Изучение способности к самоуправлению в общении
Инструкция
«Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список А (терминальные ценности)
♦ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
♦ жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
♦ здоровье (физическое и психическое);
♦ интересная работа;
♦ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
♦ любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
♦ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
♦ наличие хороших и верных друзей;
♦ общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
♦ познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
♦ продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
♦ развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
♦ развлечения (приятное, необременительное времяпрепрвождение, отсутствие обязанностей);
♦ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
♦ счастливая семейная жизнь;
♦ счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
♦ творчество (возможность творческой деятельности);
♦ уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности)
♦ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
♦ воспитанность (хорошие манеры);
♦ высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие
притязания);
♦ жизнерадостность (чувство юмора);
♦ исполнительность (дисциплинированность);
♦ независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
♦ непримиримость к недостаткам в себе и других;
♦ образованность (широта знаний, высокая общая культура);
♦ ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
♦ рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
♦ самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
♦ смелость в отстаивание своего мнения, взглядов;
♦ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
♦ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
♦ широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
♦ честность(правдивость, искренность);
♦ эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
♦ чуткость (заботливость).
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость— возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
3. Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
4. Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?
5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?
6. Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?
7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание
на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
Я спокоен | ||||||
Мне ничто неугрожает | ||||||
Я нахожусь в напряжении | ||||||
Я внутренне скован | ||||||
Я чувствую себя свободно | ||||||
Я расстроен | ||||||
Меня волнуют возможные неудачи | ||||||
Я ощущаю душевный покой | ||||||
Я встревожен | ||||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||||
Я уверен в себе | ||||||
Я нервничаю | ||||||
Я не нахожу себе места | ||||||
Я взвинчен | ||||||
Я не чувствую скованности | ||||||
Я доволен | ||||||
Я озабочен | ||||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||||
Мне радостно | ||||||
Мне приятно |
Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | |
У меня бывает приподнятое настроение | ||||||
Я бываю раздражительным | ||||||
Я легко расстраиваюсь | ||||||
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||||
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | ||||||
Я чувствую прилив сил и желание работать | ||||||
Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||||
Меня тревожат возможные трудности | ||||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||||
Я бываю вполне счастлив | ||||||
Я все принимаю близко к сердцу | ||||||
Мне не хватает уверенности в себе | ||||||
Я чувствую себя беззащитным | ||||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||||
У меня бывает хандра | ||||||
Я бываю доволен | ||||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||||
Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||||
Я уравновешенный человек | ||||||
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Обработка результатов.
1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.
КЛЮЧ
Номер суждения | Ответы | ||||||||
Никогда Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | ||||||
СТ | |||||||||
ЛТ | |||||||||
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные.
Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.
I
1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из-за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10) Я с трудом переношу время ожидания.
II
11)Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
12)Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13)При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14)Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15)Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16)Я нередко чувствую себя беззащитным.
17)Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18)Я чувствую растерянность перед трудностями.
19)В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20)Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
21)Оставляю за собой последнее слово.
22)Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23)Меня легко рассердить.
24)Люблю делать замечания другим.
25)Хочу быть авторитетом для других.
26)Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27)Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28)Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29)У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30)Я мстителен.
IV
31)Мне трудно менять привычки.
32)Нелегко переключать внимание.
33)Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34)Меня трудно переубедить.
35)Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36)Нелегко сближаюсь с людьми.
37)Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38)Нередко я проявляю упрямство.
39)Неохотно иду на риск.
40)Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов.
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I 1... 10 вопрос — тревожность;
II 11... 20 вопрос — фрустрация;
III 21...30 вопрос — агрессивность;
IV 31...40 вопрос — ригидность.
Оценка и интерпретация баллов.
I. Тревожность: 0...7 — не тревожны; 8... 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов — очень тревожны.
II. Фрустрация: 0...7 баллов -— не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8... 14 баллов —средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III.Агрессивность: 0...7 баллов — вы спокойны, выдержанны; 8...14 баллов — средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV.Ригидность: 0...7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость, 8... 14 баллов — средний уровень; 15...20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.
Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)
Инструкция. Перед вами опросник, содержащий различные вопросы, и лист бумаги, на котором предусмотрено 4 варианта ответов на указанные вопросы.
Ваша задача — ответить на каждый из вопросов. Это делается так: вы читаете вопрос, выбираете один из 4 предложенных вариантов ответа («безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно, нет»), отражающий ваше мнение. Поставьте крестик в соответствующей графе в листке для ответов. Отвечая на каждый вопрос, проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов.
Поскольку в разные периоды жизни вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, отвечайте исходя из того, что характерно для вас сейчас, в настоящее время.
Дальше таким же образом вы поступаете со всеми остальными вопросами, всякий раз тщательно обдумывая, какой из 4 вариантов ответа на каждый вопрос вам больше всего подходит.
Основное условие опроса — ваша добросовестность и искренность.
Если вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз.
Итак, начинайте работу!
Бланк для ответов
Ф.И.0..............................................................
Возраст..........................
Номер л/п | Безусловно, да | Пожалуй, да | Пожалуй, нет | Безусловно, нет | Номер п/п | Безусловно, да | Пожалуй, да | Пожалуй, нет | Безусловно, нет |
Опросник
1.Легко ли вам признаться перед родителями учеников в допущенной вами ошибке?
2. Часто ли у вас портится настроение из-за плохой подготовки учащихся к уроку?
3. Можно ли сказать, что перед уроком вы почти всегда чувствуете себя бодрым и веселым?
4. Бывает ли вам страшно ответственности за детей, которая на вас лежит?
5. Испытываете ли вы чувство неудовлетворенности от своей работы с детьми?
6. Если бы ученики над вами нехорошо подшутили, привело бы это вас в состояние гнева?
7. Овладевает ли вами негодование, если родители учеников не выполняют ваши требования?
8. Легко ли вы заражаетесь радостным настроением своих учеников?
9. Можно ли сказать, что вы не верите в свои педагогические способности?
10. Вызывает ли у вас возмущение и негодование поведение современной молодежи?
11. Появляется ли у вас чувства неуверенности в присутствии на уроке члена проверочной комиссии или администрации?
12. Часто ли вы не в состоянии сдержать свои эмоции при негативном поведении учащихся?
13. Приносит ли вам ваша работа много радости?
14. Испытываете ли вы чувство тревоги во время проведения урока?
15. Может ли недостаток содействия вам со стороны администрации вызвать у вас раздражение?
16. Испытываете ли вы робость перед начальством, администрацией школы?
17. Вы охотно организуете в классе веселые, развлекательные мероприятия?
18. Легко ли вас может рассердить непонимание ученика?
19. Производите ли вы на ваших коллег впечатление грустного человека?
20. Вам становится грустно после неудачно проведенных уроков?
21. Вам свойственно чувство удовлетворенности, своей профессией?
22. Испытываете ли вы чувство тревоги за свой авторитет перед детьми?
23. Склонны ли вы предаваться невеселым, мрачным мыслям, встречая непонимание со стороны администрации?
24. Ощущаете ли вы некоторую робость перед проведением родительских собраний?
25. Часто ли неудачи в работе приводят вас в отчаянье? .
26. Можете ли вы сказать о себе, что вы педагог-оптимист?
27. Вызывает ли у вас чувство тоски собственное бессилие в некоторых вопросах воспитания?
28. Боитесь ли вы выступать перед большой малознакомой аудиторией?
29. Вызывает ли у вас раздражение неподготовленность учащихся к уроку?
30. Если коллега вам нагрубил, хочется ли вам ответить тем же?
31. Боитесь ли вы проявить свою неосведомленность перед детьми?
32. Если вы чувствуете упрямство со стороны ученика, овладевает ли вами раздражение и злость?
33. Часто ли вы испытываете радость в течение рабочего дня?
34. Можете ли вы присоединиться к мнению, что в работе педагога больше радости, чем печали и невзгод?
35. Кажется ли вам, что в будущем работа с детьми будет приносить все больше трудностей и разочарований?
36.Любитетге вы веселую суету и оживление детей вокруг себя?
37. Часто ли вы ощущаете чувство подавленности при подведении итогов вашей педагогической деятельности?
38. Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, родители ваших учеников вам не понимают?
39. Испытываете ли вы радость при нахождении общего языка с родителями ваших учеников?
40. Овладевает ли вами гнев так сильно, что вы долго не можете успокоиться?
41. Рискнете ли вы спорить с начальством по серьезным вопросам?
42. Бывает ли у вас чувство страха перед работой с новым для вас коллективом учащихся?
Обработка и интерпретация результатов
Ключ
Радость. Ответы «да» - вопросы: 3,8,13,17,21, 26, 33, 34, 36, 39. Ответ «нет» — вопрос: 23.
Гнев. Ответы «да» - вопросы: 6, 7,10,12, 15,18, 29,30, 32, 38, 40.
Страх. Ответы «да» - вопросы: 4, 11,14,16, 22, 24, 28, 31, 42. Ответы нет» — вопросы: 1, 41.
Печаль. Ответы «да» - вопросы: 2, 5,9, 19, 20, 23, 25, 27, 35, 37. Ответ «нет» — вопрос: 34.
Количество баллов за каждый ответ: «безусловно, да» — 4, «пожалуй, да» — 3, «пожалуй, нет» - 1, «безусловно, нет» - 0.
Средние показатели изучаемых состояний позволяют судить о доминировании той или иной эмоциональной модальности.
Изучение способности к самоуправлению в общении
Назначение: Методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения.
Инструкция: Ниже приведены высказывания, касающиеся различных ситуаций в общении. Все высказывания различны, по смыслу не совпадают, поэтому внимательно вчитайтесь в каждое из них, прежде чем отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте букву «в» рядом с соответствующим номером высказывания. Важно, чтобы вы отвечали искренне и честно.
Опросник.
1. Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно.
2. В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле.
3. На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим.
4. Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю.
5. Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти никакой информации.
6. Я полагаю. Что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их.
7. Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю ориентироваться на поведение других людей.
8. Возможно, из меня получился бы неплохой актер.
9. Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки или фильмов.
10. Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле.
11. Я смеюсь над комедией больше, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда смотрю ее один.
12. В группе людей я едко являюсь центром внимания.
13. В различных ситуациях с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.
14. Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию.
15. Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время.
16. Я не всегда такой на самом деле, каким кажусь.
17. Я не стану специально высказывать мнение ли изменять поведение, когда мне хочется кому-то понравиться или добиться расположения.
18. Я считаюсь человеком, способным развлечь.
19. Чтобы понравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать именно то, что от меня ожидают.
20. Я никогда не проявлял себя особо успешно, если играл с другими в игры, требующие смекалки или импровизированных действий.
21. Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соответствовало взглядам различных людей и ситуациям.
22. Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать истории.
23. В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя остаточно хорошо.
24. Если это потребуется для какого-то правого дела, я могу любому, глядя прям в глаза, сказать неправду и при этом сохранять бесстрастное выражение лица.
25. Я могу сделать так, чтобы окружающие были со мной дружелюбны, даже если эти люди не нравятся.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами «верно» и «неверно».
Ключ:
Верно – 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25.
Неверно – 1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23.
Все баллы суммируются.
Менее 8 баллов - стабильная модель общения, некоторая ригидность.
8 – 17 баллов – потребность быть в общении самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении.
17-25 баллов – мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.
Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко)
ИНСТРУКЦИЯ: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».
Опросник
1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров ( теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).
3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе, против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
8. Бывает, хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку ( внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.
9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12. Ели я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.
13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.
17. Разговаривая, излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть вою неприязнь к плохому человеку.
22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т.д.
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Обработка данных.
Подведите итоги самооценивания с помощью предложенного ключа.
«Помехи» в установлении эмоциональных контактов | Номера вопросов и ответы по «ключу» |
1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их. | +1, -6, +11, +16, -21 |
2. Неадекватное проявление эмоций. | -2, +7, +12, +17, +22 |
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций. | +3, +8, +13, +18, -23 |
4. Доминирование негативных эмоций. | +4, +9, +14, +19, +24 |
5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. | +5, +10, +15, +20, +25 |
Интерпретация.
Какова сумма набранных вами баллов? Она может колебаться в пределах от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало баллов (0-2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны. если вы набрали не более 5 баллов – эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами: 6-8 баллов – у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9-12 баллов – свидетельство того, что ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами, 13 балов и больше – эмоция явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у вас – это пункты, по которым вы набрали 3 и более баллов.