Краткая история систем физического воспитания и спорта.
Анализ множества работ по теории практики физической культуры выявляет на сегодня довольно большое количество разнообразных точек зрения на, казалось бы, давно решённую проблему: что такое физическая культура?
Каждое известное в науке понятие (С.Э. Александрова, В.А. Ашмарина, В.И. Бальсевича, И.М. Быховской, С.М. Вайцеховского, П.А. Виноградова,В.В. Выдрина, Л.Н. Ильина, Л.Н. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Р.Е. Мотылянской, В.Н. Мошкова, Ю.М. Николаева, А.Д. Новикова, С.В. Радченко, Л.И. Стогова, В.И. Столярова, Ф.П. Суслова, Е.Д. Харабуги и др.) в определённой степени раскрывает сущность физической культуры, при этом ей дают самые различные характеристики, она выступает в роли многообразия специфических средств; совокупностью всех достижений общества; системой физических упражнений; важной частью культуры общества; творческим и качественным аспектом специфических видов деятельности; видом (подсистемой) общечеловеческой культуры; процессом и результатом деятельности; одной из основных граней общей культуры и науки; сферой социальной деятельности, элементом, областью (сферой) культуры; культурой областью жизни; культурой мировоззренческой, политической, нравственной; феноменом телесной культуры и базовой областью общей культуры; органической частью культуры общества и личности; средством защиты от окружающей и собственной природы; социальным фактором; опытом и уровнем организации физической активности; явлением культуры; сложным материально-духовным образованием; главным условием человеческого существования; культурой, имеющей свою историю и мн. др.
Учитывая все выше изложенные характеристики физической культуры и основываясь на энциклопедическое определение понятия «культура», а также диалектическую логику, предполагающую, что при выведении сути явлений предмета известные свойства целого не сводимы к совокупности её частей, данное определение понятия может быть представлено в следующей формулировке:
физическая культура –это область общей культуры и истории человечества, социальный феномен, представляющий собой исторически определённый уровень материальных, духовных, научно-теоретических и практических достижений общества, полученных в процессе специфической деятельности системы физического воспитания и спорта, образования и науки, и интегрированных в культуру образа жизни и психофизическое здоровье общества.
В таком определении понятия «физическая культура» черты стороны вещей, признаки не находятся в хаотической взаимосвязи, а строго структурно и логично последовательно организованы, т. е., содержание понятия имеет способ взаимосвязи существенных признаков.
Физическая культура имеет многотысячелетнюю историю. Наукой установлено, что её простейшие элементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н. э.
Уже первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определённые требования по физической подготовленности, уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств.
История говорит, что у многих древних народов существовал обычай использовать различные физические упражнения при переходе молодёжи из одной возрастной группы в другую. Известно, что у некоторых народов юношам не разрешалось жениться до выполнения определённых испытаний по физической подготовке – этим определялась их способность к самостоятельной жизни. Подобные требования предъявлялись и к девушкам.
Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась физическая культура Древней Греции. Для ведения войн, подавления сопротивления рабов нужны были физически сильные, выносливые воины. В Древней Греции неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах является классическим примером развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя, где каждый ребёнок с 7-летнего возраста наряду с науками занимался в учебных заведениях гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15-ти лет – борьбой и кулачным боем. Ярким примером, характеризующим развитие физической культуры в этот период, являются олимпийские игры, которые имели большое культурное значение в жизни Древней Греции. Победители Олимпийских игр пользовались уважением общества, ещё при жизни им ставили памятники, их подвиги воспевались поэтами и художниками.
Многие великие люди древности, известные всему миру успехами в науке, были хорошими спортсменами. Так, математик и философ Пифагор, был олимпийским победителем в кулачном бою, другой философ Платон также прославился своими победами в кулачных боях.
Философы Сократ и Аристотель, оратор Демосфен, писатель Лукиан и многие другие выдающиеся люди придавали огромное значение физическому воспитанию и восхищались проявлению силы мужества и благородства. Взгляд греков на значение физических упражнений выражен в словах Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
В период рабовладельческого строя различные физические упражнения (борьба, акробатика, верховая езда, фехтование) довольно широко использовались в Египте, Вавилоне, Персии, Китае, Индии; система физического воспитания существовала и в Древнем Риме.
Понятие «системы физического воспитания»отражает в целом исторически определённый тип социальной практики физического воспитания, т. е. целесообразно упорядоченную совокупность её исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. Поэтому она может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения. В сущности, организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия государства, общества в целом в её становлении и функционировании.
Свою систему физического воспитания имело и феодальное общество. Направленность её определялась в основном ярко выраженным характером, овладением семью рыцарскими достоинствами – верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы, а также умением слагать стихи – и преследовало главную цель: подготовку физически сильных воинов-рыцарей.
Наибольшего развития физическая культура достигла при капитализме. Как составная часть физической культуры получил широкое распространение спорт –особая сфера выявления и сравнения человеческих возможностей в условиях соревновательной деятельности, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения. Кроме обобщающего понятия «спорт» пользуются термином «вид спорта», означающим вид соревновательной деятельности, который характеризуется определённым предметом состязания, особым составом действия и способом ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой). Так, например, говорят о существовании многих видов спорта, о классификации видов спорта, о классификации спорта в целом в отношении его функций. Например, спорт подразделяется на массовый, непринуждённый; на организованный, включающий спорт в школах, колледжах, университетах, а также любительский, спорт высших достижений, и, наконец, профессиональный спорт. Всеми этими видами спортивной деятельности должны заниматься разные организации, имеющие к тому же и разные источники финансирования. Например, в США, за исключением студенческого спорта, массовый и большой спорт никак не соприкасаются.
Нельзя путать понятие профессионализация спорта и культивирование профессиональных видов спорта. Длительное время у нас шел постепенный процесс профессионализации большого спорта. Однако наличие оплачиваемых спортсменов ещё совсем не означает существование профессионального спорта. Для развития последнего нужны определённые условия: мощная рыночная экономика, отношение населения к зрительскому спорту как развлечению, высокий жизненный уровень народа. Развитие профессионального спорта в странах Запада – это результат рыночной экономики. Ни в одной из этих стран профессиональный спорт не развивается на государственной основе. Развитие профессионального вида спорта означает не только наличие профессиональных спортсменов, но и наличие определённой структуры: профессиональных клубов, своего календаря соревнований, контрактной системы отношения со спортсменами.
В быту народных масс России развивались лишь традиционные виды физических упражнений: плавание, кулачный бой, катание на санях и лыжах, борьба, игры в мяч, городки и другие виды.
Реформы Петра I способствовали развитию в России просвещения, науки и культуры, которые, в свою очередь, предопределили становление физической культуры. В военных и некоторых гражданских учебных заведениях физическое воспитание стало обязательным предметом. Разработанная позже А.В. Суворовым система военно-физической подготовки русской армии была боле прогрессивной по сравнению с европейскими странами.
В XIX в. передовые учёные, педагоги, врачи и общественные деятели настойчиво боролись за улучшение физического воспитания в учебных заведениях. Однако их усилия, также как и система физического образования, научно-разработанная П.Ф. Лесгафтом, не были в достаточной мере поддержаны правительством.
До П.Ф. Лесгафта в России не было не только отечественной системы физического воспитания, но и отсутствовала сколько-нибудь приемлемая школа подготовки преподавателей этой дисциплины. Лесгафт после долгих мытарств добивается разрешения открыть в Петербурге «Курсы для подготовки руководительниц физических упражнений и игр». Произошло это в 1896 году. Он т разработал систему элементарных движений и опубликовал её в книге «Азбука движения». Система основана на глубоком анатомо-физиологическом анализе строения суставов. В основе же его системы физического воспитания лежат два принципа: первый – сознательность движений, второй – постепенность и последовательность. Как один из основателей функциональной анатомии он прибрёл всеобщее признание, прежде всего, работами в области исследований аппарата движения человека, ввёл анатомическую мысль в педагогику и физическую культуру. Его имя вошло в историю. По признанию современников, отличался высочайшим педагогическим мастерством и был одним из популярнейших и любимых профессоров в Петербурге. Его речь не обходилась без знаменитых приговорок: «не лежать на боку», «работать до кровавого пота», «всё, что не прогрессирует – регрессирует», «взять себя за шиворот, укрепить свой головной отросток, пронизать мыслью и справиться с поставленной задачей».
Работа по 15-18 часов в сутки, практически без выходных, без отпусков, бесконечная борьба за свои идеи учёного и как человека – такой была вся жизнь Лесгафта. Его студенты учились не только наукам, они учились работе над собой. Он утверждал, что между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь... Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического. Главная его идея о задачах школы актуальна и поныне: научить мыслить и подготовить молодого человека к жизни с её трудностями и проблемами.
В начале ХХ в. в России открываются спортивные клубы и кружки. Однако, занятия физическими упражнениями и спортом были не доступны широким массам и в частности учащейся молодёжи из-за высоких цен на спортивный инвентарь и оборудование, из-за высокой платы за членство в спортивных кружках. Между тем, перед первой мировой войной в России было зарегистрировано около 100 спортивных организаций с количеством занимающихся около 50 тыс. человек. Были свои неоднократные чемпионы мира как борец И. Поддубный. Первым русским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин в 1908 г. в Лондоне на IV Олимпийских играх.
Создание советской системы физического воспитания началось сразу после Октябрьской революции. Она имеет свою историю, свою динамику развития, подъём и спад, свои заслуги и недостатки, общие и частные противоречия. Являясь составной частью человеческой деятельности, она отражала ту общественно-политическую и экономическую формацию, в которой существовала. Постепенной углубление различного рода противоречий в СССР, привело к упадку и советской системы физического воспитания. Декларируя, по сути, гуманные общечеловеческие ценности физического воспитания, она не смогла их реализовать, находясь в зависимости от политики, идеологии и того уровня экономики и благосостояния народа, в котором находилось общество в целом.
Провозгласив лозунг «физическую культуру и спорт в массы» наше физкультурно-спортивное движение за всё время своего существования не было правильно сориентировано, т. е. массовый спорт никогда не имел собственной структуры. У нас была структура большого спорта, которая на ранних этапах развития физической культуры помимо воли работала на массовый спорт. Это были 30-50 годы. Апогеем гармонии массового и большого спорта были у нас 60-е годы. В дальнейшем массовый спорт был обречён на вымирание. Попытки же его реанимировать в рамках устаревших организационных форм не приносят результатов.
Избегая решений основных проблем физической культуры и спорта, мы наше «совершенствование» направляли в русло изменения программно-нормативных основ системы физического воспитания. Изменения требований, снижения нормативов и т. д. В итоге нивелировался и обесценивался комплекс ГТО. У школьников и студентов значительно снизился уровень мотивационной сферы к физическому самосовершенствованию.
Утратили своё значение и пришли в полную противоположность организационные структуры системы физического воспитания. Огромный штат, декларативность, формализм и формотворчество в работе, инертность, а зачастую и некомпетентность, приписки в отчётности и все те пороки, которые были присущи обществу в целом, привели к развалу физкультурно-спортивного движения в стране. Отпала сама необходимость существования организационных структур в той форме, в которой они функционировали. Не привели к положительным результатам и попытки изменить систему в отрыве от общественно-политических и экономических проблем общества. Не помогла реорганизация государственных и общественных структур управления физической культурой и спортом.
В отношении теоретико-методических основ физического воспитания можно сказать, что многие годы основной упор научных направлений делался также на нужды большого спорта. Возрастная оздоровительная физическая культура, популярные виды массового спорта сегодня начинают получать приоритетное положение в науке. Диктуется это, прежде всего тем, что в настоящее время у людей различного возраста и особенно у молодёжи наблюдается проявление нарастающего спроса на методическую литературу по оздоровительной физической культуре, нетрадиционным видам физических упражнений и спорта, например, восточным видам единоборств, атлетической или иначе косметической гимнастике культуризму, боди-билдингу, шейпингу, стретчингу, ритуальным видам гимнастики у-шу, йоге, дыхательной гимнастике, закаливанию, диете, голоданию, психорегуляции и многим другим оздоровительным, спортивным и реабилитационным системам.
Необходимо отметить, что научно апробированных методик, удовлетворяющих массовый спрос населения, пока ещё недостаточно, а те, которые наводнили рынок, несомненно должны получать компетентную оценку специалистов. «Самодеятельность», теоретико-методологическая неграмотность, а также слепое копирование какой бы там ни было системы физических упражнений опасны для здоровья.
Характеризуя же настоящее состояние системы физической культуры и спорта России ( современное название системы физического воспитания) можно обнаружить в ее основах прежде всего наличие ряда противоречий между:
- давно назревшей необходимостью формирования физической культуры личности и уровнем соответствующей грамотности специалистов, а также реальной, устойчивой политической заинтересованности в этом общества и государства;
- требованием научно-методического обеспечения самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и отсутствием необходимого объема изданий для массового пользования;
- потребностью общества в научно обоснованных, педагогических технологий формирования физической культуры личности и недостаточным уровнем активности и компетентности их внедрения в системе образования, отсутствия должного государственного контроля;
- наличием социального заказа на удовлетворение разнообразных потребностей граждан в сфере физической культуры и материально-финансовыми условиями, недостаточно обеспечивающими их реализацию государственными, общественными и частными структурами.
Наличие противоречий обусловливает проблему, которую необходимо срочно решать обществу, не откладывая её, как это имело место, на завтра, и, тем более, что на современном этапе социальных преобразований сформированы новые концептуальные положения воспитания физической культуры. Новое, технологическое содержание получают её целевые установки, первостепенное значение приобретают ценности самостоятельной физкультурной активности и связанные с нею проблемы образования личности в сфере физической культуры.
Изменения общественных отношений, эволюция этических норм и эстетических идеалов должны способствовать развитию потребностей в физическом совершенствовании. Под влиянием повышения культурного уровня общества, улучшения материально-технической базы физического воспитания, расширения сферы услуг активного досуга, включающего и двигательную активность, непременно будут способствовать созданию условий дифференцированного удовлетворения физкультурных и спортивных интересов личности. Всё это в свою очередь потребует от индивида соответствующего уровня физической культуры, позволяющего использовать знания и умения в становлении активной жизнесозидательности. Творческий уровень должен формироваться в процессе обучения, образования и воспитания, постепенно и последовательно трансформироваться от низшей ступени научной абстракции знаний до более высокой. Сегодня же ситуация пока такова, значительная часть молодёжи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у неё не в полной степени формируется устойчивая потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, массовым спортом и физическая подготовленность молодёжи в целом не соответствует современным социально-экономическим требованиям к развитию личности.
Многочисленные результаты исследований состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей различных регионов Российской Федерации несколько отличаются по процентным показателям, но все они демонстрируют далеко неутешительную картину.
Учёные утверждают, что большинство неуспевающих учеников отстаёт от сверстников не по причине лени или нерадивости, а из-за физических недугов, болезней, следствием которых является интенсивное сокращение нагрузок на ослабленный организм.
Не вызывает оптимизма физическое развитие и физическая подготовленность студенческой молодёжи. Контингент занимающихся в специально-медицинских группах из года в год возрастает и колеблется в пределах 20–30% к общему количеству обучающихся студентов. Молодёжь страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, желудочно-кишечного тракта, болезными опорно-двигательного аппарата и зрения. Как правило, девушки и юноши, поступающие в вузы, имеют в целом и низкий уровень спортивно-технической подготовленности, знаний из области физической культуры и спорта, мотивационно-потребностной сферы к систематическим занятиям физическими упражнениями. Исследования показывают, что лишь одна пятая часть студентов, начинающих обучение в вузах, осознают значимость физической культуры в их будущей профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что в настоящее время в более раннем возрасте молодёжь приобщается к вредным привычкам, к курению, злоупотреблению спиртными напитками, токсикомании, наркомании, имеет отклонение в поведении. Большинство учащихся не умеют использовать средства физической культуры для организации здорового, содержательного досуга в свободное время.
В формировании физической культуры детей и учащейся молодёжи на протяжении многих лет констатируется ряд существенных недостатков, устранив которые можно будет значительно улучшить состояние дела. Это малый объём учебного времени, отведённого на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров; недооценка физического воспитания педагогическими коллективами учебно-воспитательных учреждений; отсутствие у педагогов-предметников, воспитателей необходимой профессиональной компетенции в сфере физической культуры и спорта; недостаточно уделяется внимания образовательному компоненту физической культуры, к формированию знаний, устойчивых интересов, мотиваций, потребностей, установок на самостоятельные занятия физической культурой; отсутствие традиций семейного физического воспитания; сведения педагогического процесса к решению частных задач без соотнесения с общей целью, что чревато издержками в развитии личности; несогласованность действий органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в физическом воспитании детей и молодёжи; отсутствие целенаправленной пропаганды, популярных методических материалов для учащейся молодёжи, родителей и педагогов; недостаточное внимание уделяется в средствах массовой информации распространению знаний по физической культуре; плохая организация здорового образа жизни; слабое обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта; крайне неудовлетворительное финансовое и материально-техническое обеспечение физического воспитания детей и учащейся молодёжи; отсутствие системы внедрения инновационных педагогических технологий формирования физической культуры личности.