История становления детско-юношеского туризма в РФ
Когда в Западной Европе появились буржуазные отношения, то это и выявило новые требования к воспитанию молодого поколения. В период Возрождения появился идеал, когда формировалась личность всесторонне развитая. Организация в «Доме игр» туристических походов и явилась, первой попыткой в целях образования и воспитания была, организация подобных занятий в «Доме игр» - школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). Его воспитанники ходили в однодневные или многодневные походы в предгорьях Альп. Ярыми сторонниками использования туристских походов в целях физического воспитания и образования учащихся были: И. Меркуриалис, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес. Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтель.
В конце семнадцатых – начале восемнадцатых веков в школах-коллегиях ученикам один раз в неделю выделялся восстановительный день, в который они ходили на прогулки и походы. Разрабатывая программу общедоступных средних школ, Я.А. Коменский выдвигал предложения: «Когда учащийся заканчивает обучение у него будет два или три года для путешествий».
Заинтересованность к географическим открытиям в России исторически оказалась тесно связана с краеведением. Начало краеведческих исследований относится к периоду реформ начала восемнадцатого века и связано с указом Петра Первого от 13 февраля 1718 года. В этом указе говорилось о том, что государю надо сообщать обо всех интересных находках, а тех, кто их откроет - наградить.
Активным сторонником привлечения населения к географическим исследованиям был В.И. Татищев. В 1734 году он отправил по территории Российской империи анкету из 92 вопросов, а в 1737 году на 198 вопросов - для сбора данных об отдаленных территориях для своей «Истории Российской с древнейших времен».
Практический опыт, как фундамент познания мира, и окружавшей ребенка реальности явился одной из главных целей, проводимых в образовании в Российской империи на протяжении восемнадцатых и девятнадцатых веков. Именно это направление активно развивали такие ученые и писатели как Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, А.Н. Радищев. Именно благодаря их работам в среде педагогической общественности появляется большое число сторонников, так называемого «метода экскурсий» научно-исследовательской работы. Николай Иванович Новиков писал, что для детей полезней будет увидеть, услышать, почувствовать самим, чем вычитать об этом в книге, или услышать об этом из уст преподавателя. Похожие педагогические открытия были найдены также в литературе того времени - "Уставе народным училищам в Российской империи" 1786 года, а также "Уставе учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 года.
Похожие идеи в России прокладывали себе дорогу не просто, это связано с условиями ее исторического развития в XIX веке. Первым на практике использовал формы исследовательской деятельности учащихся И.Д. Якушкин, отбывая наказание в ссылке, работавший в женской Ялуторовской школе. Этот человек организатор и первый энтузиаст в работе с детьми в сфере туризма. Практиковал летние экскурсионные походы, которые предназначались для изучения окружающей среды.
Ближе к началу 20 века в России уделяется повышенное внимание туристическому направлению в педагогике. Ведь здесь объединились интересы, как учащихся, так и педагогов. Большая заслуга в аргументировании положительных эффектов туризма с точки зрения получения научно - практического знания принадлежит К.Д. Ушинскому, А.Я. Герду, П.Ф. Каптереву.
П.Ф Лесгафт рекомендовал экскурсии, как взрослым, так и детям для укрепления здоровья. Именно он является основателем физкультуры.
К концу 19 века был проделан большой объем работы для того, чтобы вовлечь педагогов в туристско-экскурсионную работу. Были назначены многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по Уралу. Эти районы и на сегодняшний день пользуются популярностью у туристов.
Учителя проделали отличную работу, которую власти не смогли не заметить. В 1910 году поступила рекомендация из министерства Народного просвещения, к включению экскурсионных программ в школьный курс. Министерство путей сообщения в 1899 году ввело общий льготный тариф на летний период по просьбам руководителей ученических обществ. По данному тарифу было предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до 53 километров ученикам и ученицам учебных заведений в сопровождении лиц воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Через некоторое время тариф начал действовать со скидкой 75%, но на большие расстояния. На 50% льготы были сокращены в 1906 году, но с помощью их можно доехать от Кавказа до Санкт-Петербурга.
«Русский турист» в Санкт-Петербурге, «Экскурсионный вестник» в Москве, издавались в начале двадцатого века, как и «Записки Крымско-Кавказского Горного клуба» это все экскурсионная литература. В конце 19 века принята специализированная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках» в экскурсионно-туристическом журнале «Русский турист». В этой рубрике вели речь об экскурсионных походах в школах Российской империи.
И.М. Гревс в начале 20 века доказал наличие воспитательно-образовательного смысла в экскурсиях на дальние расстояния. Именно ему принадлежит фраза «Путешествие - это один из величайших этапов развития культуры». А так же: «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие к нему». В Санкт-Петербурге издается книга в 1903 году под названием «Образовательные прогулки по России». Б.Е. Райковым и Г.И. Бочем издается учебник «Школьные экскурсии, их значение и организация» в 1910 году. Работа переиздается снова по просьбе Н.К. Крупской в 1921 году.
Туристическая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях. Главной темой туризма для детей было изучение естественноисторических дисциплин, а так же сельскохозяйственного труда.
Одновременно со спортивным туризмом, приход коммунистов к власти дал развитие детского туризма с лечебно-профилактической целью.
Социальные и лечебные мероприятия начали проводиться чуть ли ни с первых дней прихода советской власти. Начато открытие зданий для лечения детей, сюда входят и детские. Социальные и бытовые показатели занимали если не первое место, то уж точно не последнее при выдаче направлений в санатории для детей. Спустя определенный отрезок времени на первое место встали показатели медицинские, так санатории становятся лечебными учреждениями.
Одни из первых санаториев были запланированы в окрестностях Петрограда уже летом 1918 года, а летом 1919 года началось их развертывание под Москвой. Эти первые санатории были названы показательными, так как санаторная помощь была делом новым, и сотрудникам санаториев предстояло путем практики разработать методы их работы с пациентами. С начала существования этих санаториев в них начали проводить научно-исследовательскую работу с целью подытожить обосновательную базу под принципы их организации и работы.
Вслед за этим власти начали процесс образования санаториев и на побережье Черного моря.
Главной задачей детских санаториев в первые два десятка лет была борьба с туберкулезом среди детей, целями этих санаториев были лечение детей с заболеваниями туберкулеза, легких, а так же укрепления здоровья детей в целом. Огромное количество детей поступало с травмированной психикой после пережитой войны, отсюда появляется острая необходимость создания санаториев психоневрологического профиля.
Лечебные учреждения проводили, исследовательскую работу, рост опыта персонала, работа профессоров и доцентов в качестве консультантов, все это вело санатории к получению квалификации лечебного учреждениями. Все более ясно проглядывались те принципы, на которых будет построена целая система санаторной и курортной помощи детям в нашей стране. Но эти проекты были заморожены на несколько лет из-за начавшейся войны. Часть детских санаториев была эвакуирована на восточные территории России, часть переделана под госпитали. Захваченные врагом санатории были уничтожены или разграблены.
В послевоенные годы ускоренное открытие линии детских санаториев проходило повсеместно с изменением санаториев в места, где проходит обучение. Такой шаг был позволен из-за плотного развития разных типов детских оздоровительных учреждений, которые принимали миллионы детей.
До войны санатории находились на хозяйственном расчете, то после путевки становятся бесплатными. Государство приняло решение взять все санатории на местный или областной бюджет.
В 1951 году правительство дало указ, что все санатории должны стать профилированными, вся детская санаторная сеть должна стать профилированной. Было организованно 10 медицинских профильных детских санаториев. Для каждого профиля были поставлены четкие рекомендации и сроки путевок, причем врачебным внутри - санаторными комиссиями было дано право продлевать по медицинским показаниям пребывание детей на необходимое время. Также было установлена четкая специализация санаториев по возрастному критерию.
Модификация детских санаториев в профилированные требовала их оснащения лабораториями, аппаратурой, рентгеновскими кабинетами. Для качественного педагогического, медицинского и хозяйственного ведения целенаправленных санаториев потребовались большие количество и более подготовленного и опытного персонала. В 1951 году поступил приказ министерства здравоохранения Советского союза, где были подтверждены типовые штаты для детских санаториев, отличные в зависимости от возрастного и мед - профиля.
Таким образом, в первой половине 50-х годов были на стадии создания все необходимые условия для возможности лечения детей в санаториях.
В 60-х годах начала развитие программа пионерских лагерей сезонного типа.
Всей стране были известны такие лагеря, как «Орленок» и «Артек».
«Артек» с 1925 года начал работать как Всесоюзный санаторий для школьников и пионеров. Через четыре года организаторы и пионеры приняли участие в закладке первого камня в основание будущего лагеря-санатория в верхнем парке «Артека». В 30-х годах 20 века завершилось строительство корпуса вместимостью в 150 мест. К 50-ым годам «Артек» начинает функционировать в полную мощность. В лагерь приезжают известные личности того времени космонавты, политические деятели, актеры и т.д. На территории лагеря проходят съемки фильмов. В 1960 году «Артек» награжден Почетной грамотой Всемирного Совета Мира. На данный момент территория «Артека» составляет 258 га, сюда входят 42 га – пляжей, береговая линия длиться 7,5 км, целых 100 га парков так же составляют территорию этого лагеря.
Более новый, но не уступающий в знаменитости пионерский лагерь «Орленок», достроенный в 1959 году, стал своеобразным символом движения пионеров Советского Союза. 12 июля 1960 года был открыт лагерь «Солнечный». В первой лагерной смене было 520 детей, и она длился 45 дней. Обслуживало лагерь девяносто сотрудников. В 1964 году открыт лагерь «Звездный», в 1965 году – «Стремительный», в 1966 году – «Комсомольский» и «Штормовой». В 1967 году прошел первый Всесоюзный детский фестиваль творчества. Проект лагеря «Орленок» был представлен на международной выставке в Париже «Экспо-67» ,и получил «Гран-при». В культурную жизнь лагеря входили конкурсы, фестивали, сборы, слеты.
С 1971 года началось создание абсолютно нового типа детских учреждений – имеющих направление пионерских оздоровительных лагерей работающих целый год, назначенных для болеющих детей или ослабленных различными заболеваниями.
Вместе с системой оздоровления поколения и развитием санаторно-курортной зоны, в годы после войны активно развивался туризм для детей в образовательных, так же воспитательных целях. В практику были приняты традиционные слеты юных туристов с областей, городов, а позже и Всесоюзные слеты.
Участники похода «Дорогой славы отцов» по местам боевой и революционной трудовой славы устроили слет, который состоялся 19 сентября 1965 года в городе-крепости Брест. В слете приняли участие больше трех миллионов человек. Было проведено одиннадцать этапов похода. Двенадцатый слет он же и последний, проходил под другим названием.
В 70-е годы была торжественно объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина – СССР».
С 1992 года в России основалось туристическое движение «Отечество». Участники движения регулярно принимают участие в массовых акциях. Особую позицию в движении занимает целевая программа «Экология». Школьники принимают участие в конференциях ЮНЭСКО, на которых рассматривают различные проблемы и их аспекты.
Детский и юношеский туризм прогрессировал в разных формах, и появление каждой формы было свойственно определенному, своему времени.
Направления детско-юношеского туризма представлены на рисунке 1.
|