Незрячие и слабовидящие дети
Зрение — это оптическое восприятие, осуществляемое с помощью зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему человека и животных. Благодаря зрению человек получает огромное количество информации об окружающем мире. О цвете, форме, величине предметов, их взаиморасположении и расстоянии между ними человек узнает прежде всего с помощью зрения.
Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, для развития его двигательной сферы, для усвоения социального опыта. Зрительное, или как иначе говорят визуальное (от латинского visualis — зрительный) восприятие играет существенную роль в познании человеком мира, в формировании различных видов его деятельности, в установлении контактов с другими людьми.
Зрительный анализатор, как и любой другой анализатор (слуховой, двигательный и др.) состоит из трех основных отделов: периферического (глаз), проводникового (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центрального (мозговые клетки в затылочных долях коры головного мозга). Деятельность данного анализатора обеспечивает восприятие и анализ зрительных раздражении.
Дети, у которых наблюдаются стойкие нарушения зрения, принято разделять на незрячих (слепых) и слабовидящих.
Категория незрячих детей очень неоднородна по своему составу. Незрячие в медицинском смысле считаются дети, у которых полностью на оба глаза оказывается утраченной способность зрительно ощущать внешний мир, т.е. у них отсутствуют светоощущение и цветоразличение. Потеря зрения на оба глаза считается абсолютной (тотальной). К ним относятся также дети, у которых поле зрения сужено до 10°.
От медицинской слепоты следует отличать практическую слепоту. Детей с данным видом слепоты называют частичновидящими, т.к. у них сохраняется светоощущение или незначительное остаточное зрение, позволяющее им в какой-то мере воспринимать цвет, свет, контуры предметов. Практическая слепота (остаточное зрение) характеризуется остротой зрения от светоощущения до 0,05 при применении обычных средств коррекции (очков). Остаточное зрение помогает ориентироваться в пространстве и служит дополнительным средством при осязании предметов и восприятии какой-либо информации о них на слух.
Незрячие дети учатся читать и писать по системе Брайля (рельефно-точечный шрифт).
Слабовидящие дети имеют остроту центрального зрения на лучше видящем глазу с коррекцией (очки, контактные линзы) от 0,05 до 0,3, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие другие нарушения зрительных функций (сужение границ поля зрения) или прогрессирующие заболевания органа зрения (первичная и вторичная глаукома, незаконченная атрофия зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки и т.д.). Большая часть случаев слабовидения у детей наступает в результате аномалий рефракции глаза.
Как уже было отмечено выше различают прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрения. При прогрессирующих дефектах зрения наблюдается постепенное ухудшение зрительных функций, обусловленное течением патологического процесса. Так при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение резко снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий (постоянном чрезмерном напряжении зрения, зрительном утомлении и др.) прогрессирует близорукость, дальнозоркость (вследствие этих отклонений на сетчатке образуются неясные расплывчатые изображения).
К не прогрессирующим дефектам зрительного анализатора относятся некоторые врожденные его пороки, такие как асигматизмы, катаракта и другие.
Среди незрячих детей выделяют слепорожденных, потерявших зрение еще до рождения (во внутриутробном периоде) или до трехлетнего возраста, и ослепших, т.е. лишившихся зрения после трех лет жизни. Такое разделение основывается на том, что время потери зрения ребенка имеет существенное значение для последующего его развития. Незрячие от рождения дети не сохраняют зрительных образов памяти, т.к. они их по сути не имеют, тогда как ослепшие в той или иной мере располагают этими образами.
Дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются различными особенностями. Так при нарушении зрения происходит сокращение и ослабление зрительных восприятии у слабовидящих и частично видящих детей и полное прекращение восприятия детьми с тотальной слепотой. Лишенные возможности воспринимать действия и поведение окружающих их людей. Незрячие не имеют образцов для подражания социальному поведению: как следует передвигаться, сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и т.п. Незрячие дети испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются незрячими детьми непосредственно. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. Это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении;
нарушается гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. У незрячих детей накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Нередко у них наблюдается так называемый вербализм — недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение.
Имеют место также существенные изменения в развитии двигательной функции и в ориентировке в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движений. Детей затрудняет овладение такими движениями как ходьба, бег. Они испытывают трудности и при выполнении физкультурных упражнений.
Ограничивается приобретение социального опыта, навыков самообслуживания и бытового труда.
В отличие от незрячих детей от рождения, ослепшие дети располагают некоторым количеством более или менее сохранных зрительных представлений, сформированных у них до потери зрения. Это имеет огромное значение для последующего воссоздания представлений о предметах и явлениях, основывающихся на восприятии их с помощью осязания или на базе словесных описаний. Сохранность зрительных представлений, их яркость, четкость, полнота, адекватность зависят от того, в каком возрасте ребенок потерял зрение, а также от правильности организуемой с ним педагогической работы. У ослепших детей также наблюдается существенное изменение в физическом развитии, в формировании двигательной функции, в ориентировке в пространстве, в усвоении социального опыта.
Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с предметами и явлениями, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Но их зрительное восприятие сохранно лишь частично и, поэтому, является не вполне полноценным. Оно отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. В результате запас их зрительных впечатлений оказывается ограниченным, количественно меньшим, чем в норме, а представления имеют качественное своеобразие: они менее четки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены. Так, если у слабовидящего ребенка нарушено цветоощущение, то цветовые характери-стики воспринимаемого оттенка обеднены. При резко выраженной близорукости или дальнозорко-сти слабовидящий не может заметить некоторых внешне слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета. У них нередко наблюдаются трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения при отсутствии мероприятий по его охране и развитию. Зрительное утомление также вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Остаточное зрение слабовидящего ребенка имеет очень большое значение для его развития, трудовой и социальной адаптации. Поэтому оно должно оберегаться. С этой целью необходимо периодическое консультирование в глазной клинике (у офтальмолога в детской поликлинике), правильный подбор оптических средств коррекции, рациональное освещение помещения, где живет и учится ребенок с нарушениями зрения, дозировка учебной нагрузки.
Слабовидящие дети не всегда адекватно осознают свой дефект. Трудности и неудачи, возникающие в общении, при участии в играх, при обучении неправильно оцениваются ими, обижают и раздражают. Появляется почва для формирования отрицательных черт характера — замкнутости, негативизма и пр.
У незрячего и слабовидящего ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования других анализаторов (осязательного, слухового, двигательного и др.), представляющих сенсорную основу для компенсации нарушений зрения. В начале специального обучения эта система компенсации создает условия для правильного отражения действительности.
Процессы компенсации во многом зависят от сохранности остаточного зрения. Даже самые незначительные остатки зрения очень значимы для ориентации и познавательной деятельности детей с нарушениями зрения.
Формирование компенсаторных механизмов у незрячего и слабовидящего ребенка предусматривает формирование активной личности, стремящейся к социально обусловленной деятельности. Существенное значение имеет активизация функционирования поврежденного органа, а также замещение его деятельностью других органов. Так, осязательное восприятие, ощупывание предметов в какой-то мере заменяет зрение. Оно служит основой чувственного познания незрячих, необходимого им для повседневной жизни, учебной и трудовой деятельности. Осязательное восприятие дает возможность слепому познать некоторые признаки предметов: форму, величину, фактуру. Оно чаще всего осуществляется непосредственно с помощью руки ребенка или какого-либо орудия. Например, трости при ходьбе, грифеля, при чтении брайлевского шрифта. В учебной деятельности осязание обычно сочетается с речью ребенка и взрослого. Осязание помогает незрячему ориентироваться и на улице, и дома.
Для компенсации нарушений зрения большое значение имеет слуховое восприятие. Считается, что слух является для незрячих тем же, что для нормально развивающихся детей зрение. Слуховое восприятие используется детьми с нарушениями зрения для ориентировки, узнавания и формирования образов окружающего мира, при движении. Незрячие, пользуясь слуховым восприятием, могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но они могут по звуку воспроизводить своеобразный звуковой пейзаж местности. При ориентации на местности незрячие преодолевают препятствия при выборе направления движения по звукам, которые обычно не воспринимаются зрячими. Следовательно, у незрячих и слабослышащих детей слуховое восприятие является важной опорой восприятия окружающего мира, необходимого для их психического развития.
Не менее важное значение для компенсации нарушений зрения играет осязательное восприятие, т.к. оно позволяет ребенку с данньм дефектом дифференцировать и опознавать предметы, близкие по форме к кругу, овалу (овощи, фрукты, ягоды и т.д.), прямоугольнику и квадрату (конверт, линейка и пр.).
За счет компенсации, конечно, не происходит полной нейтрализации дефекта зрения.
Компенсация основного дефекта происходит в условиях наиболее эффективной организации системы, содержания и методов обучения и воспитания детей с зрительными нарушениями, направленных на максимальное развитие каждого ребенка.
Воспитание высших психических процессов, коррекция познавательной деятельности и личностного развития детей с нарушениями зрительного анализатора представляют собой первоочередные задачи для тифлопедагогов. Они направляют свои усилия на повышение активности детей, особенно в интеллектуальном плане, на расширение и углубление их интересов, на предупреждение и преодоление отклонений в физическом и личностном развитии и двигательной подготовленности.
Для таких детей в нашей стране существуют специальные учебно-воспитательные учреждения: детские сады, школы, школы-интернаты, где, как правило, находятся дети с тяжелыми нарушениями зрения.
Некоторые слабовидящие дошкольники в ряде случаев посещают обычные детские сады, но если зрение ребенка ухудшается, то он должен быть переведен в специальные наиболее для него благоприятные условия.
В дошкольных учреждениях содержание и методы коррекционно-воспитательной работы с этой категорией детей направлены, в первую очередь, на развитие компенсаторных механизмов и на сохранение остаточного зрения. Для этого проводятся систематические мероприятия и занятия по развитию и охране остаточного зрения, развитию осязания и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве и т.д.
В специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями зрения предусмотрена работа, направленная не только на обучение и воспитание учащихся, но и коррекцию их познавательной деятельности, личности и физического развития. Она осуществляется по специальным программам и методикам. В специальных школах предусмотрено обучение незрячих детей рельефно-точечному шрифту Брайля, состоящему из вьшуклых точек, различные комбинации которых в пределах шести соответствуют определенным буквам алфавита, цифрам, знакам препинания и т.д. Введены коррекционные занятия по ритмике, лечебной физкультуре, речи, мимике и пантомимике, социально-бытовой ориентировке, тифлографике и др. Большое значение придается трудовому обучению и профориентации. Трудовое обучение включает в себя курс трудовой подготовки в начальной школе и предпрофессиональной на старших годах обучения.
В связи с замедленностью процесса чтения и письма по системе Брайля, увеличением времени на ознакомление с объектами окружающей среды начальная школа работает по программе 1—4, в старших классах срок обучения увеличивается на один год. Общий срок обучения составляет 12 лет.
Обучение слабовидящих детей также, как правило, осуществляется в условиях специальной школы, т.к. пребывание этих детей в школах общего назначения часто приводит их к неуспеваемости. Слабовидящие дети в силу своих особенностей отстают от темпа работы учащихся с нормальным зрением. Слабовидящие дети в таких условиях становятся часто раздражительными, обособляются от коллектива, что может явиться одной из причин школьной дезадаптации. В связи с этим необходимо, чтоб обучение слабовидящих детей осуществлялось в специальных детских учреждениях. Для них необходимы учебники с крупным шрифтом, с четкими, без излишней детализации рисунками, тетради с четкой разлиновкой, специальные средства наглядности. Их обучение также включает предметы коррекционного цикла: ритмику, лечебную физкультуру, социально-бытовую ориентировку и пр.
Учитывая слабое зрение учащихся, их быструю утомляемость, необходимо уменьшение зрительной нагрузки до 10—15 минут.
Общий срок обучения в школах для слабовидящих детей 12 лет.
В специальных школах для детей с нарушениями зрения используются технические средства: очки, лупы, увеличивающие аппараты и другие технические приспособления (приборы для рельефного черчения и рисования, тренажеры, звуковые мишени, звучащие мячи), машины и аппараты (ультразвуковые локаторы, звуковые маяки, читающие машины и т.п.). Некоторые из этих технических средств начинают использовать при обучении и воспитании ребенка, когда он еще находится в стенах детского сада.
Школы для детей с тяжелыми нарушениями зрения дают учащимся цензовое неполное среднее и среднее образование.
Успехи в развитии детей с патологией зрения зависят от клинической формы, характера и тяжести нарушения зрительной функции, от сохранности других анализаторов, от уровня развития высших форм психической деятельности и личности; от возраста, в котором утрачено зрение, а также от содержания, форм, методов обучения и воспитания и от квалификации тифлопедагогов, работающих с детьми этой категории.
Обнаружить дефекты зрения у малыша во многих случаях может мать, проводящая с ним все свое время, ухаживающая за ним. Постоянно наблюдая за поведением сына или дочери, мать заметит, что ее ребенок ведет себя как-то странно: не следит за взрослым, за его лицом, руками, за двигающейся игрушкой, не пытается ее достать и т.п. В этом случае необходимо обязательно обратиться к врачу, проверить состояние зрения малыша, а затем посоветоваться с доктором и тифлопедагогом, как следует воспитывать ребенка с нарушениями зрения.
Процесс воспитания очень сложный. Любого ребенка воспитывать всегда трудно. Тем больше возникает сложностей, если он имеет нарушения зрения. Часто родители, воспитывающие незрячего ребенка, жалея его, чрезмерно опекают малыша, тем самым лишая его всякой самостоятельности. Этого не следует делать, т.к. такое воспитание принесет ему не пользу, а только вред. Родители должны знать и помнить, что в физическом воспитании ребенка с недостатками зрения следует отводить большое место формированию у него пространственной ориентировки и развитию движений. Незрячего малыша нужно учить ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице, передвигаться по квартире. Надо научить ребенка узнавать по звукам и шумам, где находится он сам, его близкие, на каком расстоянии от него препятствие (близко или далеко), чтобы уберечь его от травм; по голосам узнавать родителей, близких, своих друзей. Следует помочь ребенку преодолеть страх перед пространством, выработать у него правильную осанку и походку (не шаркать ногами и т.д.). Специальная работа должна проводиться над тем, чтобы научить его пользоваться осязанием, развить гибкость пальцев рук, точность движений.
Формируя и развивая положительные возможности незрячих и слабовидящих детей, важно всегда использовать их сохранные анализаторы, расширять практический опыт в процессе познания им окружающего мира, общаться с ним в процессе выполнения ребенком какой-либо деятельности. Для развития остаточного зрения у слабовидящих детей нужно использовать оптические средства, следить за освещением комнаты, консультироваться у офтальмолога.
Очень важна благожелательная обстановка в семье. Ребенок с нарушениями зрения должен знать и быть уверенным в том, что его любят все члены семьи, и что он сам является не обузой своей семьи, а се равноправным членом, помощником для родителей.
Детям с нарушениями зрения необходимо общаться со своими зрячими (нормально видящими) сверстниками. Это полезно как для незрячих и слабовидящих, так и для нормально видящих детей. Однако лучше, если совместные игры проходят в присутствии взрослых, которые всегда готовы и могут придти на помощь ребенку с дефектом зрения в случае возникновения каких-либо сложностей.
В настоящее время появилась возможность обучать ребенка с нарушениями зрения в домашних условиях. Вместе с тем, родители должны знать, что осуществлять обучение на дому должен не просто педагог, а специалист-тифлопедагог, знающий психологические особенности незрячих и слабовидящих детей, владеющий методами и методикой их обучения, хорошо знающего содержание специальных коррекционных занятий, строго выполняющий все рекомендации офтальмолога. Только в этом случае процесс обучения детей с нарушениями зрения в домашних условиях будет эффективным.
В целом можно говорить о том, что в результате специальной коррекционной работы дети с дефектами зрения достигают относительно высоких результатов в интеллектуальном развитии, приобретают положительные черты личности, необходимые для активного участия незрячих и слабовидящих детей в жизни общества.