Глава 1. Теоретические основы волонтерского движения как субъекта социальной работы
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерского движения как субъекта социальной работы... 8
1.1.Понятие и сущность волонтерского движения. 8
1.2.Девиантное поведение подростков как объект …………………………………………..14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ волонтерского движения ПО ПРОФИЛАКТИКЕ девиантного поведения подростков.. 26
2.1. Волонтерское движение среди молодежи в Агинском Бурятском округе Забайкальского края26
2.2. Профилактика девиантного поведения подростков в деятельности волонтерского движения в МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 1».……….30
Заключение. 43
Список использованной литературы.. 45
Приложения
Введение
Актуальность.В настоящее время активно развивается такое движение как волонтерство. В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерского движения приобрело особое значение в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
Тема данного исследования является одной из самых актуальных тем, так как начало XXI века в России характеризуется высоким уровнем потребления психоактивных веществ (алкоголя, табачных изделий, наркотиков) среди детей и подростков. Табакокурение и наркомания несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что наносит огромный урон этносу в целом. В настоящее время приобретает особую значимость проблема социального регулирования процесса табакокурения детей и подростков, направленного на профилактику и преодоление причин, обусловливающих данное поведение личности, социальной группы несовершеннолетних, разработку форм и методов достижения позитивного социального результата.
Профилактика асоциального поведения молодых людей, социальный контроль над потенциальной преступностью и иными проявлениями девиантности становится одной из важнейших проблем современного общества, и соответственно – теории и практики социальной педагогики и социальной работы. Мировой опыт свидетельствует о том, что для решения задач в области профилактики социальной дезадаптации необходимо привлечение не только профессионалов, но и добровольцев, методы, работы которых в окружающем социуме нередко оказываются более эффективными.
Таким образом, волонтерская деятельность носит гражданский характер и выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.
Степень разработанности темы. Проблеме отклоняющегося поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании) в последнее время стало уделяться значительное внимание. Проблемы девиантного поведения несовершеннолетних изучают социологи, психологи, педагоги, представители других гуманитарных наук. Теоретико-методологические аспекты девиантного поведения рассматриваются в трудах российских и зарубежных авторов.
Разработку проблем девиации активно ведут следующие авторы: Я. И. Гилинский, С. В. Горанская, И. С. Кон, П. Д. Павленок, В. А. Шапинский[1] и др. В их работах даются определения, классификация и причины возникновения девиантного поведения, а также рассматриваются технологии социальной работы с лицами девиантного поведения, в том числе детьми и подростками. Важное значение имеют подходы к пониманию морали и социальных норм, содержащиеся в трудах данных авторов.
При исследовании проблемы детского и подросткового табакокурения, как разновидности девиации в среде несовершеннолетних, необходимо опираться на концептуальные разработки ученых, занимающихся вопросами отклоняющегося поведения подростков: С. А. Беличевой, И.П. Башкатова, П. П. Блонского, Т. В. Вахромеевой, Ю. М. Золотова, Н. Ф. Кофырина, Г. Я Лукачер, А. В. Толстых.[2]
Медико-биологические аспекты проблемы рассматриваются В. Г. Архангельским, Ю. М. Комаровым, Л. С. Минором, О. С. Радбилем, Н. А. Семашко, А. Г. Стойко. Представляют некоторую ценность их выводы о влиянии курения в целом на здоровье человека, а ребенка и подростка в частности, что обогащает подходы к решению проблемы средствами социально-медицинской работы.
Необходимо особо отметить значение научных исследований в области социологии семьи и семейной политики: А. И. Антонова, А. Г. Вишневского, С. И. Голода, Т. А. Гурко, Г. И. Климантовой, М. С. Мацковского, Г. И. Осадчей и др., которые обеспечили научное осмысление происходящих в семье процессов, в том числе и девиантных, раскрыли теорию и практику государственной семейной политики.
Однако исследований по организации волонтерского движения, связанных с профилактикой асоциального поведения подростков недостаточно. Поэтому возникает необходимость изучения и дальнейшей разработки данной темы в связи с особой ролью профилактики девиантного поведения в подростковой среде в современных условиях.
В рамках рассматриваемой темы к числу основных нормативно-правовых актов относятся:
1. Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ[3];
2. Федеральный Закон «Об основах системы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 16.07.1999 №120-ФЗ[4];
3. Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 11 августа 1995 года № 135- ФЗ[5] и др.
Объектом исследования является профилактика девиантного поведения подростков.
Предметом исследования является волонтерское движение по профилактике девиантного поведения подростков.
Цель: изучение теоретических основ волонтерского движения как субъекта социальной работы, а также организация волонтерского движения по профилактике девиантного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы волонтерского движения как субъекта социальной работы.
2. Проанализировать девиантное поведение подростков как объект волонтерского движения.
3. Рассмотреть развитие волонтерского движения в молодежной среде.
4. Разработать и реализовать программу волонтерского движения в образовательном учреждении.
Научная новизна исследованиясостоит в том, что в данной работе изучены теоретические основы волонтерского движения как субъекта социальной работы, рассмотрено развитие волонтерского движения в молодежной среде, а также разработана программа волонтерского движения в образовательном учреждении.
Гипотеза: реализация программы профилактической работы волонтерским движением на базе средней школы способствует снижению склонности к девиантному поведению среди учащихся старших классов.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что разработанная и реализованная программа волонтерского движения в образовательном учреждении может быть использована руководителями волонтерских движений, волонтерами, социальными педагогами, студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа».
Структура работы.Данная работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы волонтерского движения как субъекта социальной работы