Система изучения правил правописания
Для изучения в младших классах вспомогательной школы выделены расходящиеся с произношением написания, которые можно подвести под обобщения в виде правил. Последовательность и длительность изучения правил правописания зависят от уровня речевого развития школьников, сформированное аналитико-синтетической деятельности, принципов, которым подчинены написания, а также сложности их усвоения умственно отсталыми детьми.
Наиболее легкими являются правила правописания мягкого знака в конце и середине слова для обозначения мягкости согласных, а также разделительного мягкого знака (пою, но пью), так как они (правила) базируются на звуко-буквенном анализе, т. е. тесно смыкаются с фонетически правильным письмом.
Условность этих правил заключается в том, что данные написания опираются на произношение (мягкость согласных при письме обозначается мягким знаком, гласные е, ё, ю, я отделяются от согласных разделительным мягким знаком), но в то же время расходятся с ним (слышится один звук, а пишутся две буквы; разделительный мягкий знак пишется только в случае сочетания согласного и йотированного гласного).
С произношением расходятся также традиционные написания, которые не имеют способов проверки. Это слова с непроверяемыми безударными гласными, так называемые словарные, или трудные, слова. Фактически их нельзя подвести под какое-либо орфографическое правило. В основе этих написаний лежит зрительно-моторное запоминание. Для каждого года обучения в программе дан список слов, которые нужно запомнить.
Правописание гласных после шипящих, по существу, тоже традиционное написание, но позволяющее сделать обобщение, т. е. сформулировать правило. Опорой здесь, как и при всех традиционных написаниях, является зрительно-моторное запоминание.
Правописание имен собственных формируется в течение длительного времени, так как в своей основе имеет определенное грамматическое понятие. Главным при обучении здесь является не зрительно-моторное запоминание, а суждение, позволяющее выделить имена собственные и правильно их написать.
Наиболее сложными для усвоения в младших классах вспомогательной школы являются правила правописания звонких и глухих согласных и безударных гласных, написание которых можно проверить. Другой опоры, кроме знаний самого правила и умения применять его при письме, в этих случаях нет.
Принципы построения системы специальных упражнений по формированию орфографически-грамотного письма у учащихся вспомогательной школы, разработанные М. Ф. Гнездиловым, обязывают учитывать особенности русского правописания и своеобразие умственно отсталых детей в овладении навыками грамотного письма.
Для облегчения усвоения правил правописания в младших классах вспомогательной школы программный материал распределен так, чтобы каждое новое правило опиралось на пройденный материал, изучалось поэтапно и довольно длительно: «...при условии расчленения сложных действий на отдельные элементы (операции) с последовательной отработкой каждого элемента оно может быть усвоено умственно отсталыми детьми достаточно успешно»1.
Главным в системе обучения орфографии является требование сознательного усвоения орфографического правила. Прежде всего этому должны способствовать упражнения, подготавливающие учеников к пониманию нового правила, постановка проблемы, подводящей к необходимости его применения, а также яркое и убедительное его объяснение.
1 Гнездилов М. Ф. Выработка орфографических навыков у умственно отсталых детей//Учебно-воспитательная работа в специальной школе. —М.: Учпедгиз, 1956.—Вып. 4. —С. 22.
Следующим моментом успешного формирования орфографического навыка является овладение умственно отсталыми детьми операциями, связанными с применением правил на практике. Здесь рекомендуются упражнения, развивающие умение объяснять написание слов, пользуясь правилом. С этой целью сначала необходимо объяснить правилом написание слов с уже выделенными орфограммами, а затем слов с пропущенными орфограммами. Более сложным заданием является дописывание слов с нужной орфограммой.
Достаточная практика учеников в решении орфографических задач будет способствовать выработке у них умения контролировать себя при помощи усвоенного правила. Для этого ученики прежде всего должны уметь выделять орфограммы, подходящие под то или иное правило. На основе воспроизведения изученного правила им необходимо найти условие, при котором снимается орфографическая трудность, и использовать новое условие для решения орфографической задачи. Этому будут служить упражнения в анализе текста для нахождения в нем слов, имеющих определенную орфографическую трудность, и в объяснении написания этих слов с использованием изученного правила правописания: предупредительные орфографические упражнения (например, списывание, комментированное письмо), различного рода зрительные и слуховые диктанты (предупредительные, объяснительные, выборочные), несложные творческие работы (ответы на вопросы, изложения и сочинения).
Большое значение в усвоении правил правописания имеет повторение трудных случаев в начале и в конце года, в начале и конце четверти, после прохождения каждой темы. Особое внимание следует уделить повторению правил, на основе которых строится усвоение нового материала. Кроме того, необходимо найти время для повторения пройденных орфограмм при изучении каждой последующей темы. Это важно, так как учащиеся вспомогательной школы могут усвоить материал только в том случае, если он часто встречается в их практике, иначе полученный навык распадается.