Новообразования и развитие различных сфер личности
По мнению Л. С. Выготского,центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости (отношение подростка к себе как к взрослому).
Т. В. Драгунова указывает, что взрослость подростка проявляется в:1) подражании внешним проявлениям взрослых (манерам поведения, свободному образу жизни, использованию косметики и т. п.); 2) стремлении сформировать качества взрослого; 3) сотрудничестве со взрослым, который воспринимается как образец деятельности и потому подросток может добровольно брать на себя функции помощника взрослого в различных делах; 4) интеллектуальной взрослости, выражающейся в стремлении самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения.
Выделяют и другие новообразования подросткового возраста: абстрактное мышление, развитие самосознания, автономная мораль и др.
Развитие познавательной сферы.
Значимым достижением развития мышления подростков является способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях..
Сущностной особенностью восприятия подростков является его интеллектуализация, т. е. когда одновременно происходит и отражение объекта, и выделение в нем определенных связей, черт, хар-тик..
Развитие абстрактно-логического мышления отражается на функционировании памятиПроисходит как интенсивное накопление информации, так и совершенствование способов ее обработки. Благодаря этому более эффективно решаются задачи учебной деятельности и возникающие проблемы в других сферах.
В подростковом возрасте продолжает развиваться воображение. Благодаря воображению подросток в значительной мере может начать влиять на свою жизнь.
Особенностями эмоциональной сферы являются:
□ Повышенная эмоциональная возбудимость,обусл-ная как психическими, так и физиол-ми изменениями. Многие подростки отл-ся вспыльчивостью, страстностью, бурнымпроявл-ем своих чувств; страстно отстаивают свои взгляды.
□ Большая устойчивостьэмоц-х переживаний по сравн-ю с мл-ми шк-ми.
□ Перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно.
□ Противоречивость чувств,к-рая, по мнению А. Е Личко, может выр-ся в том, что у подростков часто сентиментальность уживается с черствостью; болезненная застенчивость — с развязностью
□ Появление эмоциональных переживанийобусловливается не только оценками других людей, но и самооценкой, возникающей благодаря развитию самосознания.
□ На эмоциональные переживания влияние оказывает неодобрение сверстников, нежели неодобрение учителя.
□ В основе дружбы подростков лежит общность интересов и нравственных чувств (в младшем школьном возрасте в основе дружбы лежит игра).
□ Развитие способности к сочувствию и интенсивный рост других социально ценных переживаний.
Особенности мотивационной сферы в подростковом возрасте.
В качестве ведущего мотива в средних классах исследователи выделяют стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. Что касается познавательных мотивов, то в целом отмечается достаточно низкий уровень их выраженности.
Происходят изменения в мотивах нравственного поведения. У многих подрос-тков происходит переход от реактивного поведения, когда поступок соверш-ся вследствие страха наказания или желания поощрения, к осознанномуповеде-нию, когда в основе поступка — ориентация на свои представления об идеале.
Подростковый возраст часто рассм-ся как период, в к-ром часты случаи девиантного поведения. Выд-ют разл-е мотивы девиантногопов-я: протест против диктата взрослых, желание самоутвердиться при отс-виивозм-сти сделать это социально приемлемым сп-бом, эмоц-я неуст-сть, эмоц-ное состояние и др.
Особенности волевой сферы имеет противоречивый и сложный характер. С одной стороны, подросток стремится быть самост-ным в достижении опред-ных целей, а с другой — отсутствие жизн-го опыта, а также значительное влияние эмоций на принятие реш-й могут определять форм-ние упрямства вместо настойчивости. Развитие самосознания.. Развивающееся самосознание делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе.Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста.Подросток стремится осм-ть свои притязания на признание;оценить себя как буд-го юношу или девушку; опр-ть для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; опр-ся в соц-ном пространстве - осмыслить свои права и обяз-сти. Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.