодня WWW - самая передовая и массовая технология Интернет.

Сервис DNS, или система доменных имен

Система имен для Интернета должна поддерживать огромное количество узлов сети и оперативно реагировать на их изменение; Такая система называется доменной системой имен – DNS, а способ адресации – способом адресации по доменному принципу. Доменная система имен – это метод назначение имен путем передачи сетевым группам ответственности за их подмножество имен. Каждый уровень этой системы называется доменом. Домены в именах отделяются друг от друга точками: site1.russia.ru, site2.ru, microsoft.com, В имени может быть различное количество доменов, но практически их не больше пяти. По мере движения по доменам слева направо в имени, количество имен, входящих в соответствующую группу, возрастает.

Домен первого уровня (крайний справа) определяет национальную сеть (Россия – ru, Украина – ua, Германия – de и т. д.). Для США наименование страны по традиции опускается, там самыми крупными объединениями являются сети образовательных (edu), коммерческих (com), государственных (gov), военных (mil) учреждений, а также сети других организаций (org) и сетевых ресурсов (net).

Администрация доменов может создавать домены более низкого уровня. Например, в домене первого уровня ru может быть создан домен второго уровня krsk.ru, в котором в свою очередь администрация может создать домен третьего уровня education.krsk.ru. При обращении к ресурсу Интернета по доменному имени программа обращается к службе доменных имен — DNS и запрашивает IP-адрес, соответствующий этому имени.

Сервис Internet-телефония (ИТ)

Это один из самых молодых сервисов Интернета. Интернет аналог обычного телефона. Низкое качество связи окупается самым главным - стоимостью разговора, по сравнению с международными телефонными переговорами Internet-телефон - практически бесплатное средство связи. Сервис Telnet Telnet - старейший сервис Интернета, с помощью которого может осуществляться удаленный доступ в другую вычислительную систему. При этом запрашивающий компьютер превращается в терминал удаленного компьютера. Кроме этого имеются и другие сервисы, число которых постоянно увеличивается:

Ø IPhone - компьютерный телефон, работающий через Интернет.

Ø RealAudio - передача звука с сервера клиенту.

Ø CU-SeeMe - передача видеоизображения через Интернет и т.д.

Наибольшее корпоративное применение имеют сервисы WWW и Email для построения публичных корпоративных сайтов, закрытых корпоративных порталов, открытой и закрытой электронной почты.

Технология web 2.0

Существенный сдвиг в развитии Интернет произошёл с появлением группы сервисов, основанных на активном участии пользователей в формировании контента. Основное внимание здесь уделяется организации взаимодействия между пользователями сервиса в виде публичного обмена информационными ресурсами (текстовыми сообщениями, фотографиями, видеофрагментами и др.), взаимного оценивания и маркировки содержания.

Эти сервисы получили название «социальных сервисов» и составили основу современной концепции развития сети Интернет, которая получила название Web 2.0. Основным источником информации в Web 2.0 являются обычные пользователи, каждый из которых может принять участие в развитии сети (2005 – настоящее время). Что же такое Веб 2.0 – новая технология, философия Интернета или мыльный пузырь, в котором нет ничего нового? Для начала обратимся к терминологии.

«Веб» как сокращенное обозначение WWW (World Wide Web) сегодня знакомо большинству интернет-пользователей как синоним понятий «Сеть» и «Интернет». Поэтому сразу же отметим важную особенность: никакая Веб 2.0-технология или проект не могут существовать на компьютере, не подключенном к Интернету, так как они представляют собой веб-проект, сайт, с которым взаимодействует пользователь.

Сам термин «Веб 2.0» появился в сентябре 2005 года, его автором принято считать Тима О’Рейли – руководителя издательской компании O'Reilly Media и сторонника движения за свободное программное

обеспечение. В своей статье «What Is Web 2.0» (русский перевод статьи выпущен в октябре 2005 года в журнале «Компьютерра» под заголовком «Что такое Веб 2.0») Тим О’Рейли определил «Веб 2.0» как методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Он же выделил основные характерологические черты этого явления, которые со временем были дополнены.

Классификация Веб 2.0-сервисов

Сегодня наиболее авторитетным российским специалистом по вопросам педагогики сетевых сообществ и использованию веб 2.0-сервисов является Е. Д. Патаракин, заведующий лабораторией учебных коммуникаций Института программных систем (Нижний Новгород), автор и координатор проекта Летописи.Ру – «Время вернуться домой» (http://letopisi.ru). Им была составлена примерная классификация социальных сервисов (сетевого программного обеспечения, поддерживающего групповые взаимодействия).

Приведем описания основных функциональных особенностей сервисов.

1. Совместный поиск информации (http://www.swicki.com http://www.rollyo.com, http://google.com).

2. Совместное хранение закладок. Это продолжение и логическое развитие идеи закладок (ссылок на избранные сайты) в «Избранном» браузера. В отличие от таких закладок, социальные закладки хранятся не на компьютере пользователя, а на сервере в Интернете. Преимущества такого похода: доступ к своей коллекции «Избранного» с любого компьютера, подключенного к Интернету; возможность поделиться своими закладками с другими пользователями; закладки можно систематизировать с помощью категорий или меток (http://del.icio.us, http://bobrdobr.ru, http://rumarkz.ru, http://memori.ru)

3. Совместное хранение медиафайлов.

Фотохостинг. Существуют сайты, позволяющие публиковать любые изображения (напр., цифровые фотографии) в Интернет. Фотохостинги служат для размещения, хранения и показа изображений другим пользователям Сети. Это удобное средство демонстрации фотографий. При размещении на фотохостинге каждому фото присваивается уникальный адрес. Автор снимка может легко поделиться гиперссылкой, ведущей на фотографию, с любым человеком, имеющим доступ в Интернет, а также разместить её на своем сайте. (http://flickr.com, http://www.panoramio.com, http://flamber.ru, http://picasaweb.google.com).

Видеохостинг. Сайт, позволяющий загружать и просматривать видео в браузере через специальный Flash-плеер. (http://youtube.com, http://www.teachertube.com, http://www.l-vision.ru).

4. Создание и редактирование документов. Онлайн-офис может быть доступен с любого компьютера, у которого есть доступ в Интернет, независимо от того, какую операционную систему он использует. Это позволяет людям работать вместе по всему миру и в любое время, что ведет к созданию международных виртуальных команд для совместной работы над проектами. Можно совместно создавать или взаимно редактировать самые разные документы (см. список с адресами сервисов, предназначенных для совместного редактирования).

Блог – сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые авторские записи, изображения. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

(http://www.livejournal.com, http://www.blogger.com)

5. ВикиВики – сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт – Википедия. Вики характеризуется следующими признаками:

— возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора;

— особый язык разметки – так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки, форматировать и оформлять отдельные элементы;

— учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних;

— проявление изменений сразу после их внесения;

— множество авторов: вики могут править все посетители сайта (http://ru.wikipedia.org, http://www.mediawiki.org, http://www.dokuwiki.ru).

6. Диаграмма связей (от англ. mind maps – интеллект-карта, карта памяти, карта ума). Это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. (http://freemind.sourceforge.net, http://www.mindmeister.com, http://bubbl.us, http://www.mindomo.com).

7. Социальные сети – сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой страницу пользователя смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей – система «друзей» и «групп». Социальные сети предназначены для выстраивания онлайн-сообществ людей, объединенных какой-либо деятельностью (интересами) и заинтересованных в ее распространении. (http://odnoklassniki.ru, http://vkontakte.ru, http://www.linkedin.com, http://www.facebook.com, http://www.privet.ru).

8. Мэшапы – это веб-приложения, объединяющие данные из нескольких источников в один интегрированный инструмент:

географические (http://wikimapia.org, http://sketchup.google.com,

http://www.unype.com, http://earthify.org); фотографические

(http://www.locr.com, http://www.comeeko.com, http://www.netvides.com).

Виды компьютерных средств учебного назначения

Ø сервисные программные средства общего назначения;

Ø программные средства для контроля и измерения уровня

Ø знаний, умений и навыков обучающихся;

Ø электронные тренажеры;

Ø программные средства для математического и имитационного

Ø моделирования;

Ø программные средства лабораторий удаленного доступа и

Ø виртуальных лабораторий;

Ø информационно-поисковые справочные системы;

Ø автоматизированные обучающие системы (АОС);

Ø электронные учебники (ЭУ);

Ø экспертные обучающие системы (ЭОС);

Ø интеллектуальные обучающие системы (ИОС);

Ø средства автоматизации профессиональной деятельности

Ø (промышленные системы или их учебные аналоги)

Дидактические свойства СНИТ

Ø Незамедлительная обратная связь;

Ø Компьютерная визуализация учебной информации;

Ø Архивное хранение больших объёмов информации и быстрый доступ;

Ø Автоматизация вычислительной и информационно- поисковой деятельности;

Ø Автоматизация процессов информационно- методического обеспечения и контроля за результатами усвоения;

Ø Интерактивный диалог;

Ø Управление реальными объектами (роботами);

Ø Управление моделями объектов;

Ø Автоматизированный контроль.

Дидактические функции СНИТ

Дидактические функции – это внешнее проявление свойств информационных технологий, используемых в учебно- воспитательном процессе с определенными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе.

Дидактические функции СНИТ

1. Формирование умения получать информацию из различных источников, обрабатывать и хранить ее.

2. Формирование умения передавать информацию, представленную в различных видах.

3. Формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории.

4. Организация интерактивного диалога учащегося со средствами обучения.

5. Предоставление учащимся возможности управления реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы).

6. Предоставление учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов.

7. Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка.

8. Создание среды для исследовательской работы учащихся из различных школ, разных регионов и стран.

9. Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения.

10. Способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления.

Информационные ресурсы – отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках архивах, фондах, банках данных и др.(В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации») Интернет-технологии •

Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы. Российская научно-образовательная сеть RUNNet Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet (Russian UNiversity Network) является основой телекоммуникационной инфраструктуры единой образовательной информационной среды и обеспечивает образовательным учреждениям доступ к российским и мировым научно-образовательным ресурсам Интернета

Понятие ОЭИ В научной литературе можно найти разные термины и определения:

Ø образовательное электронное издание (ОЭИ),

Ø информационный образовательный ресурс (ИОР),

Ø электронный образовательный ресурс (ЭОР),

Ø цифровой образовательный ресурс (ЦОР),

Ø электронное учебное издание (ЭУИ),

Ø программное средство учебного назначения (ПСУН),

Ø программное средство образовательного назначения (ПСОН),

Ø педагогическое программное средство (ППС) и др.

Понятие ОЭИ

• Электронное издание (ЭИ) представляет собой «совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно- справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети» Григорьев С.Г.

• Образовательное электронное издание (ОЭИ) – это «электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области… Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств» Григорьев С.Г.

Внедрение ОЭИ в учебный процесс происходит в соответствии с двумя основными направлениями:

Ø ОЭИ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых;

Ø изменение содержания обучения, пересмотр методов и форм организации учебного процесса, построение целостных курсов, основанных на использовании ОЭИ в отдельных учебных дисциплинах.

Система обучения в целом

• ОЭИ, предназначенные для использования в традиционной системе обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования и науки РФ

• ОЭИ, предназначенные для факультативной работы, углубления знаний по школьной дисциплине

• ОЭИ - домашние репетиторы

• ОЭИ, контролирующие и оценивающие результаты учебной деятельности школьников

• ОЭИ справочного и энциклопедического характера Требования к созданию ОЭИ

• Все образовательные электронные издания и ресурсы должны быть качественными.

Необходимо четко определить каким требованиям должны удовлетворять средства ИКТ, чтобы претендовать на звание качественных.

Требования к созданию ОЭИ

• Требование обеспечения доступности обучения, осуществляемого с использованием

образовательных электронных изданий и ресурсов, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

• Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено сущностью и характером учебно- познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. • Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с ОЭИ

• Требование системности и структурно- функциональной связанности представления учебного материала в ОЭИ

• Требование обеспечения полноты и непрерывности дидактического цикла обучения с использованием ОЭИ

• Требование обеспечения наглядности обучения с ОЭИ

• Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения при использовании ОЭИ

• Требование интерактивности обучения с ОЭИ

• Средства информатизации практических занятий, должны предоставлять школьнику сведения о теме, цели и порядке проведения занятия, контролировать знания обучаемого, выдавать обучаемому информацию о правильности ответа, предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач, оценивать знания, осуществлять обратную связь между учителем, ОЭИ и школьником.

Экспертиза ЭОИ в школе

Для комплексной экспертизы электронных образовательных изданий и ресурсов в общем среднем образовании можно применять технологию Александра Васильевича Осина.

Технология включает

Ø Экспертизу Содержательную

Ø Дизайн-эргономичную Экспертизу

Ø Техническую

Таким образом, каждое ЭОИ должны исследовать, по меньшей мере, три эксперта разных профилей.

Каждый из них заполняет соответствующий Аттестат экспертной оценки, дает оценку рассмотренных качеств продукта в баллах.

Техническая экспертиза

• установка/удаление продукта в системе (требуемая память, вторжение в предустановки ОС, корректность автоматической установки стандартного ПО, восстановление предустановок ОС при деинсталляции, удаление собственных элементов и пр.) • функциональное тестирование (работоспособность активных зон, всех заявленных функций, логических переходов, ресурсоемкость и качество мультимедиа компонентов и пр.)

• качество программной реализации (поведение при провокациях, при запуске параллельных приложений, скорость отклика на запросы и пр.)

Содержательная экспертиза

• оценку объема материала и степени разработки темы (соответствие обязательному минимуму по Федеральным стандартам, актуальность, новизна, оригинальность и пр.)

• оценку содержания в целом (фактографическая, идеографическая, прагматическая содержательность, фоновое культурное знание, формирование целостной картины и пр.)

• педагогическую оценку (соответствие интересам преподавателя, обучаемого, организация материала, культурологическая составляющая и пр.)

• методическую состоятельность продукта (оценка используемых методик, системы контроля, соответствие принципам вариативности и пр.)

Экспертиза дизайна

• оценку художественных средств (полнота использования и гармония средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа компонентов и пр.)

• оценку организации интерактива (способы передачи реакций сторон, оригинальные приемы и пр.)

• оценку эргономики, комфортности пользователя (интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации и пр.)

• оценку простоты использования.

После завершения трех экспертиз и обсуждения Аттестатов на экспертном совещании, заполняется сводная форма – «Акт – экспертизы ЭОИ», в котором указывается общая оценка качеств продукта в баллах. В результате возможно составление рейтингового списка электронных изданий, отвечающего на волнующий практически всех вопрос:«что (сегодня) получше?»

 

Наши рекомендации