Частные методики в культурно-досуговой деятельности
К частным методикам культурно-досуговой деятельности относится методика массовых, групповых форм и индивидуального воздействия. Деятельность учреждений культуры осуществляется различными формами. В этих формах работы учреждения культуры имеют дело с обширной аудиторией, которая, как правило, не является однородной по своему составу. Смешанная аудитория представляет собой массу людей с пестрым спектром разнообразных личностных характеристик, разным уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных особенностей, системы взглядов и убеждений. Следовательно, профессионалу необходимо обладать знаниями специфики работы со смешанной массовой аудиторией.
Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов учреждений культуры, позволяет проверить правильность технологического процесса, ибо массовые формы культурно-досуговой деятельности являются, пожалуй, самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении.
Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности определяется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества внешних объективных и субъективных факторов: перемен в общественной, социальной, экономической жизни и психологии людей. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного, социального и художественного творчества людей.
Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, то есть ради чего создается массовая форма культурно-досуговой деятельности. Здесь следует помнить, что массовые формы культурно-досуговой деятельности являются эффективным способом формирования общественного мнения.
Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности включает в себя систему знаний: о формировании содержательной насыщенности мероприятия, о характере, специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в сочетании общей, типовой и частной методик. Здесь можно выделить два критерия: содержание и художественность. Если в массовых формах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художественной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если в ней нет выразительности в передаче содержания. "Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму[1].
В каждой массовой форме культурно-досуговой деятельности имеются четыре основных компонента методики: содержание; композиция, набор средств художественного воздействия, аудитория и ее расположение в пространстве.
Среди массовых форм наиболее популярными являются праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм в отдельности, или их цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштабных формах, таких, например, как праздники, поднимаются темы истинно народные. В силу этого в них используются свои, присущие только им средства способы и методы сценической выразительности.
Согласно действующему законодательству в настоящее время в России отмечается восемь праздников: 1 и 2 января - Новый Год, 7 января - Рождество Христово, 8 Марта - международный женский день, 1 - 2 мая - Праздник весны и труда, 9 мая - День Победы, 12 июня - День принятия Декларации о государственном суверенитете РФ, 7 ноября - День национального согласия и примирения, 12 декабря - День Конституции РФ.
Данные праздники связаны с массовостью, большим количеством людей. В основе этих крупномасштабных форм присутствует торжественная, патетическая тема, действие протекает в воображаемых пространственных и временных категориях.
Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направлять.
Процесс общения является исходной предпосылкой построения технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление социальной активности людей вызывается к жизни всей совокупностью человеческих связей.
Общение людей с различными интересами - сложный и многогранный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и взаимопониманию людей. Общение является важнейшим инструментом создания условий, которые позволяют в массовых формах культурно-досуговой деятельности наращивать эмоциональные переживания и сопереживания, влиять на настроения и чувства людей. Процесс общения следует программировать в сценарии массовой формы культурно-досуговой программы, с учетом художественных и материальных возможностей.
Подготовительная организационно-методическая работа включает в себя: определение формы будущей массовой культурно-досуговой программы (театрализованное представление, зрелища, тематического вечера, обряда и т.п.) с ориентацией на определенную аудиторию; специфику режиссуры. Следующий шаг: написание режиссерского сценария, утверждение и уточнение программы на художественном совете и распределение функции каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации технологического процесса подготовки и проведения программы в учреждении культуры.
Не следует забывать о смете расходов на подготовку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы, которая контролируется членами совета учреждения культуры.
Успех программы во многом зависит от того, насколько точно в технологическом процессе учитываются социально-психологические механизмы работы с людьми, эмоциональный и деловой настрой ее организаторов.
Все более важную роль в методике подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности стала играть группа технического и экономического обеспечения, которая осуществляет звуковое и световое оформление, радиофикацию, транспортное обеспечение, и группа материально-хозяйственного снабжения, которая организует питание, торговое обслуживание, охрану порядка и медобслуживание.
Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифицируются по двум признакам: содержанию и драматургической организации материала. Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что наиболее популярными и действенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс, традиционный новогодний праздник, киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, вечера-комментарии, вечера вопросов и ответов: "Что нового, господин директор?", "Что дали нам реформы?", "Формула рабочего дня" и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.
У каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие "вечер" употребляется в привычном, буквальном значении, то его определяющей характеристикой является вторая часть термина - "митинг", "смотр", "отчет" и т.п. Это, по сути дела, и обусловливает наполнение содержания, указывает на приемы и способы достижения цели.
Для частной методики подготовки и проведения тематических вечеров, кроме точного определения формы, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только, например, вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.
Игнорирование жанрового определения тематического вечера решающим образом сказывается на его качестве. На практике, как правило, не удается реализовать все жанровое многообразие вечеров, что, в свою очередь, зачастую снижает смысл программы. При этом никакая концентрация выразительных средств сама по себе не гарантирует качества. Дело не столько в обилии разнообразных художественных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании в раскрытии содержания.
Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:
- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
- анализ вида, типа и жанра массовой формы;
- создание организационно-педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;
- определение содержания, соответствующего цели программы;
- органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно- ориентационный, коммуникативный процесс;
- выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей.
К групповым формам культурно-досуговых программ относятся любительские объединения, клубы по интересам, коллективы художественного и технического творчества. Кроме этого, сюда же можно отнести деятельность учреждения культуры, носящую камерный характер: клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, деловые игры, аукционы и т.д., что создает свою особую доверительную и комфортную обстановку для межличностного общения.
Следовательно, методика подготовки групповых форм культурно- досуговой деятельности характеризуется прежде всего особой непринужденностью атмосферы общения друг с другом, а это залог эффективности культурно-досуговой программы.
При определении замысла культурно-досуговой программы следует стремиться к тому, чтобы в его обсуждении участвовали активисты учреждения культуры.
При составлении плана необходимо предусмотреть и такие вопросы, как подготовка помещения и интерьера по тематике проводимой программы, музыкальное и световое оформление, звуковое обеспечение, транспортное обслуживание, питание.
При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, поскольку методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличия материальных средств для приглашения лекторов, артистов, спортсменов, наличие кинофильмов, печатание рекламных и информационных материалов и т.д. Ответственные за проведение программы регулярно информируют администрацию о ходе ее подготовки. Одним из существенных факторов, от которого зависит успешная подготовка, является вопрос взаимодействия и кооперации деятельности ответственных за отдельные участки работы и контроль за ходом подготовки программы на всех этапах. Содержание любой групповой формыможет служить источником для самых различных чувств - радости, восхищения, восторга, печали, возмущения, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса восприятия, способствуют созданию его необходимой эмоциональной направленности; коллективное переживание оказывает сильное воздействие на человека, помогая ему выработать свое отношение к тем явлениям, которые он наблюдает. Восприятие в данном случае - это отражение в сознании участников всего происходящего, явлений, предметов, оказывающих свое влияние на органы чувств человека.
Методика подготовки групповых форм культурно-досуговых программ предполагает изучение закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их деятельности в рамках учреждения культуры. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый, который можно раскрыть лишь при сочетании общей, типовой и частной методик. Это позволяет организовать систематический, последовательный, активный технологический процесс, специфику которого составляет целевая установка на объединение всех видов деятельности участников: познавательной, преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, творческой. На основе реализации этой установки можно сформулировать мотивы, интересы, потребности участников коллектива.
Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности имеет структуру, которая, соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный культурно-нравственный микроклимат, способствует воспитанию участников коллективов; позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности участников коллектива художественного творчества, любительских объединений и неформальных групп, а также разовых и цикловых программ.
Психологами установлено, что у человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, когда он глубоко осознает социальную ценность своей деятельности. Через мотив участия в тех или иных групповых формах культурно-досуговой деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция. В результате общения у человека формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к различным проблемам. Мнения отдельных личностей, сталкиваясь, взаимно добавляя и отрицая что-то, создают мнение группы. Общее мнение, в свою очередь, формирует сознание этой группы.
Групповые аудитории, как правило, возникают на основе профессиональных или возрастных интересов людей. Порой имеет значение и специфика местных условий в том или ином районе. Поэтому при организации работы в таких аудиториях прежде всего учитываются их национальные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциаций. Учет этих особенностей позволяет специалистам вносить коррективы как в содержание, так и в форму подачи материала, в характер общения аудитории.
В коллективах художественного творчества и любительских объединениях участники реализовывают свои творческие возможности через совместную творческую и общественно полезную деятельность: публичные отчеты о результатах своего труда и возможность оценки его зрителями. Диапазон форм, средств и методов работы в таких коллективах чрезвычайно широк. Сочетание учебных, творческих и социальных задач способствует созданию "своей" психологической атмосферы в коллективе.
Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей самодеятельного искусства. Наиболее распространенными формами их участия стали вечера-концерты (концерт-митинг, концерт-интервью, гала-концерт, зонг-митинг), концерты рок-групп, деятельность которых выражает не только музыкальную, но и смысловую и культурную ориентацию значительной части молодежи.
Анализ деятельности любительских объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, существенна и роль участников данного коллектива как субъектов технологического процесса. Многие любительские объединения создавались на основе самофинансирования и хозрасчета, участие в них обусловлено уже самим фактом добровольного согласия людей платить деньги за получение ими учебно-методической и практической помощи в овладении знаниями и практическими навыками в той или иной предметной деятельности (радиолюбительство, техническое моделирование, дельтопланы, спортяхты, музыкальное исполнительство, танцевальные, театральные навыки и т.д.).
Прикладной, прагматический подход участников этого движения к избранному виду любительского увлечения вроде бы исключает какую-либо необходимость стимулирования их активности. Но это не так. Опыт лучших учреждений культуры показывает, что посетителей платных любительских объединений и клубов по интересам можно вовлечь в масштабные социально значимые программы, что уже само по себе способствует росту их гражданской активности. Как правило, этого можно добиться организационными мерами, то есть путем привлечения их к проведению культурно-досуговых программ, посвященных знаменательным датам или праздникам.
В любительских объединениях механизм процесса жизнедеятельности функционирует на основе взаимообмена знаниями, умениями, навыками всех участников. В любительских объединениях осуществляется непосредственное общение и самовыражение их участников в различных видах предметной деятельности. Это способствует широкому развитию общественных функций и связей любительского объединения со всеми звеньями учреждения культуры.
Внутриколлективная работа складывается из подготовки и проведения отдельных программ, организуемых для всех членов клуба: общие собрания, экскурсии, вечера отдыха, поездки за город, культпоходы, встречи с людьми интересных судеб и т.п. Здесь закладываются навыки овладения методами самоуправления (индивидуальные дежурства по клубу, разовые и постоянные поручения внутри клуба, самостоятельное решение текущих вопросов и т.п.). Это позволяет выработать ключ к освоению технологии самоуправления, самовоспитания, ответственности и т.д. Поэтому методика групповой деятельности в любительских объединениях и клубах по интересам строится на: планировании и прогнозировании деятельности участников, развитии их познавательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности; удовлетворении потребности в общении; привитии навыков самоуправления; формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых и крупных программ.
Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности существенно обогащается фольклорными играми. Среди них наиболее популярны женские конкурсы кулинаров, молодых хозяек, песенные и профессиональные конкурсы, мужские состязания в силе, ловкости и сноровке. Украшают "посиделки" и народные орнаментальные игры: хороводы, "путаницы", "змейки". Фольклорная игра - непременный атрибут традиционных народных гуляний: "Проводы русской зимы", "Русская березка", а также национальные праздники народов нашей страны.
Например, организуемые клубом женщин Челябинского Дворца культуры железнодорожников "Уральские посиделки" в комнатах отдыха домоуправлений и общежитий собирают женщин, которые по семейным и другим обстоятельствам не могут посещать Дворец культуры. Женщины не только рукодельничают, они слушают лекции и беседы на различные темы. Члены этого клуба встречаются с художниками, дизайнерами, модельерами, врачами-косметологами, парикмахерами, кулинарами.
Отметим, что даже в небольшом учреждении культуры можно создать любительские объединения, что не потребует больших затрат, а вместе с тем они значительно обогатят, разнообразят деятельность учреждения культуры.
Однако в целом деятельность любительских объединений еще не всегда отвечает современным требованиям. Зачастую объединения работают непланомерно, плохо организованы. Одни свои программы организуют только своими силами, другие - при помощи штатных работников учреждений культуры.
Деятельность любительских объединений и клубов по интересам показывает, что в их работе в центр внимания следует поставить актуальные, интересующие людей вопросы, чтобы была возможность открыть простор для обмена мнениями, для выражения своих суждений.
Итак, частная методика групповых форм культурно-досуговой деятельности значительно отличается от массовой, ибо она пересекается с предметной деятельностью коллективов художественного творчества, любительских объединений, клубов по интересам и осуществляет подготовку специфических культурно-досуговых программ.
Частная методика индивидуального воздействия в культурно-досуговой деятельности связана с объективными тенденциями исторического развития страны, затрагивающими коренные основы бытия каждого человека. Переход к новым экономическим отношениям вовлекает индивид в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, ломая сложившиеся стереотипы жизнедеятельности.
В этих условиях со всей остротой встают вопросы о соотношении общественного и индивидуального в сознании личности, о роли индивидуального начала в функционировании и развитии общества, его различных институтов воспитания. Здесь следует напомнить, что индивидуальность связана с целостным представлением о личности, взятом в единстве всех его свойств и признаков.
Это очень важное положение для методики индивидуального воздействия в учреждениях культуры, которая предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Отсюда, при воздействии на сознание личности необходим обязательный учет социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств личности.
Методика индивидуального воздействия на сознание личности приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Начальный этап этой работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не задевая его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него опосредованное влияние.
Методика индивидуального воздействия в учреждениях культуры очень многообразна по содержанию и формам. Она направлена на работу с детьми и подростками, как примерными, так и с "трудными", неблагополучными семьями, с людьми, нуждающимися в моральной и материальной поддержке.
Методика индивидуального воздействия в учреждениях культуры во многом определяется тем, насколько систематически и тщательно изучаются особенности характера, личные увлечения, жилищные условия, отношение к труду, выполнение родительского долга, взаимоотношения в семье, товарищеские связи, участие в общественной жизни коллектива. Поэтому специалисты учреждений культуры изучают все стороны жизни людей, с которыми им предстоит вести индивидуальную работу, и тщательно продумывают свои действия.
Необходимым условием методики индивидуального воздействия является также создание в учреждении культуры возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в общении, ознакомления с культурными ценностями. Посетитель всегда должен найти в учреждении культуры то, что ему требуется: свежие газеты и журналы, любимые музыкальные произведения, интересные программы по телевидению, консультации и ответы по интересующим вопросам, общении со знакомыми и новыми людьми.
Особенно важен индивидуальный подход к неблагополучным семьям, знание психологии каждого конкретного члена семьи, его культурного уровня, возраста, профессии, быта, условий его трудовой деятельности и того, как он проводит свой досуг. Установив первые контакты, можно начать индивидуальные беседы в непринужденной обстановке. При этом следует проявить тактичность, не бояться того, что первые беседы не могут дать ожидаемых результатов. Успех приходит только после длительной и систематической работы.
Одной из форм проведения индивидуальной работы является создание справочного или юридического стола, за работу которого отвечает один из работников учреждения культуры. В его обязанности входит составление графика работы, подбор дежурных консультантов-юристов, оформление журнала учета поступающих вопросов и организация ответов на них. Для населения дается реклама об оказываемых столом справок.
Лучших результатов в индивидуальной работе достигают, как правило, те специалисты, кто сумел пробудить интерес у человека к полезным делам, к каким-то видам занятий. Даже небольшое выполненное поручение, получившее одобрение окружающих, может стать поворотным событием в приобщении к активной работе, что очень важно особенно для неблагополучной семьи или "трудного" подростка .
Сегодня многие люди стали нуждаться в помощи по оформлению документов для получения пособий и льгот, по оформлению договоров, заявлений, связанных с разрешением семейно-бытовых конфликтов, приватизации и т. д.
Проводя обследования условий жизни инвалидов и участников Великой Отечественной воины, инвалидов и ветеранов труда, престарелых и одиноких людей, работники учреждений культуры, особенно на селе, выясняют их жилищные условия, потребность в оказании материальной помощи, в доставке топлива, проведении ремонта, в выделении кормов для скота, оказании помощи в ведении домашнего хозяйства.
Кроме юристов, в качестве консультантов приглашаются врачи: работники санэпидстанций, работники государственных органов (военкоматов, отделов социального обеспечения, милиции, прокуратуры), специалисты в областях науки, техники, промышленного и сельскохозяйственного производства, учителя и другие специалисты.
Важную роль в воздействии на сознание людей, в развитии их общественной и трудовой активности, организаторских способностей, формирования определенных интересов играют индивидуальные заказы на выполнение тех или иных видов работы. Так, подростков, бесцельно проводящих досуг, можно уговорить за умеренную плату принять участие в текущем ремонте, изготовлении оформления, декораций, реквизита, в благоустройстве территории, подготовке помещений к программам, в организации детских кинотеатров, в работе по поддержанию порядка и т.д.
Значительное место в методике культурно-досуговой деятельности занимают индивидуальные занятия, которые проводятся во всех коллективах художественного творчества в целях совершенствования исполнительского мастерства, помощь местным народным умельцам в пропаганде их творчества (резьба, плетение, чеканка, вышивание, вязание и т.п.), организуются встречи с известными мастерами, подбирается специальная литература, оформляются выставки изделий народных умельцев, проводятся консультации.
Главная причина недостаточного использования индивидуальной методики в работе учреждений культуры состоит в том, что в отличие от массовой и групповой она страдает еще неорганизованностью, отсутствием целеустремленности и четкости.
Итак, методика индивидуального воздействия состоит из следующих элементов: всестороннее изучение личности, в развитии которой особенно необходим индивидуальный подход, определение основных форм, где можно на деле осуществлять индивидуальную работу. На индивидуальную методику отрицательное воздействие оказывает снижение в последние годы числа активистов учреждений культуры из числа пенсионеров, наставников молодежи, активистов-общественников.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое частные методики?
2. Каково взаимодействие общей, типовой и частной методик?
3. Особенности методики массового воздействия?
4. Особенности методики группового воздействия?
5. Особенности методик индивидуального воздействия.
Рекомендуемая литература:
1. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника, - М., 1984.
2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989.
3. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М., 1990.
4. Марков О.И Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М., 1988.
5. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы. - М., 1988.
6. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности / МГИК, - М. 1991.