Детей с ЗПР в ДОО в рамках инклюзивного образования
Психолого-педагогическое сопровождение
Исследования, проводимые последние 30 лет сотрудниками Института дефектологии АПН СССР (в настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО РФ), доказывают, что основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ составляют дети с задержкой психического развития.
Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.
В МАДОУ ЦРР Д/С № 101, где работаю педагогом-психологом с 1999 г., с каждым годом число детей с ЗПР увеличивается. Если в 2000-2012 гг. в ДОУ было 1-2 ребенка с ЗПР, и эти дети по результатам ПМПК направлялись в специализированные группы, то в 2013 г. таких детей было уже 5. Таким образом, в ДОУ произошла стихийная инклюзия, включение детей с ЗПР в общеобразовательные группы.
На данный момент, в связи с введением с 1 сентября 2013 г. ФЗ об образовании, картина кардинально изменилась:
1. Учреждение разработало свои локальные нормативные акты:
• Правила приёма детей в дошкольное учреждение, в котором включены пункты о правилах зачисления детей с ОВЗ в общеобразовательные группы;
• Положение о группе комбинированной направленности; в котором указаны правила зачисления в такую группу, организация коррекционной работы, обеспечение работы с детьми по разным образовательным маршрутам(программам);
• Положение о ПМПк учреждения; в котором есть пункты о психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР;
• Положение о нормах профессиональной этики педагогов; в котором уделено внимание нормам этики в общении с детьми, сотрудниками, администрацией, родителями, которые после рассмотрения их на заседании родительского комитета введены в работу, а у родителей есть возможность полностью знакомиться с ними на сайте ДОУ.
2. В штат сотрудников ДОУ введен учитель-дефектолог.
3. Пролицензированна программа для работы с детьми с ЗПР Л.Б. Баряевой «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
4. Все педагогические работники учреждения получили повышение квалификации в рамках 16 часов на базе детского сада специалистами Центра диагностики и консультирования детей и подростков в цикле лекций «Помощь детям с ОВЗ в условиях ДОУ» по модулю «Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР».
Проблемами психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями в развитии занимаются такие психологи, как М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.Б. Баряева, Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Л.М. Шипицина и др.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно выделить основную задачупсихолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР: является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Опираясь на труды М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.Б. Баряевой, Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной, Л.М. Шипициной и др. по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР, для педагогического коллектива МАДОУ ЦРР Д/С № 101 было важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОО.
Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог), а также педагогами групп комбинированной направленности.
Для качественного сопровождения детей в нашем ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического воздействия, а также осуществляет:
¾ координацию деятельности всего коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка;
¾ диагностику уровня психического развития детей;
¾ составление индивидуального маршрута сопровождения ребенка;
¾ индивидуальные и групповые занятия специалистов сопровождения (дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог);
¾ консультативную психологическую помощь для педагогов дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога;
¾ консультативную психологическую помощь родителям детейдефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.
Документация консилиума включает в себя следующие наименования:
Нормативно-правовой блок
• Письмо Министерства образования Российской Федерации № 127/901-6 от 27 марта 2000 года «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПк) »;
• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации;
• Приказ руководителя образовательной организации о создании (или продолжении функционирования) ПМПк;
• Договор между образовательной организацией и родителями воспитанника образовательной организации об его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении;
Организационный блок
• Годовой план работы, одним из разделов которого является график заседаний ПМПк;
• Индивидуальные карты развития на каждого обучающегося с заключениями ПМПк;
• Протоколы заседаний ПМПк с решениями.
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
• Плановыеконсилиумы проводятся в соответствии с графиком работы и ориентированы на определение особенностей развития ребенка, специального образовательного маршрута ребёнка и динамики развития ребёнка в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу. В нашем детском саду данный вид консилиума проводится не реже, чем один раз три месяца.В начале учебного года (сентябрь) ПМПк выявляет детей с особенностями в развитии. В середине учебного года (декабрь) ПМПк специалистов анализирует промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения. В конце учебного года (май) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.
• Внеплановые (срочные) консилиумы собираются по запросам специалистов, непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в создавшихся образовательных условиях. Внеплановый консилиум способствует установлению причин возникших проблем; оценке размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления; определению допустимых нагрузок.
В работе ПМПк можно выделить несколько этапов:
• 1 этап – подготовительный (сбор информации).На этом этапе все участники собирают всю необходимую информацию о том или ином ребенке, проводят необходимые обследования, заполняют заключения.Данныедиагностики представляются в последствие на ПМПК области, и обязательно заверяются подписью руководителя и печатью учреждения.
Заключение областной ПМПК, подтверждающее результаты нашей диагностики, позволяет нам начать работу по сопровождению детей с ЗПР.
• 2 этап – аналитический. Далее по данным обследования каждым педагогом составляется анализ, очерчивается круг проблем, разрабатываются рекомендации для педагогов, родителей. Заводятся тетради взаимодействия с педагогами и родителями ребенка с ЗПР.Разрабатываются стратегия и рекомендации по психолого-медико-педагогическому сопровождению, оговариваются формы участия каждого специалиста, устанавливаются сроки выполнения той или иной работы, конкретный ответственный и формы контроля, заполняется соответствующая документация.
В протоколе решений ПМПк указывается общая характеристика, краткий вывод по обучающемуся, группе, успешности усвоения программы, наличие тех или иных проблем в развитии, а также предложения по дальнейшему обучению с учетом индивидуальных особенностей (т. е. составление индивидуального образовательного маршрута) .
По результатам проведения консилиума информация и выводы доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающихся в индивидуальном общении, доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
• 3 этап – деятельностный. Выполнение решений ПМПк и контроль за их исполнением.
Реализация коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду осуществляется всеми специалистами и педагогами групп комбинированной направленности. По материалам консилиума возможно оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по проблемам обучения, воспитания и дальнейшей тактики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, ПМПк позволяет выстроить взаимоотношения всех специалистов и педагогов службы сопровождения на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организовать комплексное сопровождение детей с ЗПР в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовать профессиональный и личный потенциал всех педагогов.
В ДОУ созданы условия для реализации коррекционно-педагогических задач:
- специализированная предметно-развивающая среда;
- программное обеспечение;
- обеспечение индивидуального коррекционного маршрута ребёнка;
- тесное взаимодействие педагогов, родителей в организации коррекционно-развивающего процесса.
Дети с особыми потребностями получают достаточный объем общеобразовательных услуг, способных компенсировать физические и психические отклонения и адаптироваться в дальнейшей жизни.
Обеспечивая детям равные права получения образования в соответствии с их возможностями, обучение и воспитание ведется по программе Л.Б. Баряевой «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Эта программа направлена на стимулирование всестороннего развития, коррекцию аномального развития, а также пробелов в развитии у детей.
Основными принципами в нашей коррекционно - развивающей работе с детьми с ЗПР являются:
¾ принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
¾ безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными особенностями;
¾ принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы;
¾ принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
¾ принцип подачи материала от простого к сложному;
¾ принцип многократного повторения материала;
¾ создание комфортных условий для развития личности ребёнка.
Реализация этих принципов осуществляется в ходе сопровождения ребёнка, заключающегося в дифференцированном подходе, то есть в адекватной системе педагогических требований, соответствующих возможностям ребёнка.
Лечебно-оздоровительная работа предполагает своевременную диагностику и сочетание психолого-медико-педагогической коррекции с профилактическими мерами.
Два раза в год или раз в три месяца дети с ЗПР посещают невролога или психиатра, которые назначают индивидуальные курсы лечения: медикаментозный, витаминотерапию, физиотерапию.
Особое место в сопровождении ребёнка с ЗПР отводится диагностике. В этой связи обязательным условием при обследовании детей мы считаем:
¾ комплексный поход к диагностике (участие специалистов сопровождения: дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога);
¾ подход с учётом процесса развития, который требует не только оценки результатов применения диагностических проб, заданий, но и тщательного анализа истории развития;
¾ качественный анализ выполнения ребёнком диагностических заданий.
Задача психолого-медико-педагогическое обследования: выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев.
Обследование каждого ребенка проводится индивидуально педагогом - психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем, медицинской сестрой.
Педагог-психолог осуществляет диагностику (плановая и по запросу) познавательной и эмоционально-волевой сферы, готовности к школьному обучению, детско-родительских отношений в семье, межличностных отношений в детской группе.
Учитель-логопед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи.
Учитель-дефектолог определяет уровень актуальной и ближайшей зоны развития ребенка, причины и механизмы трудностей в обучении, выявляет детей, нуждающихся в специализированной помощи.
Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка.
Диагностика развития ребенка проводится в начале (сентябрь), середине (декабре) и конце учебного года (май). По результатам первичного диагностического обследования специалисты определяют структуру и степень выраженности, имеющегося у ребёнка нарушения; определяют оптимальные условия индивидуального развития; планируют индивидуальную и групповую коррекционную работу по своему направлению.
По итогам промежуточной диагностики выявляются трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ. Итоговая диагностика позволяет специалистам определить дальнейшую стратегию коррекционной работы с ребёнком, имеющего отклонения в развитии.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.
Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере зависит от взаимодействия специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. В группах комбинированной направленности для детей с ЗПР совместная деятельность всех специалистов ДОУ строится на основе дополнения и углубления влияния каждого из них.
Эффективными являются следующие формы взаимодействия специалистов и воспитателей группы комбинированной направленности:
- взаимообмен данными диагностики,
- координированное планирование совместной деятельности,
- выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога,
- взаимопосещение занятий,
- планирование и проведение итоговых мероприятий.
Важным направлением психолого-педагогического сопровождения является работа с родителями.
Мы считаем, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяю решение следующих задач:
¾ Психолого-педагогическое просвещение родителей;
¾ Оказание психологической помощи родителям ребёнка и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.
Важно акцентировать внимание родителей:
¾ На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;
¾ Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;
¾ Знание и учет сильных и слабых сторон ребёнка;
¾ Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.
Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:
¾ Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;
¾ Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.
¾ Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
¾ Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.
¾ Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.
Наш опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «специалисты ДОО –воспитатели группы – ребенок – родитель».