Способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие, - это

а) специальные;

б) теоретические;

в) творческие;

г) общие

7. Целостность, внутреннее единство и взаимовлияние способностей предполагают подход:

а) системно-структурный;

б) функциональный;

в) кибернетический;

г) бихевиоральный

8. Из гипотезы о наличии у человека природных способностей, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, исходят представители:

а) отечественной психологии;

б) ассоциативной психологии

в) бихевиоризму;

г) психоанализа.

9. Автором концепции "выращивания" одаренных детей является:

а) Ф. Галль

б) Ф. Гальтон

в) У.Эшби

г) К. Гельвеций

10. То, что посредством воспитания можно сформировать гениальность, полагал:

а) Ф. Галль

б) Ф. Гальтон

в) У.Эшби

г) К. Гельвеций

СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА

1. Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопрос: О каком свойстве психического идет речь? Какие еще свойства психики вы знаете? в каких ситуациях оно проявляется? Приведите примеры.

В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли наподобие духовного пламени, а всего лишь серое вещество. В организме мы оказываемся лишь перед анатомическими структурами и пред физиологическими процессами. Психическое же мы как бы теряем при этом из поля зрения, подобно тому как, отвлекаясь от значения слова, мы теряем и само слово, оказываясь перед «голым» физическим звуком и физиологическим процессом его произнесения.

2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляется это свойство ощущений.

На основании исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синие, зеленые, серые), воспринимается человеком на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле. Учитывая это, для стен некоторых служебных помещений (в горячих цехах, машинных отделениях) были специально подобраны краски. Какая закономерность ощущений установлена в этих исследованиях?

3. Изучите каждую из ситуаций и ответьте на вопросы:

А. Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьются и не могут найти эту неуловимую и характерную для лица поэта значительность: они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство).

А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется странным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот – мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, выразительные глаза.

Б.Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях).

Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин.

Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия.

В.Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т.е. уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.

Г. Гете отмечал, что темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне последний кажется на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если черный круг сделать соответственно больше.

Д. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

1. Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах?

2. Приведите примеры, в котрых проявляются другие свойства восприятия.

4. Прочитайте характеристику ребёнка. Определите, какой вид мышления преобладает у девочки, и какие качества ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ. Приведите примеры, в которых проявляются другие качества мышления.Маша очень любознательный и смышленый ребёнок. Ей всё интересно. Когда мама попросила помочь накрыть на стол, то Маша стала ставить тарелки, называя членов семьи. Собирая мозаику, девочка легко изменяет замысел, примеряя новые детали, но если мама сказала, что нужно выбрать только одну какую-либо деталь, то Маша поступит так, как сказала мама.

Наши рекомендации