Технологии группового и коллективного

Взаимодействия

Сущность и специфика технологий группового и коллективного

Взаимодействия

К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах). Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.

Разработка современных технологий обучения в процессе группового и коллективного взаимодействия учащихся опирается на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач. Социальное взаимодействие и обучение (social interaction and learning) – это направление в психологии, исследующее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которой являются сами способы взаимодействия[42].

Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия учащихся друг с другом в малых группах, в коллективных формах работы, играет решающую роль:

· в развитии мышления учащихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач;

· в создании дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновением чувства «мы»;

· в формировании межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к пониманию других;

· в овладении способами организации совместной деятельности;

· в развитии самосознания учащихся, в самоопределении и самореализации в ситуациях взаимодействия и отражения своего «я» глазами других;

· в формировании активной позиции обучающихся, в становлении их субъектности;

· в создании психологически комфортных условий в процессе обучения, обеспечивающих большую легкость генерирования творческих идей, снятие напряжения, зачастую возникающего в процессе взаимодействия «учитель – ученик»;

· в развитии речи учеников посредством значительной интенсификации коммуникации (в отличие от традиционного обучения, где средний учащийся говорит в течение дня не более 7-8 минут).

Экспериментальные исследования влияния совместной деятельности на результаты обучения доказали его высокую эффективность, а в 70-80-ые годы они концентрируются на разработке конкретных форм и технологий организации учебного взаимодействия учащихся. В зарубежной и отечественной педагогике разработаны разнообразные модели интерактивного обучения [43]:

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) – А.Эллиот.

Учеба в составе команды (Student Team Lerning) – Р.Славин.

Учимся вместе (Learning Together) – Д.Джонсон и Р.Джонсон.

Совместное исследование – Ш.Шарон и И.Шарон.

Коллективный способ обучения – В.Дьяченко.

Технология развивающейся кооперации – Т.Акбашев.

Коллективная мыследеятельность – К.Я.Вазина.

Обучение в дискуссии.

Обучение в деловой игре.

Социально-психологический тренинг и т.д.

Деловую игру, тренинг и дискуссию чаще всего определяют как активные, или интерактивные методы обучения. Вместе с тем, наличие концептуальных основ, системного описания процедур по достижению прогнозируемого результата позволяют рассматривать их как технологии.

Анализ существующих технологий группового и коллективного взаимодействия позволяет выделить основные условия организации обученияв совместной деятельности:

v позитивная взаимозависимость участников, то есть направленность на совместное достижение результата, понимание учащимися зависимости успеха каждого от успеха других;

v межличностное взаимодействие, взаимопомощь друг другу как условие совместного решения учебных задач;

v совместная выработка норм, принципов группового взаимодействия и общения;

v четкое определение целей группы и каждого учащегося, коллективная и индивидуальная ответственность;

v совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии;

v сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого;

v создание организационных условий: пространственного расположения групп, обеспечивающего диалогическое взаимодействие и общение участников; определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности;

v особая позиция педагога, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать).

Можно классифицировать все технологии группового и коллективного взаимодействия по типу организации совместной деятельности, основанной на определенных принципах.

1. Принцип «индивидуальных вкладов». Главная цель группового и коллективного взаимодействия данного типа – повышение эффективности обучения посредством рещения учебных задач, осуществляемым на основе взаимодополнения, взаимообогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника. На основе данного принципа построены такие технологии и методы, как технология коллективного взаимообучения (КСО), деловые игры, метод «творческая группа», работа в группах сменного состава и т.д.

2. «Позиционный принцип» организации совместной деятельности. Групповое взаимодействие в данном смысле основывается на выявлении и столкновении различных точек зрения, позиций учащихся, взглядов на проблему, объект групповой работы. Эффективность обеспечивается посредством рассмотрения различных точек зрения и выбора наиболее верной или удовлетворяющей большинство. Психологическим механизмом данного типа взаимодействия становится «конструктивный конфликт», в процессе разрешения которого не только вырабатывается оптимальный способ решения учебной задачи, но и формируется умение понимать другого человека, уважительно относиться к другим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций. На данном принципе основаны такие технологии, как дискуссия, позиционно-ролевая игра.

3. Принцип «развивающейся кооперации». Особенность данного типа совместной деятельности заключается в направленности групповой работы на исследование, совместный поиск решения вновь и вновь возникающих и усложняющихся задач, порождаемых самим процессом совместной деятельности. Побудителем «развивающейся кооперации» становятся противоречия между потребностью решить возникающие проблемы социальной практики и недостаточностью теоретических знаний, а также способов социального взаимодействия, обеспечивающих их решение. В процессе совместного осознания и постановки проблем, целеполагания, планирования, реализации и рефлексии каждого этапа решения задачи и перехода к новым способам кооперации, учащиеся перестраивают структуру своих отношений и деятельности с одного качественного уровня на другой. В результате построенная таким образом совместная деятельность не только развивает творческое, системное мышление, но и формирует способность к самоуправлению и со-управлению, саморазвитию и со-развитию учеников, возникает новое отношение к объекту усвоения. К данному типу технологий можно отнести организационно-деятельностную игру (Г.П.Щедровицкий), технологию развивающейся кооперации (Т.Акбашев), технологию коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина).

4. Принцип «ролевого поведения». Реализуется в ролевых играх, ролевого типа, где учащиеся, выступая в определенной ролевой позиции, воссоздают реальную или воображаемую ситуацию деятельности и обучаются принятию решений в условиях заданной ситуации. Ролевое поведение характерно также для дискуссий, осуществляемых в форме игрового позиционного противостояния, в процессе которого происходит усвоение знаний и их комплексное применение. Примером могут служить игры и дискуссии, имитирующие важные с социальной точки зрения ситуации ( «Суд», «Дебаты», «Пресс-конференция» и др.).

Наши рекомендации