Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»и ст. 22 УИК РФ. Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:

– лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;

– обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;

– содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;

– соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;

– своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы. Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов,издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.

Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах свой компетенции имеет право:

– посещать в любое время органы и учреждения предварительного заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;

– опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;

– знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера. Закон устанавливает, что постановления прокурора подлежатобязательному, незамедлительномуисполнениюадминистрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.

В случае выявления нарушений закона со стороны сотрудников, должностных лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверкуи решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления – возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.

Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.

Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.

Закон устанавливает требование обязательного раздельного содержания в исправительных учреждениях различных категорий осужденных.

В исправительных учреждениях содержатся раздельно следующие категории осужденных:

– мужчины и женщины, за исключением колоний-поселений,в которых в одной колонии могут содержаться осужденные мужчины и осужденные женщины;

– взрослыеотбывают наказание отдельно от несовершеннолетних;при этом необходимо учитывать, что возможно совместное содержание несовершеннолетних и лиц, достигших совершеннолетия, если они оставлены в воспитательной колонии по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором, до достижения ими возраста 21 года;

– несовершеннолетние мужского пола от несовершеннолетних женского пола;

– мужчины, впервые отбывающие наказание в виде лишения свободы, от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы;

– осужденные мужчины за особо тяжкие преступленияот осужденных за другие преступления;

– осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, опасном рецидиве, осужденные к пожизненному лишению свободы,осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок, от других категорий осужденных;

– осужденные за преступления, совершенные по неосторожности,от других осужденных;

– осужденные иностранные граждане и лица без гражданства,как правило, отдельно от граждан России, за исключением граждан государств СНГ.

Из вышеуказанной классификации существует исключение – требования раздельного содержания не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка.

В лечебных исправительных учреждениях изолированно от других категорий осужденных содержатся: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;лица, смертная казнь которым в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные за совершение особо тяжких преступлений.

Также необходимо отметить, что раздельно содержатся несовершеннолетние, женщины содержатся отдельно от мужчин.

Осужденные, совершившие преступления в соучастии, отбывают лишение свободы, как правило, раздельно.

Закон предусматривает отдельные исправительные учреждения для содержания осужденных – бывших работников судов и правоохранительных органов.Данная норма обеспечивает реализацию права осужденных на личную безопасность.

Данное обстоятельство связано с предупреждением в местах лишения свободы проявлений мести со стороны отдельных осужденных к бывшим работникам судов и правоохранительных органов за прошлую деятельность государственных служащих в сфере правосудия, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В указанные выше учреждения могут быть направлены и иные осужденные: офицеры старшего и высшего состава Вооруженных Сил, Пограничных и Внутренних войск России, работники госаппаратов, бывшие депутаты Государственной Думы.

Наши рекомендации