Меры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.
3. Необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.
Задание 43
Исправьте речевые ошибки. Назовите вид многословия.
1. От качественных прилагательных, это, можно образовать, это, степени сравнения и, это, краткие формы. 2. Татьяна, это самое, была, это самое, любимой героиней Пушкина. 3. Я, значит, давно хотел, это, прочитать роман, ну, это, "Война и мир". 4. Допустим, мы пойдем всем классом, допустим, в поход, если будет, это, хорошая погода. 5. Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное.
Задание 44
Найдите "расщепленные сказуемые", замените их синонимичными глаголами. Определите, изменился ли при этом смысл и стилистическая окраска высказывания.
1. Вчера я нес дежурство в школьной столовой. 2. Учитель провел опрос всех учеников. 3. Дважды в день производят осмотр больных. 4. В классе мы ежедневно производим уборку. 5. В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы. 6. Перед выпускным вечером родители обратились с пожеланиями ученикам весело провести время.
-Задание 45
Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания, и дополните предложения необходимыми лексическими элементами.
1. Центр "Русская книга" объявляет конкурс на лучшую аннотацию к любой книге из нашего ассортимента. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете. 2. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 3. На уроках ребята хорошо ведут. 4. Необходимо повысить эффективность. 5. Я уже чувствую после болезни хорошо.
Задание 46
Отметьте случаи неоправданного употребления устарев
ших слов. Исправьте предложения. Еще какие ошибки вы за
метили? ___^
" 61
2. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиозный, позитивный, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный.
3. Альтруизм, апелляция, апогей, имитировать, манкировать, приоритет, тарифицировать, филигранный, формальный, эксцентричный.
Задание 5 1
Прочтите статью Н. В. Старковой "Имидж" и ответьте на вопрос: употребляете ли вы это слово и в каких речевых ситуациях?
Новые слова приходят и уходят. Сегодняшнее время необыкновенно подвижно и динамично. И это прежде всего проявляется в языке.
Термин имидж заимствован из английского (image — "образ, облик, представление о чем-либо"). В последнее время имидж очень широко употребляется в современном русском языке. Его первоначальное значение расширяется в зависимости от контекста и ситуации: "Юмор, ирония — этой мой актерский имидж, который сильно отличается от человеческого".
Имидж — это не только облик или сложившееся представление о чем-либо, но и репутация, мнение широкой публики о каком-то объекте, например: "А имидж "Камы" — быть законниками во всем, даже в мелочах..."; "Константин Райкин существует на сцене по принципу наоборот. Он отверг имидж танцующего, поющего, бескостного актера".
Значение "имидж-образ" может приобретать дополнительные, оценочные, контекстные интерпретации: "Когда Александр Гурнов... улыбается и делает глазки телезрителю... это входит в "имидж" бонвивана, шутника-капризника, подающего заодно информацию, но сперва самого себя".
Кроме того, у термина имидж есть специфические, смысловые оттенки, которые появились только в русском терминоу■потреблении. Например, понятия "создание имиджа", "атрибутика имиджа" выражаются в английском языке не в самом слове имидж, а в его производном image building (т. е. создание репутации, реклама компании, актера, партии). В различных газетных и телевизионных материалах имидж широко употребляется именно в этом значении: "Как выяснилось, ослепительное платье было выписано специально для торжества и всего на 24 часа из Парижа с целью презентации нового имиджа певицы..."
По аналогии* с первоисточником, имидж — слово мужского рода. Активно включаясь в систему русской грамматики, термин уже грамматически освоен, т. е. склоняется как существительное мужского рода твердого склонения. Термин имидж широко используется в разных областях нашей жизни. Поэтому сегодня можно говорить о полном лексическом освоении в русском языке этого заимствованного слова.
Адаптация, лексическое освоение в языковой среде заимствованных слов — это одна из проблем не только лингвистики, но и общей культуры современного мышления. Имидж, презентация, дайджест, брифинги др. Можно ведь посмотреть на употребление этих слов с точки зрения синонимической "русской" замены. Имидж !— облик, образ, представление... Откроем хотя бы малый академический словарь русского языка. Семь значений слова образ, а также богатство фразеологического употребления, множество синонимических вариантов — все это заставляет задуматься, прежде чем употребить слово "имидж" вместо слова "образ".
Варианты орфоэпических, словообразовательных, грамматических норм русского языка, их подвижность и "легкий" русский синтаксис — это особенная природа, индивидуальное состояние нашего языка. В свою очередь, эта особенность рождает другую — стилистическую точность, чистоту, мотивированность слово- или формоупотребления. Вернемся к слову "образ-имидж". В одном из его значений могут употребляться синонимы представление, репутация, мнение, что обычно мотивируется контекстом или речевой ситуацией. Нужно ли в таких случаях употреблять слово "имидж", если даже в английском языке к русскому значению "создание мнения, репутации" есть другое слово, не image, a
image-building?
Итак, слово образ со своими богатыми семантическими возможностями может выражать ничуть не хуже слова имидж все нюансы современного словоупотребления. Только нельзя забывать одну простую истину — богатство языка требует бережного к нему отношения.
Задание 52
Обратите внимание на развитие значений слова спонсор в английском языке. В каких значениях и речевых ситуациях вы употребляете это слово?
В английском языке слово спонсор обладает прозрачной внутренней формой "поручитель" (крестный отец — "поручитель перед Богом"). С этим основным значением слово было заимствовано из латыни в конце XVII века. В 30-е годы нашего столетия сформировалось значение "тот, кто оплачивает программу на радио в обмен на коммерческую рекламу", а в 60—70-е годы — значение "тот, кто финансирует что-либо или кого-либо, оказывает материальную поддержку".
Основные значения слова спонсор:
— поручитель;
— лицо, финансирующее какое-либо мероприятие, организацию;
— фирма, заказывающая радио- или телепрограмму в рекламных целях;
— организатор, инициатор;
— крестный отец или крестная мать.
Задание 53
Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов.
1. Констатированы факты нарушения школьной дисциплины. 2. Изменен регламент работы компьютеров. 3. беспорядки лимитируют работу в цехах. 4. Нельзя нивелировать оценки ученикам. 5. Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов. 6. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. 7. Были приняты экстраординарные меры. 8. Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. 9. Конвенция новой фирмы нас не устроила.
Задание 54
В каких речевых ситуациях лучше использовать иноязычное слово, в каких — его русский синоним?
1. Декрет — постановление; дефис — черточка; дефект — изъян, недостаток; пролонгация — продление;
2. Променад — прогулка; регистр — список; репрезентация — представительство; хаос — беспорядок.
3 А. Г. Петрякова
Задание 55
Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения.
1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 2. Куприн — потрясающий писатель своего времени. 3. На репетиции я пытался таким манером подсказать, как им быстрее освободиться от этой восточноевропейской скованности и зажатости. 4. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива. 5. в голове у меня вертится много разных интересных мыслей. 6. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком. 7. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.
Задание 56
Определите значения просторечных слов, замените их литературными.
1. Расценок, статуй, туфель, промеж, смуглявый, супротивник, теперича, вдогон, махра, оскома, рисковый, свал, сморода, богатей, горбач, наискоски, сжадничать, спечь, убивец, упередить.
2. Манатки, трафить, потрафить, брага, сохатый, барахло, тутошний, аккурат, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо.
3. Брюхо, гляделки, сдрейфить, спятить, балбес, зубодер, обжулить, облапошить, околпачить, смыться, расфуфыриться, сызмальства, укокошить, растяпа.
Задание 57
В предложенных словосочетаниях замените стилистически сниженную лексику литературной.
Дубовато поставленный фильм, заядлый читатель, немало задумок, сработанный проект, въедливый писатель, стальные трудяги, заиметь книгу, настырные ученики, завсегда работать.
Задание 58
Найдите профессионализмы и жаргонизмы. Там, где это возможно и целесообразно, подберите к ним синонимы общелитературного языка.
1. Скрепляют стены при помощи сбалчивания. 2. Стрельбу глухарей следует производить, хорошо выцелив. 3. Парень вертел в руках железяку с винтом и асбестоцемент-
ной изоляцией. 4. Уже закончена кладка фундамента. 5. Починка автомобиля займет много времени. 6. в поселке будет заасфальтировано более четырех километров уличной сети. 7. Количественные характеристики облачного покрова планеты привязаны к телевизионным изображениям со спутника. 8. Тридцать пять цветных и тоновых репродукций войдут в первый альбом; второй объединит сорок семь факсимильно воспроизведенных рисунков. 9. Забор крови производится в пятом кабинете. 10. Необходимо поставить еще один укол.
Задание 59
Прочтите отрывки из фельетона И. Костюкова "На разных языках", найдите жаргонизмы, приведите к ним общеупотребительные синонимы. Сделайте стилистический анализ текста.
Напротив секретарского стола на скрипучем деревянном диване примостились два посетителя — юрист Стихотин... и шофер артели "Штамп" Чоканов... Все посетители пришли на прием к начальнику жилищного отдела Махоткину. Но его в отделе не оказалось.
— Я вот второй день припухаю здесь, а мой самосвал
загорает на морозе!— жалуется Чоканов, махая рукой с
татуированной надписью "Коля + Тоня". — А ведь я сдель
но вкалываю. Позавчера я подшиб сотнягу. Вчера — со
рок хрустов. А сегодня что буду иметь? Хрен на постном
масле! И все из-за этого деятеля Махоткина. Бюрократ он
чистопробный!
— А кое-кто, между прочим, констатирует обратное, — заметил юрист. — Тут как-то один субъект утверждал, будто товарищ Махоткин — антипод всему бюрократическому.
— бог, вот! Как бы не так! Дудки!.. Правда, с фасада он вроде ничего, свой в доску. Придешь к нему в первый раз, он и лапу потрясет и всякой муры с трехтонку наобещает. А дальше ни с места. А чуть ему намекнешь, что, мол, баста трепом промышлять, так сразу в бутылку лезет, с полоборота заводится.
— Значит, товарищ с повышенным нервным восприятием.
— А черт его знает!.. Но уж после такого намека он даст прикурить. Особенно если у тебя справки поскрипывают. Тут он и начинает колбасить! В таких случаях остается одно: включать заднюю передачу и газовать за новыми справками. А вы говорите, антипуд!
3*
Задание 60
Найдите в предложениях диалектизмы, определите их зн чения. Укажите случаи неоправданного их употребления
1. Работу начинали с первыми кочетами. 2. К вечеру ненадолго разведрилось. 3. Ребята набрали целую корзину пуховок. 4. Утирка осталась в кармане пальто. 5. Опытные удильщики не ловят рыбу около тросты, они выезжают на озеро и удят на нальях — песчано-каменистых отмелях вдали от берега.
Задание 61
Подберите к общенародным словам (левая колонка) синонимы диалектных слов (правая колонка); сравните способ выражения близких понятий.
Ухват | рогач, ёмки | |
гудеть | рукотерник | |
прятки | утирка | |
юркнуть | слаборукий | |
полотенце | ротан | |
драчливый | брунжать, жундеть | |
носовой платок | мызнуть | |
крикливый человек | пуховка | |
колокольчик | хоронушки, ловички | |
гриб-дождевик | позвонок | |
3aj | (ание 62 |
В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, которые употребляются только как несвободные.
/. Поставить на ноги, лезть в глаза, рука об руку, с глазу на глаз, глаза разгорелись, один как перст, поймать на слове, идти в ногу, брать пример, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, умывать руки, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, идти прямой дорогой, не видать света белого.
2. Видать виды, входить в колею, сгущать краски, навострить уши, дело в шляпе, смотреть сквозь пальцы, принимать за чистую монету, лебединая песня, биться как рыба об лед, держать ушки на макушке, голова идет кругом, замолвить словечко, без сучка без задоринки, стричь под одну гребенку, окунаться с головой, играть в бирюльки.
Задание 63
Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие — фразеологически связанными.
1. Белый танец, белая бумага, белая рубашка, белые воротнички, белый уголь, белые руки, белый билет, белая кость, белые стены, белый стих, белое вино, белая ворона, белое пятно, белый свет, белые мухи, белое золото.
2. Золотое дно, золотой дождь, золотой мешок, золотые серьги, золотая молодежь, золотой телец, золотая осень, золотой фонд, золотая душа, золотые горы, золотая середина, золотые руки, золотая свадьба, золотой перстень.
Задание 64
Найдите фразеологизмы, в состав которых входят предложенные вам слова, объясните значения и опишите ситуации, при которых эти фразеологизмы употребляются.
1. Нос (остаться с носом, ...).