Развитие отечественной педагогики в 19-20 веках
Л.И. Богомолова
Введение в педагогическую деятельность
Семинар №1
Воспитание и обучение как подсистемы образования
Сущность и структура педагогической деятельности
Задачи:
- раскрыть сущность образования и особенности его педагогической интерпретации;
- обеспечить студенту представление о многозначности понятия «образования»;
- раскрыть сущность и особенности воспитания и обучения как подсистем целостного процесса образования;
- осмыслить сущность и структуру педагогической деятельности;
- подвести студентов к осмыслению многомерности педагогической
деятельности;
- расширить представление слушателей о социальной ценности
педагогической деятельности.
Опорные понятия: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая деятельность..
Вопросы для обсуждения:
- Дайте развернутое определение образованию, в котором будут отражены важнейшие черты этого феномена. Проанализируйте различные определения образования. Охарактеризуйте образование как деятельность, цель, результат, процесс, отношение, институт.
- Соотнесите понятия образование, обучение, воспитание. Дайте определение двум последним. Что объединяет все три понятия? Что является специфическим для каждого из них?
- Как вы понимаете утверждение, что человек сам несет в себе свой собственный образ. В чем значение этого тезиса для педагогики?
4. Сущность педагогической деятельности, ее социальная ценность.
- Гуманистическая направленность педагогической деятельности.
- Характеристики структурных составляющих педагогической деятельности, их взаимосвязь.
Литература.
- Корнетов Г.Б. Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования // Завуч. 2002.№3
- Лернер И.Я. Об обучении и воспитании. М.,1988.
3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов / Под ред. А.С.Роботовой. М.: Из-во «Академия», 2000.
4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов. М.: Педагогическое общество России, 2002.
СЕМИНАР № 2
РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Цель: проанализировать идеи выдающихся зарубежных педагогов с точки зрения развития педагогического знания и проследить историю развития образования.
Задания.
1. Сделайте цитатные выписки на тему "Как учить и как учиться" (по Я.А. Коменскому и Д.Локку).
2. Выпишите в таблицу из "Великой дидактики" дидактические принципы и соответствующие им высказывания Я. Коменского о каждом из принципов:
Дидактический принцип | Высказывания Я. Коменского |
3. Составьте конспекты работ Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега,
И.Ф. Гербарта.
Вопросы для обсуждения
1. Систематизация педагогического знания. Педагогическая система Я.А.Коменского
2. Педагогическая система И. Песталоцци.
3. Принцип природосообразности и его проявление в педагогических системах Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, А. Дистервега.
4. Зарубежная педагогика ХХ века (Д.Дьюи, М. Монтессори).
Источники:
1.Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1981. - С.91-182.
2.Локк Д. Мысли о воспитании //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М., 1981. - С.163-194.
3.Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С.
4.Песталоцци И.Г. Линдгарт и Гертруда; Памятная записка парижским друзьям;. Лебединая песня //Хрестоматия… С. 276-323.
5.Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. //Хрестоматия… С. 324-352.
6.Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия….
Литература
- Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах. – Владимир, 2004.
- Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2000.
- Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. - М., 1978.
- Латышина Д.И. История педагогики. М., 2007.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1981.
СЕМИНАР № 3
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ В 19-20 ВЕКАХ
Цель: проследить процесс создания и развития в отечественной педагогике разнообразных педагогических идей; проанализировать вклад педагогов в развитие педагогической науки.
Вопросы для обсуждения
1. Научная педагогика как система знаний о ребенке и законах его обучения в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского. Педология как развитие педагогической антропологии.
2. Л.Н.Толстой и Яснополянская школа как попытка реализовать идеи свободного воспитания.
3. Коллективистическая педагогика как отражение социокультурной обстановки
20-х годов ХХ века. А.С. Макаренко и теория коллектива.
4. Взаимоотношения семьи и школы в коллективистической педагогике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского.
Литература
- Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие. – Владимир, 2004.
- Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие.- М., 2007.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993
- Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000
- История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф. Егоров.- М., 2002.