Сущность и особенности внеклассной работы по музыке
Внеклассная работа по музыке – это одна из форм работы музыкального педагога, которая является дополнением к основным музыкальным занятиям и позволяет расширить и закрепить знания, полученные на уроке музыки.
Внеклассная работа является составной часть учебно–воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеклассная работа, как и всякая работа по музыкально– эстетическому воспитанию, должна согласовываться с программой по музыке для общеобразовательной школы. Не рекомендуется использовать вне учебного процесса музыкальный репертуар, который впоследствии будет изучаться и исполняться на уроках, иначе утрачивается элемент новизны. Любое музыкальное внеклассное занятие должно углублять и развивать интерес школьников к музыке, учить их активно проявлять себя в музыкальной деятельности. Та методика построения урока в форме вопросов и ответов, которая предусмотрена программой, должна сохраняться и при проведении любого внеклассного занятия [5, стр. 86].
Особенностью внеклассной работы является ее добровольность. И чем интереснее, содержательнее, разнообразнее формы внеклассной работы, тем больше ее авторитет в глазах ребят, тем больше школьников становятся ее участниками. Учитель музыки – организатор всей музыкальной жизни школы. Однако использовать возможность музыкального общения с учащимися обязаны и учителя начальных классов, и воспитатели групп
продленного дня. Именно эта категория учителей, имеющих необходимую музыкально–эстетическую подготовку, и должна выступить в роли активных помощников учителя музыки, а там, где его нет, стать главной силой в организации и проведении музыкальной работы, в том числе и внеклассной [16,стр.49].
Важное значение для результативности внеклассной работы имеет совместная музыкальная деятельность учительского коллектива, детей и их родителей, которая проявляется в их объединениях в исполнительские коллективы, в создании музыкальных театров, в проведении лекций–концертов, музыкально–литературных композиций, в совместном посещении музыкальных спектаклей, концертов с их последующим обсуждением [4,с.154].
Программа внеклассной музыкальной деятельности должна предполагать свободный выбор ребенком деятельности, совпадающей с его интересами и потребностями. Творческие коллективы не должны создаваться «сверху», как это, к сожалению, бывает в современной практике, когда способных детей собирают в хор в принудительном порядке, а детей, желающих петь, но не имеющих развитых вокальных данных, в хор не принимают. Творческие коллективы должны взращивать как свободные заинтересованные творческие объединения детей (и взрослых), увлеченных какой–либо формой музицирования и желающих реализовать свои способности и потребности в коллективе людей одаренных и предрасположенных к данному виду творчества. Само обучение музыке в школе должно рассматриваться как почва для создания различного рода творческих коллективов и хоров, ансамблей, музыкального театра, в том числе и возникновения межсемейных объединений, творческих клубов разновозрастного состава. В отличие от уроков музыки, во внеурочное время создание именно таких объединений, где общение протекает как многоуровневое межличностное общение, следует считать приоритетным направлением, ибо такие коллективы соответствуйют естественному музыкальному общению взрослых и детей. Широкое музыкально–эстетическое пространство – это та среда, где музыка не на словах, а на деле реально проникает в жизнь, не просто сопровождая ее, а становясь необходимым и естественным продолжением человеческого «Я».
Деятельность учителя музыки и детей во внеклассное время должна осуществляться на единых принципах и вести к цели музыкального образования, которая является общей независимо от форм и методов ее достижения (урок или внеклассное занятие, лекция, кружок). Любая форма приобщения к музыке не должна носить узкопредметный или специально дидактический характер, как то: воспитание вокально–хоровых навыков или навыков игры на фортепиано – любые навыки и умения должны выступать подспорьем воспитания музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам, даже самым незначительным: дух живого образного искусства, возвышение детей до его философских вершин, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества – вот характерные черты занятий искусством. Наряду с принципами преподавания музыки как искусства, импровизационности, художественности во внеурочной деятельности ребят особенно важенпринцип необыденности в процессе познания музыки. Он помогает снять усталость, дает детям радость от общения с искусством.
Во внеклассной деятельности можно выделить четыре направления: «Музыкальное просвещение», «Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня», «Опыт творческой деятельности», «Школьные традиции и праздники».
1. Музыкальное просвещение. Это очень широкое «поле деятельности», способствующее развитию музыкального кругозора, когда тематика музыкальных произведений (содержание искусства в целом) становится основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Самое главное в данном направлении деятельности то, что само музыкальное общение становится как бы ядром выхода на самые масштабные понятия освоения детьми мира – мироощущение, миропонимание, мировоззрение. Здесь каждая встреча с искусством и его творцами обязательно становится поводом для разговора о смысле жизни, о нравственности («Зачем человек живет на земле», «Почему человек творит искусство», «Что такое оставить след в жизни». Основные формы просветительской работы могут быть: детские ассамблеи искусств, клубы по интересам, музыкально–литературные встречи.
2. Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня.Этой проблеме посвящено много пособий, раскрывающих специфику, воспитательной работы и роли музыки в этом процессе. Однако в изменившейся ситуации многие формы этого направления воспитания утратили свое значение. Сегодня наблюдается тенденция возрождения работы групп продленного дня, она связывается с дополнительным музыкальным образованием. Стремление каждой школы придать учебно-воспитательному процессу особую форму, связанную с той или иной моделью музыкально-художественного образования («престижность» здесь играла не последнюю роль!), естественно, привело к тому, что основная нагрузка ложилась теперь на педагогов–музыкантов, а не на воспитателей, как это было раньше. Занятия сольфеджио, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением дают ребятам возможность получить начальное общее музыкальное образование в своей школе. В самых обычных общеобразовательных школах развиваются следующие формы:
— музыкальные традиции и классные праздники;
— музыкальные игры, например: «Идем в концертный зал», «Встреча у дедушки Проигрывателя», «Музыкальный магазин», «День рождения куклы Наташи», «Дирижер и оркестр»;
— комплексные занятия с привлечением разных видов искусств, например: «Мы слушаем осень», «Музыкальное путешествие во времени», «Весенние голоса».
3. Опыт творческой деятельности. Развитие ребенка, школьника как творца–музыканта, художника, артиста, развитие человека вообще невозможно вне гармонииего фундаментальных человеческих способностей: видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать.Исходя из этого художественная жизнедеятельность в детском возрасте протекает как развитие искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. И музыкальное образование во внеклассное время с самого начала разворачивается не как развитие «специфических» музыкальных способностей (ритма, музыкальной памяти, музыкального слуха во всех видах и пр.), значение которых для музыкального развития неоспоримо, а,впервую очередь, как воспитание у детейискусства слышать. Именно эти проблемы и кладутся в основу опыта творческой деятельности ребенка во внеклассное время, когда школьники экспериментируют со звучащим материалом, создают свои собственные музыкальные партитуры (для оркестра детских музыкальных инструментов), рассматривают певческую деятельность.
4. Школьные традиции и праздники. Каждая школа старается иметь свой неповторимый облик. Призыв к реформированию школы, к счастью, не нарушил лучших традиций, которые создавались годами и передавались от выпускников к первоклассникам. Несомненно, новые тенденции в образовании сказываются и на обновлении традиций, стимулируют появление новых традиций и праздников. [15, стр.30]
Внеклассная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования [4, стр. 155].
Главная цель таких занятий – пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора и музыкально – эстетическому развитию ребенка.