Общие способности — это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности
К общим умственным способностямотносят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.
Общие способности подразделяются на
элементарные:присущи всем людям. К ним относят основные психические процессы человека (способности к психическому отражению действительности) — ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, воля.
сложные:этоспособности к различным видам деятельности — труду, игре, общению, обучению; наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др.
Б. Специальные способности. Определяют успешность в определенных видах деятельности.
В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности— графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.
Специальные элементарные способности являются заметной выраженностью общих способностей, психических процессов.
Примерами специальных элементарных способностей можно считать музыкальный слух и глазомер.
Музыкальный слух — качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их.
Специальные сложные способности присущи не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности, возникшим в процессе развития человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Общие способности | Специальные способности | ||
Такая система нндивидуалыно.-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности | Такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов | ||
в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной и т. и. | |||
Элементарные | Сложные | Элементарные | Сложные |
Присущие всем людям, хотя и в разной степени выраженные способности — основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать | Способности к общечеловеческим видам сложной деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом, присущие в тон или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности | Способности, присущие не всем людям. Они предполагают определенную выраженность каких-то отдельных сторон психофизических процессов: глазомер, музыкальный слух, координацию движений | Способности, присущие не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности (профессиональные способности). К ним относят музыкальные, художественные, литературные, инженерные и др. способности |
Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.
Все многообразие профессий было предложено (Е. А. Климов) разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:
П — природа (растения, животные),
Т — техника (машины, материалы),
Ч — человек, группы людей,
3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели),
X — художественные образы (искусство).
При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.