Изучение и конспектирование статей
1. П. Наторп. Социальная педагогика. Кн. первая. Обоснование. § 10. Воспитание и сущность. (См.: И.Н. Андреева. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. - С. 87-90).
2. П. Наторп. Социальное воспитание. Кн. третья. Организация и метод образования воли. Социальные организации для воспитания воли. (Там же. С. 101-104).
3. А.С. Хомяков. Об общественном воспитании в России. (Там же. С. 107-110).
4. Д.И. Писарев. Школа и жизнь. (Там же. С. 110-111).
5. Л.С. Выготский Педагогическая психология. Глава 11. Социальное поведение в связи с возрастным развитием детей. (Там же. С. 138-141).
6. П.П. Блонский. Трудовая школа. (Там же. С. 156-157).
7. В.Я. Стоюнин. Заметки о русской школе. (Там же. С. 130-132).
8. Н.И. Пирогов. Школа и жизнь. (Там же. С. 127-130).
9. А.С. Макаренко. О взрыве (Хрестоматия по педагогике / Под ред. З.И. Равкина. – М.: Просвещение, 1976. – 432 с. – С. 177-180).
10. В.Н. Сорока-Росинский. «Трудновоспитуемые» (Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999. - С. 369-379).
11. Л.Н. Кривцова. Центр социально-психологической помощи «Доверие» (Там же. С. 337-341).
12. Л.Н. Кривцова Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями (Там же. - С. 341-343)
13. В.П. Кащенко. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? (Там же. - С. 385-389).
14. В.Н. Сорока-Росинский. Детский дом (Там же. С. 231-233).
Словарь терминов
Адаптация– процесс и результат становления индивида в обществе, т. е. становление человека существом социальным.
Активность— мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя — человек выполняет дело, в котором реализует себя, внешняя — выполняет дело, не интересное для него.
Аутентичность – способность быть естественным в отношениях с другими людьми, быть самим собой в контактах с окружающими.
Виктимогенность – обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).
Виктимизация – процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимностьхарактеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Виктимология – отрасль педагогики, которая исследует категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации; определяет направления социальной и педагогической помощи.
Социально-педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.
Воля— проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели.
Деликатность – вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.
Диагностика
Медицинская диагностика— это процесс установления медицинского диагноза, т. е. заключения о характере и существе болезни пациента и ее обозначения на основе принятой классификации.
Педагогическая диагностика— это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Психологическая диагностика(психодиагностика) – измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу (группа, организация).
Социальная диагностика— комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Социально-педагогическая диагностика —специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Комплексная психолого-педагогическая диагностика —это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Доброжелательность – способность демонстрировать свое отношение приязни, безусловно положительного отношения, симпатии, готовность поддержать другого человека.
Импринтинг(запечатление) – фиксирование человеком на подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
Индивидуальность— уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.
Коммуникабельность – интерес к другим людям, расположенность к общению с ними, легкость в общении.
Конкретность – отказ от общих рассуждений, умение конкретно отвечать на вопросы.
Конформист - человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему.
Макрофакторы – (макро – большой) страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредованно двумя другими группами факторов).
Мегафакторы – (мега – очень большой, всеобщий) космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.
Медицинская диагностика— это процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента и ее обозначения на основе принятой классификации.
Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых, например, по типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Микрофакторы – это факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют (семья, соседи, группы сверстников, работники образовательных и воспитательных учреждений, с которыми человек входит в контакт).
Направленность— тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.
Наследственность — это физические, биологические свойства человека, родовые особенности его организма. Цвет кожи, глаз, форма волос, телосложения, особенности нервной системы и мышления.
Непосредственность – умение говорить и действовать в обстановке «здесь и сейчас», иметь четкое представление о человеке и его ситуации и демонстрировать это.
Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности
Открытость – готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях, транслировать их собеседнику.
Разумность— способность ответственного предвидения результата действий, поступка.
Самоменеджмент – это использование испытанных методов в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
Самореализация - реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений.
Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Cоциализация - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Социальная адаптация— система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.
Социальная опека (патронаж)— особая форма государственной защиты прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом.
Социальная педагогика – это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Социальная профилактика— совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении.
Социальная работа – профессиональна деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение
Социальная реабилитация— процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. Как технология предполагает совокупность методов, направленных на реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, личностном уровнях в глазах общества.
Социальная среда – это, во-первых – широкая социальная действительность, общество, государство; во-вторых – непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.
Социальная терапия— целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Она включает комплекс взаимосвязанных мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, способствующих нормализации поведения граждан.
Социальное воспитание – это процесс, помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях (подробнее о соц. воспитании поговорим на следующей лекции).
Социальное консультирование —технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения
Социальное обеспечение— система оказания различных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Социально-информационная помощь – деятельность, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи, поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
Социально-педагогическая деятельность – социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Социально-педагогическая помощь – деятельность, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей в семьях группы риска.
Социально-правовая помощь – деятельность, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
Социально-психологическая помощь – деятельность, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении.
Социально-психологический тренинг— это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы.
Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.
Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов.
Социальный диагноз(оценка) — это дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи.
Социальный контроль— механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов социально-экономического, административно-правового и организационно-воспитательного характера в социальной системе (общество, социальные группы и отдельно взятая личность).
Субкультура – комплекс морально-этических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Темперамент— психологическая индивидуальная способность человека. «Это характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности». Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости, особенно в детской возрасте. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.
Технология— это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения.
Педагогическая технология— это процесс оптимизации обучения и воспитания путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки Педагогическая технология помогает обучать, воспитывать и развивать детей результативно.
Социальная технология— совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения.
Социально-медицинские технологии— совокупность приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.
Социально-педагогические технологии — совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно действующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации и адаптации в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.
Социально-психологические технологии — это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых выступают социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.
Характерформируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека. Так, настойчивость, чуткость, решительность, смелость, вежливость типичны для конкретного человека. Однако какая-то черта из них может быть ведущей, подчиняя себе остальные.
Целеустремленность— способность достижения назначенной цели.
Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.
4.3. Методические рекомендации
для преподавателей
Курс «Cоциальная педагогика» органично связан с другими дисциплинами педагогического цикла.
С целью достижения высокого качества образования в процессе преподавания курса «Социальная педагогика» необходимо использовать современные образовательные технологии:
- ИКТ – технологии. На лекционных занятиях используются мультимедиа-презентации, которые разработаны в соответствии с тематическим планированием (см. Электронные ресурсы каб.404). При подготовке к семинарским занятиям студенты используют электронное учебное пособие по части курса, которое включает содержание лекций, материалы для подготовки к семинарским занятиям, самостоятельной работы, глоссарий, тесты, тематику рефератов, вопросы к зачету (см. Арутюнян А.Ю. Социальная педагогика. ЭОР. MOODLE). Тренажерное и контрольное тестирование проводится по тестам в режиме on-lain, входящим в структуру данного электронного учебного пособия.
- Технология рейтингового контроля (рейтинговая книжка студента).
При изучении курса «Социальная педагогика» по заочной форме обучения 70 % содержания дисциплины выносится на самостоятельное изучение.