Сравнительная характеристика методики и технологии обучения
Педагогические технологии
Педагогические технологии в высшей профессиональной школе
Технология обучения в высшей профессиональной школе представляет собой системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный подбор и подготовку дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для процесса обучения. В одном из документов ЮНЕСКО даётся официальное определение педагогической технологии: «это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования». Педагогическая технология и технология обучения – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании. «технология обучения» – это то, что характеризует и организует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения.Основными чертами современных трактовок понятия «Педагогическая технология»являются: разработка конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок авторов под конкретный ожидаемый результат; выстраивание технологической цепочки педагогических действий в соответствии с поставленной целью и гарантией всем обучаемым достижения и усвоения содержания ГОС; предусмотрение взаимосвязанной деятельности учеников и учителя при обеспечении образовательных потребностей ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;
диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности.«Педагогическая технология» – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Структурными составляющими технологии обучения являются: цели обучения;содержание обучения;средства педагогического взаимодействия, в т.ч. мотивация и средства преподавания;организация учебного процесса;студент;преподаватель;результат деятельности, в т.ч. уровень профессиональной подготовки.
Сравнительная характеристика методики и технологии обучения
Методика обучения – это совокупность способов, приёмов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Методика учебного предмета – теория обучения учебному предмету. Объект её изучения – процесс обучения той или иной учебной дисциплине. Методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Методика обучения различным дисциплинам складывается на основе 6 общепринятых идей: опытно-практическое обучение; догматическое обучение; объяснительно-иллюстративное обучение; адаптированное обучение; развивающее обучение; культурологическое обучение. Технология обучения или образовательная технология – это «привязывание» методики к конкретным условиям. Это – система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. педагогическую технологию отличает ряд принципиальных моментов:1.Организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс. 2Содержательная техника реализации учебного процесса.3Описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т.е. достижения целей обучения.4Процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы. 5Методологическая основа методики, поскольку методика находит в технологии своё обоснование и процесс построения.6Процессуальный, динамичный характер процесса обучения в отличие от методики, дающей вполне конкретные рекомендации. 7Ориентация не на один предмет и на достижение одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала. 8Ориентация на обучающихся, в то время как методика направлена на преподавателя. Источниками современной педагогической технологии являются: отечественный зарубежный опыт прошлого; передовой педагогический опыт, в том числе и опыт учителей-новаторов; идеи народной педагогики (этнопедагогика); достижения педагогической, психологической и других наук; социально-экономические преобразования в нашей стране и за рубежом; новое педагогическое мышление.