Стратегические задачи воспитания

Выбор стратегических задач воспитания - это есть отбор содержания воспитательной работы школьным педагогом. Это выбор тех областей культуры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели. Если выбор — то из чего? Прежде всего из «материального — духовного». Еще А. Экзюпери писал: «На свете есть только одна проблема, одна единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Невозможно больше жить холодильниками, политикой, балаганами и кроссвордами. Совершенно невозможно жить без поэзии, без красок, без любви». Это и выбор определенных областей культуры: экономики, политики, права, морали, художественной культуры, стиля и тона отношений, культуры общения, содержания и культуры самовыражения. Вот почему насущная задача современного школьного педагога — повышение грамотности и профессионализма в области многих наук: экономики, политолотии, культурологии, этики, эстетики, права, медицины и т.д. Есть еще одни выход — привлечение в процесс воспитания специалистов этих дисциплин (теоретиков и практиков), ибо содержание воспитания требует поднятия его с уровня житейско-обыденного на уровень, отвечающий современным научным требованиям.

Это еше и выбор между подлинной высокой культурой и псевдокультурой - музыкой, литературой, изобразительным творчеством, манерой поведения, бытом и т.д., увы, столь привлекательной и потребляемой с удовольствием обывателем нашего времени (взрослым и ребенком). Эта истина стара: «На сладостях, пирожных, конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; пользуйся ею» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).

Это и выбор между «модным и консервативным»: в оценке истории, в литературе, экономике, политике, произведениях искусства, одежде, формах поведения, бытовых мелочах... Опять обратимся к педагогическим мыслям Р. Шумана: «Все модное становится со временем немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься в фата, которого никто не уважает» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).

Особую важность представляет с этих позиций ориентация школьных педагогов в молодежной субкультуре. Чтобы повести своих воспитанников в большую общечеловеческую культуру. При этом стратегия и тактика отбора произведений культуры требуют выстраивания определенной логики приобщения к культуре, чтобы это приобщение было ненавязчивым, не бестактным, не оголенным морализированием и замещением «вашего бескультурья» на «высокую культуру». Думается, что эта логика, определяемая стратегией отбора содержания воспитания, предполагает несколько ступеней между двумя полюсами: материальное -> духовное, пассивное —> активное, зло —> добро, ложное -^ истинное, низменное -> высокое, грязь -> чистота, ненависть -> любовь, бездействие —> действие, невежество -* просвещенность и т.д. Количество «ступенек» определяется уровнем воспитанности школьника, на котором он находится в момент педагогического воздействия.

ЗАДАЧИ ТАКТИЧЕСКИЕ

Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога потребность составить перечень еще более конкретных задач — тактических, которые позволяют решать задачу стратегическую, т.е. приблизиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы. Еще Д.И. Менделеев писал: «В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана». А процесс воспитания, как известно, - процесс многофакторный. Таким образом, план воспитательной работы - насущная необходимость воспитательного процесса, диктуемая его целенаправленным характером, его сущностью.

Диалектический характер целеполагания в воспитательном процессе хорошо реализуется в созданной А.С. Макаренко теории и практике постановки перспектив жизнедеятельности детского коллектива и личности: системы перспектив — близких, средних и дальних (СНОСКА: Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. М, 1977. Т. 1. С. 232—239). При этом критерием успешности или неуспешности воспитательного процесса выступает закономерность, проявляющаяся в том, что «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода» (СНОСКА: Кон И.С. Социология личности. М., 1967).

Начинать надо с сегодняшней, доступной перспективы близко ожидаемой радости. Стремление к чему-то хорошему, радостному есть у каждого ребенка: бегать, прыгать, читать, играть, рисовать, танцевать, петь, конструировать, строить, общаться, ходить в походы, веселиться... Все это легко вплетается в ткань повседневной жизни педагога и воспитанников, легко задается педагогом как близкая и более отдаленная (средняя) перспектива. Из определенной направленности серии близких и средних перспектив исподволь складывается сущностное содержание далекой перспективы — цели воспитания.

А.С. Макаренко утверждал, что «самое главное... — надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хочешь, ее цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другой находит более сложные и богатые прелести — в работе, в красоте, в борьбе, в росте человеческой материи. Уже и Сейчас материя, выражена в музыке Бетховена или Чайковского, в великих изобретениях, в технике, — очень высокая штука, такая высокая, что я не променял бы ее на вечность» (СНОСКА: Макаренко А.С. Письмо к Ф. Борисову, 15 августа 1938 года. Собр. соч.: В 7т. М„ 1958, Т. 7. С. 465).

И еще об одной важной особенности целеполагания в воспитательном процессе необходимо помнить. Цель и задачи определяются педагогом, они подчас скрыты, завуалированы от воспитанника, ради которого они ставились и которому, в конечном счете, их реализовывать. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников - разнолики, разноплановы, а достижение их происходит в едином процессе.

Осознавая свои жизненные цели, старшеклассники называют (в игре «Цветик-семицветик»): здоровье, любовь, счастье, высшее образование, интеллигентность, хорошая семья, профессия, общение с искусством, друзья, высокие нравственные качества... Это совпадает с целью педагогической. Но в ответах школьников еще и такое: «много дармовых денег», «везенье и удача», «богатство», «выйти замуж за мафиози», «дом из 25 комнат», «свободно тусоваться с кем хочу и где хочу», «связи»... Это уже не вписывается в нашу формулу цели.

И еще. Мысли воспитанника относительно цели сумбурны, противоречивы, порой абстрактны, неопреде-1енны. Вот стихотворение старшеклассницы Юли Феюровой, написанное как ответ на философское высказывание «Не имеющий гармонии в душе проигрывает самого начала»:

Что есть гармония души?

И что теряет проигравший?

Мечты куда-то отошли,

Остался он, все что-то ждавший.

Путь беспорядочен и прост,

Но что скрывается за этим?

А то, что жизнь, как чистый холст,

Что белизной своею светел.

Он чист, свободен от тревог,

Печали, горя и заботы.

Таким казаться каждый мог,

Когда б нашелся этот кто-то.

Но человек есть человек,

Он тонет в грусти, в неудачах

И мрачно доживает век

В своих поставленных задачах.

Их словно нет, они нигде -

Роятся в хаосе и бездне,

И голова трещит от дел

Пустых, никчемных, бесполезных.

Создавший образ свой таким,

Неусомнившийся в провале,

Тот, мысли чьи неглубоки,

Средь нас останется едва ли!

Мудрость педагогическая, видимо, в том заключается, чтобы, организуя жизнедеятельность детей в воспитательном процессе школы, постепенно, исподволь руководствуясь целью и задачами воспитания, вводить в жизнь детей ценностные ориентации, приобщение к которым переориентирует (если цель неблаговидна), выведет (если цель расплывчата и туманна}... к цели возвышенной, сформулированной самим педагогом.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Цели воспитания в глобальном и локальном значении: как они взаимосвязаны? Не противоречат ли друг другу? И если да, то как выходить из этого противоречия?

2. Как формулируется цель воспитания в современной гуманистической теории воспитания? Найдите доводы, подтверждающие ее необходимость.

3. Диалектическое единство цели и стратегических задач.

4. Задачи стратегические и тактические как основа отбора содержания и планирования воспитательной работы.

5. Основные идеи, позволяющие педагогу стимулировать самоактуализацию воспитанников в процессе воспитания.

Рекомендуеиая литература

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987.

2. Берне Р. Развитие Я-концпции и воспитание. М., 1986.

3. Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону, 1993.

4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл. VI, § 1.

5. Караковский В.А. и др. Ориентирование детей на общечеловеческие ценности // Кн. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. Гл. V.

6. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

7. Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. М., 1977.

8. Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000.

9. Маленкова Л. И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.

10. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

11. МаслоуА. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.

12. Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С, Цели современного воспитания, Ульяновск, 1996.

13. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. Темы 8, 9.

14. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

15. Целеполагание в школьной воспитательной системе // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999- Ч. III. §1,9.

Наши рекомендации