Вопрос 19. Задержка психического развития: этиология, патогенез, классификации. Система создания специальных образовательных условий для детей с задержкой психического развития.
ЗПР характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевойсфере. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера Выделяется четыре типа задержки психического развития: конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.
1. Задержка психического развития конституционального происхождения.
Такая задержка развития определяется наследственностью.
У детей наблюдается значительное отставание развития от возраста, в основном проявляющееся в эмоционально-волевой сфере при сохраненной, хоть и замедленной, познавательной деятельности.Учебную деятельность превращает в игровую, забывает брать школьные принадлежности, но частенько кладет в портфель игрушки.Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребенку занимательной игровой форме.
2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
Такие дети рождаются у здоровых родителей. Их особенности обусловлены перенесенными в раннем возрасте заболеваниями, особенно хронического характера. Болезненность рождает психическую незрелость. Вследствие этого ребенок плохо адаптируется в новой среде. Он часто плачет, скучает по родителям, просится домой. Отличается пассивностью, безынициативностью. Защитить себя не может. К старшим относится уважительно.Без помощи взрослого такие дети неорганизованны.
Задержка психического развития психогенного происхождения.
Для таких детей характерно нормальное психическое состояние, соматически они здоровы. Особенности их развития обусловлены неблагоприятными условиями воспитания. Отсутствие материнской ласки, тепла семейного очага приводят к замедлению психического развития ребенка. В итоге: несформированность интеллектуальной мотивации, инфантильность, несамостоятельность поведения, подверженность чужому влиянию.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Особенности развития таких детей обусловлены отклонениями в развитии мозга, появившимися в результате патологии беременности.Стойкое отставание интеллектуального развития сочетается в этом случае с более глубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Создание специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в ФЗ "Об образовании в РФ" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Все специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья подразделяются на несколько видов:Организационное обеспечение; Материально-техническое обеспечение;Организационно-педагогическиеусловия;Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов;Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном учреждении;Кадровое обеспечение.3
Нормативно-правовая база подразумевает создание локальных актов, регулирующих отношения сторон образовательного процесса и обеспечивающих успешное получение образования всех детей. Особо важным является заключение договора с родителями, предусматривающего правовые механизмы изменения образовательного маршрута ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями. Причем имеется в виду заключение такого договора не только с родителями детей с ОВЗ, но и с родителями остальных учащихся.
Под системой взаимодействия со сторонними организациями понимается налаживание делового сотрудничества с такими учреждениями, как:территориальная ПМПК, ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, специальная (коррекционных) школа, органы социальной защиты, организация здравоохранения, общественные организации. Это взаимодействие поможет реализовать право на получение образования ребенка с ЗПР и достичь результата в обучение. Сотрудничество с коррекционной школой соответствующего типа позволит получать методическую помощь учителям, работающим с ребенком с ЗПР, имеет практическую значимость.
Технологические средства занимают далеко не последнее место в обучении ребенка с ЗПР. Особенности его восприятия обуславливают целесообразность использования на уроках, которые активизируют познавательную деятельность таких детей. Организационно-педагогические условия подразумевают под собой большей частью работу учителя. Во-первых, это создание адаптированной образовательной программы. Под этим термином понимаетсяобразовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы. Строится эта программа так же с учетом рекомендаций ПМПК.
Во-вторых, это создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе, исключающей неприятия остальными детьми ребенка с ЗПР, помогающей этому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, реализоваться в коллективе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР – фактор, обуславливающий успешное обучение. В первую очередь это создание консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы.