Полифония и органная музыка
Полифония (что значит - многоголосие) предполагает сочетание нескольких равнозначных мелодических линий; этим полифония отличается от так называемой монодии - одноголосия, когда мелодию исполняет один или несколько голосов в унисон. Основные виды многоголосного склада - гомофонный и полифонический39,
В гомофонном складе над всеми голосами господствует один, главный, который ведет мелодию, остальные имеют подчиненное значение. Это сопровождающие, аккомпанирующие голоса.
В полифонической музыке нет главных и подчиненных, мелодических и аккомпанирующих голосов; каждый имеет самостоятельное значение и свою линию развития.
'Полифонию, в высшем ее смысле, надобно понимать гармоническим слиянием воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно, вместе. - В рассудочной речи немыслимо, чтобы, например, несколько лиц говорили вместе, каждый свое, и чтобы из этого не выходила путаница, непонятная чепуха, а, напротив, превосходное общее впечатление. В музыке такое чудо возможно; оно составляет одну из эстетических специальностей нашего искусства'40 - так определяет А. Серов сущность полифонии.
Истоки западноевропейской полифонии уходят в глубь веков. Самые ранние из дошедших до нас памятников многоголосной музыки, своим происхождением обязанной народному музицированию, относятся к X-XI векам.
На западе Европы многоголосие быстро развивалось и вскоре сделалось достоянием профессиональных музыкантов. В XIV-XV веках полифония достигла уже высокого искусства. В ту же эпоху многоголосная музыка получила название 'контрапункта' ('punctum, contrapunctum', что означает 'нота против ноты'). Контрапункт - это определенная система ведения
39 Своеобразием отличается русская, так называемая подголосочная полифония, в которой участвующие голоса представляют собой различные варианты одной мелодии. Как говорит Асафьев, подголосочная полифония образует 'побеги или ростки на основном стволе... линия варьируется, оставляя лишь главные устои'.
40 Серов А. Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика. - Критические статьи, т. 4. Спб., 1895, с. 1613.
склада с фугой. Так появляется новая циклическая форма, где каждая из двух частей, при всей контрастности и самостоятельности, дополняет другую.
Определяется место и назначение каждой части: первая - импровизационная прелюдия45 - несет функции вступления, вторая - фуга - центр тяжести полифонического цикла.
Создав совершенные образцы полифонического цикла в органной музыке, Бах перенес эту форму в родственное органному клавирное искусство, раскрыв ее поистине неисчерпаемые возможности в сорока восьми прелюдиях и фугах 'Хорошо темперированного клавира'.
Прелюдия и фуга у И. С. Баха. Импровизационные формы Баха так многообразны, что вывести для них какие-то общие законы невозможно. Каждая прелюдия обладает структурой, только ей присущей. Принципы, на которых строятся импровизационные формы, логика их развития покоятся на закономерностях, индивидуальных для каждой подобной пьесы; таким образом, прелюдия не имеет постоянных, определяющих ее форму конструктивных признаков, чем существенно отличается от фуги.
Тем не менее значительное число прелюдий обладает некоторыми общими признаками. К ним относятся моторный характер движения, единообразие ритма и фактуры.45
ХТК, I т. Прелюдия C-Dur