Группа – непрочное усвоение учащимися правил правописания.

(одностороннее увлечение заучиванием правила без опоры на практику письма, неумение соотносить слова с правилом их правописания, непонимание цели действий, указанных в правиле, или неумение производить их);

4 группа - индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.

(дефекты речи, свойства нервной системы, неустойчивость внимания, недостаточное развитие оперативной памяти, медленное письмо, быстрая утомляемость и т.д.)

группа – непрочное усвоение учащимися правил правописания. - student2.ru

Помните! Ошибки лучше всего предупреждать, чем исправлять.

Предупреждение ошибок следует рассматривать как планомерную работу учителя, обеспечивающую правильное применение школьниками орфографических правил ив специальных упражнениях и самостоятельных творческих работах.

Предупреждению ошибок служит овладение учащимися общим способом решения орфографической задачи, или орфографическим действием.

группа – непрочное усвоение учащимися правил правописания. - student2.ru

Приемы предупреждения ошибок:

· вынесение на доску слов на неизученное правило или трудных для

написания слов с указанием в них орфографической трудности, подбором

однокоренных слов.

(обозначать орфограммы можно при помощи цвета, размера шрифта, расположения);

· выборочное комментирование;

· проговаривание трудных для написания слов (хоровое, индивидуальное);

· различные виды диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный и др.), и разборов (фонетический, морфемный, орфографический).

Работа по предупреждению орфографических ошибок связана с работой по их исправлению. Исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим.

группа – непрочное усвоение учащимися правил правописания. - student2.ru

Памятка.

(общий способ проверки)

1. Произнеси слово.

2. Разбери слово по составу и определи место ошибки в слове.

3. Определи характер орфограммы, на которую допущена ошибка.

4. Вспомни (прочитай) правило.

5. Выполни указания правила.

6. Выбери ошибки на то же правило и исправь их.

7. Приведи примеры на то же правило.

Вашему вниманию мы предлагаем

памятку для работы над орфографическими ошибками.

Название орфограммы Образец исправления ошибки Примеры
Проверяемые безударные гласные в корне.   диво - удивительный   тяжесть – тяжёлый
Проверяемые (парные звонкие и глухие) согласные в корне.   клювик - клюв   шкафы - шкаф
Непроизносимые согласные в корне.   счастье - счастливый   место - местность
Непроверяемые гласные о согласные в корне.   автобус, аллея   вокзал, лестница
Буквы И, У,А после шипящих этажи, чаща шина, чудо
Разделительные Ъ и Ь шью, съел соловьи, въезд
Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок. по дорогам, по зимним дорогам; поехать   ушёл, у дома, у них
Употребление Ь на кон­це сущ. после шипящих дочь - ж.р., врач - м р. Глушь, камыш
Употребление и неупот­ребление Ь для обозначения мягкости согласных коньки; ночка, сказочный Лось; речка, мощный  
Гласные и согласные в приставках пошёл, подпрыгнул Отдыхал, обошёл
Заглавная буква в име­нах собственных Нева - название реки Наташа, Москва
Заглавная буква в начале предложения Моя сестра учится в школе. Завтра мы поедем на экскурсию
Безударные падежные окончания им. сущ. 3 скл., П.п. стоял на площади Отдыхали в лагере
Безударные родовые окончания им. прил.   какое? ср.р. сладкое яблоко Высокий дом
Безударные падежные окончания им. прил.   на кебе (каком?) ясном весенhем- прил. в ср.р., П.п. о новом доме, к крайнему поезду
НЕ с глаголами   не был-глагол не имел, не делал.
Употребление Ь на кон­це глаголов 2 л. ед.ч. Читаешь - глагол 2 лица, в ед, ч. Пишешь, слышишь
Безударные личные окончания глаголов   учение пишет писать -1 спр. мальчик видит): видёть - 2 спр. (искл.) Друг доверяет
Безударные родовые окончания глаголов пр.вр. Cp.р. Солнце светило Бабочка летела. Яблоко упало.
Безударные гласные в суффиксах глаголов пр.вр неопр.ф. пр.вр. таять - таял Строить - строил Начать - начал
Перенос слов май-ка, ран-ний ру-чьи, ули-ца


Проверка диктанта (или другой орфографической работы) должна стимулировать у школьников самостоятельную поисковую активность, формировать устойчивые познавательные интересы, чувство ответственности за качество выполненной работы. Разнообразие способов проверки должно обеспечить вариативность учебной деятельности школьников, что реализует индивидуальный подход.

группа – непрочное усвоение учащимися правил правописания. - student2.ru

Мы предлагаем вам несколько способов проверки орфографических работ.

Они расположены по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками.

1. Неправильная буква зачёркнута.

2. Подчёркнута буква с ошибкой.

3. Слово с ошибкой подчёркнуто, в нём выделена часть слова с ошибкой.

4. Подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку.

5. На полях поставлен знак ошибки, а рядом - указание на часть слова или часть речи.

6. На полях поставлен знак ошибки.

7. Ошибки никак не отмечены, а в конце диктанта (или другого вида работы по орфографии) указывается общее их количество или типы орфограмм.

Структура урока работы над ошибками:

1. Сообщение общих результатов письменной работы.

2. Анализ текста диктанта и работа над группами ошибок на одно и то же правило с использованием памятки «Общий способ проверки орфографических ошибок»

А) коллективная работа;

Б) индивидуальная работа.

3. Объяснение и запись домашнего задания ( дифференцированный подход).

В зависимости от того, на каком этапе формирования умения применять общий способ исправления орфографических ошибок находятся учащиеся, учитель выбирает методы и приёмы обучения, а также способы организации работы на уроке. Возможно привлечение ассистентов из числа учащихся, отлично справившихся с работой.

Заключение.

Вот Вы и закончили знакомство с нашим методическим пособием. Мы постарались ответить на вопросы, которые могут возникнуть у Вас при выполнении каких – либо работ из обязательной части технологической карты по разделу «Методика грамматики и правописания». Мы надеемся, что те советы, которые мы дали, помогут Вам спроектировать уроки по изучению лингвистического понятия или орфографического правила и подготовить их к защите, опираясь на основные положения методики преподавания русского языка, провести анализ программы по методике грамматики и правописания, успешно справиться с диагностической контрольной работой и решить методические задачи.

Мы желаем Вам успеха в дальнейшем изучении методики русского языка и на практике пробных уроков!

Наши рекомендации