Основные критерии выбора методов обучения

1. Соответствие цели урока, максимальная направленность на решение всех трех ее аспектов.

2.Ориентированность, соответствие метода обучения содержанию учебного материала.

3.Соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учеников, т.к. индивидуальные, фронтальные, групповые и коллективные формы познавательной деятельности, естественно, требуют различных методов обучения.

4. Соответствие реальным учебным возможностям учащихся, под которым понимается единство внутренних и внешних условий для успешной учебной деятельности.

5.Соответствие выбора методов обучения возможностям преподавателя по их использованию.

6.Соответствие методов обучения принципам дидактики. Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями построения процесса обучения, из которых вытекают сами принципы обучения.

В зависимости от избранного принципа в дидактике существует несколько классификаций методов обучения.

Таким образом каждый метод обучения – это совокупность многих характеристик способов деятельности учащегося и преподавателя, и его необходимо рассматривать как систему.

 
  Основные критерии выбора методов обучения - student2.ru

-словесные; изложение; объяснение; объяснительно-

-наглядные; беседа; закрепление. иллюстративный;

-практические. самостоятельная работа. репродуктивный;

проблемный;

частично-

поисковый;

исследовательский;

познавательные игры.

Словесные методы:

Рассказ- это монологическое изложение учебного материала. Ведущая функция – обучающая, сопутствующие – развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.

По целям выделяют следующие виды рассказов:

- рассказ-вступление;

- рассказ-повествование;

- рассказ-заключение.

Лекция – один из методов словесного изложения материала. Ее признаки: строгая структура; логика изложения; обилие сообщаемой информации; системный характер освещения знаний.

Беседа - ее сущность заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Ведущая функция беседы – побуждающая. По назначению выделяют беседы:

вводные или организующие;

сообщения новых знаний;

синтезирующие или закрепляющие;

контрольно-коррекционные.

Работа с книгой.Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

Два вида работы с книгой:

- на уроке под руководством преподавателя;

- дома самостоятельно.

Приемы самостоятельной работы с книгой:

Ознакомление с ее структурой;

Беглый просмотр;

Чтение отдельных глав;

Поиск ответов на вопросы;

Изучение материала;

Реферирование;

Решение примеров и задач;

Выполнение контрольных тестов;

Заучивание материала на память и др.

Наглядные методы:

Демонстрация наглядных пособий - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

Демонстрация кино – и видеофильмов - основан на наглядном восприятии информации. Используются кодоскопы, проекты, киноаппаратура, учебное телевидение, видеопроигрыватели, видеомагнитофоны, компьютеры с дисплейным отражением информации и др.

Практические методы:

Упражнения это планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения или повышения их качества. Позволяет овладеть практическими навыками и умениями. Различают следующие виды упражнений:

· специальные, комментированные, письменные, устные, лабораторно-практические;

· производственно-трудовые;

· производственные.

Лабораторно-практические работы - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.

Особенно эффективен проблемный (исследовательский) лабораторный метод, включающий выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися. и др.

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия преподавателя в учебном процессе:

· Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность преподавателя и учащегося, состоящую в том, что преподаватель обобщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

· Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

· Проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда преподаватель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли преподавателя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения.

· Частично-поисковые (эвристические) методы используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования.

· Исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

· Познавательные игры – это специально созданные ситуации, модулирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение метода – стимулировать познавательный процесс.

Различают:

· стимуляционные игры (т.е. способствующие воспроизведению определенного качества) учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступающих ранее в качестве действительных (предлагается, например, воспроизвести заседание парламента, сравнивая свои действия с действиями депутата);

· метод инсценизации (инсценировки) может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место или гипотетических. Каждый из участников инсценизации имеет свою роль.

· метод генерации идей напоминает «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

· Метод программированного обучения. Предлагает работу учащихся по предложенным программам в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств.

Различают:

· методы предъявления информации;

· методы выполнения программированных заданий;

· методы контроля и коррекции.

· Обучающий контроль.Главная функция – контрольно-коррекционная. Важно достичь органичного включения контроля в учебный процесс.

Модификации контроля:

ü устный;

ü лабораторный;

ü тестовый;

ü письменный;

ü машинный (программированный);

ü самоконтроль.

· Ситуационный метод – это скомбинированный из многий путей и способов метод, позволяющий применять нестандартные решения в конкретных условиях; самостоятельное произведение педагога.

Наши рекомендации