Приложение 12. Пример проектирования технологии для системы профессионального обучения
1. Работа с понятиями. Выбор рабочего определения понятия и его осмысление.Например. Под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта (см. Философский энциклопедический словарь: 2-е изд. — М., 1989).
Педагогические технологии — это инструментарий достижения целей, включающий в себя основу для деятельности и непосредственную последовательность ее выполнения.
Для выявления существенных признаков технологий обучения сопоставлены понятия «метод», «методика» и «технология». Результаты сопоставления.
Технология понимается как универсальное средство достижения целей (инструментарий), включающее в себя потребности, цели и средства их достижения, и как процесс достижения целей обучения.
В отличие от методики технология акцентирует внимание на процессе создания, а не только применения конкретных методов и организационных форм обучения. Поэтому смысл педагогических технологий — в предварительном проектировании процесса обучения с учетом дидактических целей и требуемого уровня усвоения.
В отличие от методики, предназначенной для обучения по предмету или для достижения определенных целей, технология направлена на универсализацию подходов к обучению.
Технология позволяет рассматривать процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающей все взаимосвязанные факторы.
В отличие от методических разработок, ориентированных на организацию деятельности преподавателя, педагогические технологии ориентированы на обеспечение успеха усвоения материала учащимися за счет активизации их собственной деятельности.
Технология отражает процессуальный динамичный характер обучения, в то время как методика дает вполне конкретные рекомендации.
Выбор технологий обучения определяют цели обучения, требуемый уровень усвоения знаний и умений, квалификация преподавателя, индивидуально-психологические особенности и базовая подготовка обучающихся.
2. Авторское выделение структуры и классификации педагогических технологий.
Педагогическая технология, исходя из сформулированного понятия, представляет собой основу для деятельности и сам процесс деятельности. Следовательно, она состоит из содержательного и процессуального компонентов (см. схему 1).
Схема 1. Структура педагогической технологии
Педагогическая технология | |||
↓ Содержательный компонент | ↓ Процессуальный компонент | ||
Составляющие | |||
↓ Концептуальная (знаниевая). Система знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности процесса обучения | ↓ Диагностическая. Профессиональнопедагогическая компетентность педагога. | ↓ Дидактическая. Содержание обучения, методы, методические приемы, организационные формы, дидактические средства | ↓ Воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения: Организация деятельности обучающихся; управление процессом обучения |
Индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся | |||
Содержательный компонент:
· система знаний об инструментарии достижения целей, включая собственно содержание обучения, методы, организационные формы, методические приемы, дидактические средства, а также фактор компетентности педагога и фактор индивидуальных особенностей личностей и исходного уровня подготовленности обучающихся;
найденное оптимальное сочетание составляющих инструментария достижения целей, которое может быть использовано как основа для управления обучением и организации деятельности. (Инструментарий в приведенном определении рассматривается как интегральное понятие, содержащее в себе все то, что обеспечивает достижение целей обучения.)
В содержательном компоненте педагогических технологий можно выделить следующие составляющие:
· концептуальная, или «знаниевая», — представляет собой систему знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности обучения, включая знания о целостности процесса обучения, содержании, методах, методических приемах, организационных формах, дидактических средствах, об управлении процессом обучения; концептуальная составляющая также включает в себя знания об индивидуальных особенностях личностей и их проявлении в поведении и деятельности, о рефлексии и саморефлексии, о педагогическом проектировании, о требованиях к профессионально-педагогической компетентности преподавателя, стандартах образования;
· диагностическая — включает в себя факторы компетентности преподавателя, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающихся и предполагает их выявление, существенным образом влияя на отбор содержания учебного материала, на выбор компонентов достижения целей обучения, на управление процессом обучения;
· дидактическая — представляет собой оптимальное сочетание содержания, методов, методических приемов, организационных форм обучения и дидактических средств с ориентацией на конкретных обучающихся, индивидуальные особенности их личностей и исходный уровень актуальных знаний и умений.
Дидактическая составляющая непосредственно обеспечивает достижение целей и является основой организации деятельности и управления процессом обучения.
Процессуальный компонент— это воплощение на практике заранее спроектированной модели процесса обучения в ходе организации непосредственной деятельности обучающихся по усвоению знаний и умений и управление процессом обучения.
3. Уточнение базового определения.Технология обучения — это система знаний об инструментарии достижения целей обучения, это направленное на достижение целей обучения руководство к деятельности и непосредственная деятельность по управлению процессом обучения при ориентации на индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся.
В триаде составляющих содержательного компонента технологий (см. схему 1) основу их проектирования определяет концептуальная составляющая, полнота которой свидетельствует о профессионально-педагогической компетентности преподавателя; ориентиром проектирования педагогических технологий является диагностическая составляющая.
Технологии обучения, исходя из представления дидактического процесса как сочетания мотивации, собственно познавательной деятельности обучающихся и управления обучением (Д.пр. = М + П.д. + У), подразделяются на: мотивационные, деятельностные, управленческие.
Мотивационные технологии сводятся к выявлению условий и обеспечению мотивации посредством определения индивидуально-психологических особенностей личностей и исходного уровня подготовленности обучающихся. По сути, это диагностическая составляющая содержательного компонента технологий обучения.
Назначение деятельностных технологий — организация непосредственной деятельности самих обучающихся в процессе овладения знаниями и умениями. Организация деятельности обучающихся требует привлечения всей системы знаний о процессе обучения, о педагогических технологиях и выборе их необходимых составляющих. При этом квалификация преподавателя и уровень подготовленности обучающихся являются существенными субъективными факторами успешности реализации педагогических технологий.
Процессуальный компонент— это воплощение на практике заранее спроектированной модели процесса обучения в ходе организации непосредственной деятельности обучающихся по усвоению знаний и умений и управление процессом обучения.
3. Уточнение базового определения.Технология обучения — это система знаний об инструментарии достижения целей обучения, это направленное на достижение целей обучения руководство к деятельности и непосредственная деятельность по управлению процессом обучения при ориентации на индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся.
В триаде составляющих содержательного компонента технологий (см. схему 1) основу их проектирования определяет концептуальная составляющая, полнота которой свидетельствует о профессионально-педагогической компетентности преподавателя; ориентиром проектирования педагогических технологий является диагностическая составляющая.
Технологии обучения, исходя из представления дидактического процесса как сочетания мотивации, собственно познавательной деятельности обучающихся и управления обучением (Д.пр. = М + П.д. + У), подразделяются на: мотивационные, деятельностные, управленческие.
Мотивационные технологии сводятся к выявлению условий и обеспечению мотивации посредством определения индивидуально-психологических особенностей личностей и исходного уровня подготовленности обучающихся. По сути, это диагностическая составляющая содержательного компонента технологий обучения.
Назначение деятельностных технологий — организация непосредственной деятельности самих обучающихся в процессе овладения знаниями и умениями. Организация деятельности обучающихся требует привлечения всей системы знаний о процессе обучения, о педагогических технологиях и выборе их необходимых составляющих. При этом квалификация преподавателя и уровень подготовленности обучающихся являются существенными субъективными факторами успешности реализации педагогических технологий.
на развитие мышления;
· на сопоставление различных вариантов профессиональной, деятельности.
При организации выполнения заданий сначала рекомендуется давать типовые задачи, затем — нестереотипные, творческие. Обучающиеся должны научиться конспектировать и реферировать учебный материал, выступать с докладами, участвовать в дискуссиях и обучающих играх.
Для достижения усвоения на четвертом уровне, когда учебно-познавательная деятельность характеризуется как поисковая, эвристическая, необходимо использование методов проблемно-развивающего обучения высокого уровня проблемности (см. приложение 5), а также заданий на анализ производственных ситуаций, деловых (обучающих) игр, коллективных самостоятельных работ, заданий проблемно-профессионального характера и т.д. Педагогические технологии этого уровня будут эвристическими.
Таким образом, в зависимости от ориентации на уровни усвоения деятельностные педагогические технологии подразделяются на: репродуктивные, проблемно-развивающие, эвристические.
Технологии управления связаны с контролем хода процесса обучения и его корректировкой (применением дополнительных деятельностных технологий или изменением целей) в случае отклонения результатов от заданных.
4. Авторское понимание смысла и содержания проектирования технологий.Проектирование технологий обучения — это поисково-преобразующая деятельность, обеспечивающая оптимальный выбор их компонентов на основе системы знаний об инструментарии достижения целей. Динамическая взаимосвязь содержания педагогических технологий и их проектирования показана на схеме 2.
Схема 2. Взаимосвязь педагогической технологии и проектирования
Педагогическая технология | |||||
↓ Содержательный компонент | ↓ Процессуальный компонент | ||||
Составляющие | |||||
↓ Диагностическая | ↓ Дидактическая | ↓ Концептуальная (знаниевая) | ↓ Проектирование | ↓ Реализация педагогической технологии | |
Основой проектирования является концептуальная и диагностическая составляющие педагогической технологии, а результатом — обоснованный выбор дидактической составляющей.
Проектирование технологий следует рассматривать как процесс системно обоснованного выбора технологий мотивации, управления обучением и компонентов учебной деятельности: содержания, методов, организационных форм, дидактических средств, методических приемов обучения — в зависимости от целей обучения, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей личностей обучающихся.
Проектирование технологий включает исследовательскую деятельность по разработке оптимальных дидактических условий, обеспечивающих максимальную реализацию творческого потенциала обучающихся и продуктивность обучения на основе:
· сопоставления существующих и инновационных подходов и поиска их оптимального сочетания;
· диагностики уровня подготовленности, возможностей и способностей обучающихся.
5. Процедура проектирования.Исходя из логики педагогического проектирования, алгоритм проектирования педагогических технологий сводится к следующему.
Предварительный этап:
· проанализировать применяемые педагогические технологии;
· уточнить понятие и структуру педагогических технологий;
· сформулировать цели проектирования педагогических технологий;
· выбрать стратегию проектирования;
· сформулировать принципы, которые должны быть положены воснову проектирования педагогических технологий;
· уточнить цели, уточнить иперечислить конкретные задачи;
разработать критерии оценки результатов (новых педагогических технологий);
· определить условия и средства достижения целей;
· уточнить задачи проектирования с ориентацией на требуемый уровень усвоения учебного материала.
Проектировочный этап:
· диагностировать уровень подготовленности и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
· отобрать содержание учебного материала;
· выбрать систему контроля качества усвоения с учетом выбранных критериев оценки результатов;
· выбрать варианты мотивационных и деятельностных педагогических технологий;
· спроектировать деятельностные педагогические технологии для конкретного содержания учебного материала;
· спроектировать управленческие педагогические технологии, обеспечивающие оптимальное сочетание с выбранными мотивационными и деятельностными педагогическими технологиями;
· проанализировать и оценить результаты;
· оформить результаты проектирования.
Рефлексивный этап:
· оценить ход проектирования исобственную проектную деятельность;
· оценить результаты проектирования педагогических технологий с ориентацией на выбранные критерии, на индивидуально-психологические особенности личностей конкретных обучающихся;
· провести экспертизу проекта независимыми экспертами.