Этапы эволюции образовательных и информационных технологий
Сущ. несколько точек зрения на развитие инф-ных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК начался новый этап развития инф-ной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных инф-ных потребностей человека как для проф. сферы, так и для бытовой.
Информационная технология — процесс, использующий совок-ть ср-в и методов сбора, обр-ки и передачи данных (первичной инф-ции) для получения инф-ции нового кач-ва о состоянии объекта, пр-са или явления (информационного продукта).
Если в качестве признака инф-ных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:
1-й этап (до второй половины XIX в.) -- «ручная» инф-ная технология, инструментарий кот. составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии -- представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) -- «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии -- представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40 -- 60-е гг. XX в.) -- «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) -- «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
5-й этап (с середины 80-х гг.) -- «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием кот. является ПК с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные сис-мы имеют встроенные эл-ты ан-за и искусственного интеллекта для разных уровней упр-я, реализуются на ПК и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.
6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя -- глобальной компьютерной сети Internet.
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «инф-ные технологии» намного шире и вкл в себя «комп-е технологии» в кач-ве составляющей. При этом, инф-ные технологии, основанные на исп-нии современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные инф-ные технологии».
16. Способы трансформации знаний и уровень коммуникаций. Сущ-т 4 вида трансформации знания, которые возникают при взаимодействии знания формализованного и неформализованного: социализация, экстернализация, комбинация и интернализация. Они представляют собой двигатель всего процесса создания знания. В соответствии с ними получает опыт отдельно взятый человек, индивидуальное знание выражается словами и «тиражируется» в рамках организации с использованием ее ресурсов. Сходство и различия знания и информации.1) знание, в отличие от информации, предполагает наличие мнения и убеждения. Знание — функция определенной позиции, точки зрения или намерения. 2) знание, в отличие от информации, подразумевает действие. Это всегда знание «ради какой-то цели». 3) и знание, и информация подразумевают значение и имеют зависящий от ситуации и относительный смысл. Термины информация и знание имеют различия. На основе информации вырабатываются новые подходы к истолкованию событий и объектов, выявляется ранее невидимый смысл, проявляются скрытые связи. Т.е. информация — необходимая среда, материал для извлечения или создания знания. Она влияет на знание, добавляя что-либо к нему или видоизменяя его. Знание — производное от информации (или поддержанное ею) убеждение. Можно сказать, информация — это поток сообщений, и хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений его владельца.
Два аспекта создания знания.Основной подход содержит два аспекта — эпистемологический и онтологический (см. рис). Онтологический: знание создается только отдельными людьми. Без индивидуумов организация знание создать не может. Организация всего лишь поддерживает создателей и обеспечивает им необходимые для создания знания условия. Т.е. процесс создания организационного знания подразумевает развитие организационными методами знания, созданного индивидуумами, и выделение его в качестве части системы организационного знания. Эпистемологический: М. Полани описал различия, существующие между знанием неформализованным (tacit knowledge) и формализованным (explicit knowledge). Неформализованное знание (или «неявное») — личное и зависящее от ситуации и поэтому с трудом поддающееся формализации и распространению. Формализованное знание может быть передано средствами формального, систематического языка. Полани придавал большое значение роли неформализованного знания в процессе познания. Люди получают знание посредством активного создания и систематизации их собственного опыта. Таким образом, знание, поддающееся выражению словами и числами, — всего лишь верхушка айсберга всего знания. По словам Полани, «мы знаем больше, чем можем сказать». Оба этих вида знания следует рассматривать как взаимодополняющие факторы единой природы. В процессе человеческой созидательной активности они взаимодействуют и переходят одно в другое. Трансформация знания – взаимодействие форм. и неформ. знаний.
Предположение о создании знания посредством взаимодействия неформализованного и формализованного знания позволяет нам утверждать, что существуют четыре способа его трансформации: 1) из неформализованного в неформализованное — социализация; 2) из неформализованного в формализованное — экстернализация; 3) из формализованного в формализованное — комбинация; 4) из формализованного в неформализованное — интернализация.
Социализация —распр-е знания и создание тем самым знания неформализованного. ( Подмастерья, работая с мастерами, обучаются ремеслу не слушая, а наблюдая, подражая и практикуясь.) Ключ к восприятию неформализованного знания — опыт. Пример социализации взят из практики компании Honda, организующей сборы для «мозгового штурма» — неформальные собрания для детального обсуждения способов решения сложных проблем, возникающих при разработке новой продукции. Сборы проводятся не на работе, а в загородных гостиницах. Прийти может любой сотрудник компании, заинтересовавшийся проектом. В ходе дискуссии не придается значения квалификации или статусу участников, и вообще существует одно табу — на неконструктивную критику. Экстернализация — процесс оформления неформализованного знания в формализованные концепции. Это квинтэссенция процесса создания знания, в результате которого неформализованное знание становится формализованным в виде метафор, аналогий, концепций, гипотез и моделей. Процесс письма — это акт преобразования неформализованного знания в знание, которое может быть выражено словами. Но при выражении мыслей их смысл часто передается недостаточно адекватно, он искажается или частично не доносится до читателя. Такие расхождения и неувязки между образами и их выражением способствуют, тем не менее, распространению плодов «раздумий» и взаимодействию людей. Способ трансформации знания посредством экстернализации инициируется диалогом или коллективными раздумьями. Часто для создания концепции используется сочетание дедукции и индукции. Комбинация — процесс включения концепций в систему знания. Подразумевает сочетание различных положений формализованного знания. Индивидуумы обмениваются знанием и комбинируют его при переписке, встречах, телефонных разговорах, общении в компьютерных сетях. Изменение конфигурации существующей информации посредством сортировки, добавления, комбинации и классификации формализованного знания (как это происходит, например, в компьютерной базе данных) может порождать новое знание. Именно так происходит, как правило, создание знания в процессе систематического образования в учебных заведениях, а обучение менеджменту — лучший пример из этой серии. Интернализация — процесс воплощения формализованного знания в неформализованное. Связана с методикой «обучение на практике». Когда опыт посредством социализации, экс-тернализации и комбинации интернализуется в неформализованное знание индивидуума в форме общей интеллектуальной модели или технологического ноу-хау, он приобретает ценность. Превращение формализованного знания в неформализованное будет облегчено, если представить его в вербальной форме, в виде диаграмм, руководств и т. п. Изложение мыслей на бумаге помогает людям интернализовать опыт, обогащая тем самым их неформализованное знание. Кроме того, это облегчает передачу формализованного знания другим людям, помогая опосредованно перенимать чужой опыт.