Виды межличностного общения
Общение и его функции.
Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития. По словам Г. М. Андреевой, общение выступает как способ цементирования индивидов и вместе с тем, как способ развития самих индивидов.
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном. При этом под непосредственным общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе и на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление письменности, книгопечатания, а затем и различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников усвоения человеческого опыта, многократно усложнило систему человеческого общения.
Далее, различают межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. К важным видам массового общения следует отнести так же искусство как эстетическое общение. Эстетическое общение, с одной стороны, разворачивается как своеобразное массовое общение (театральный спектакль, литературные вечера и так далее), с другой стороны, искусство само часто представляет собой особое художественное моделирование общения людей и является как бы заменителем некоторых других его форм.
Необходимо также отметить возможность выделения межперсонального и ролевого общения. В первом случае, участниками общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники могут быть рассмотрены как носители определенных социальных ролей (учитель—ученик, покупатель— продавец). Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе общественных, социальных отношений. Можно сказать, что в ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги и действия диктуются исполняемой ролью. Конечно, сама по себе социальная роль не определяет поведение человека в деталях. Многое зависит от понимания своей роли и ролей других участников общения, от отношения самого человека и его окружения к данной роли, от сложившихся традиций. Кроме того, каждый человек вносит в исполнение роли свою неповторимость.
Таким образом, в общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои психологические качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В самом общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психические процессы и поведение человека.
По своему значению общение многофункционально. Можно выделить, по крайней мере, пять важнейших функций общения.
Прежде всего, общение выполняет в коллективной человеческой деятельности связующую роль. Эта функция может быть условно названа «прагматической». В этой функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вавилонской башни.
Второй по порядку, но не по значению может быть названа «формирующая» функция общения. Здесь общение, как это уже отмечалось выше, выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях детского развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе опосредовано его общением со взрослым. Как отмечал Д. Б. Эльконин: «Ребенок — это всегда два человека — Он и взрослый». В ходе развития внешние опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка.
Важно также отметить, что на ранних этапах онтогенеза общение играет почти витальную функцию в жизни детей. Вот как еще в средние века об этом говорил один испанский епископ, описывая состояние домов призрения; «... в приюте дети начинают скучать и от скуки они умирают».
Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется и в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети лечились от серьезных, плохо излечимых заболеваний. Условия в обеих клиниках были одинаковые: квалифицированный персонал, внимательный уход, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали— опасались инфекции, а в другой пошли на нарушение предписаний, и в определенные часы пускали в специально отведенную комнату членов семьи. В этой комнате они могли немного пообщаться или поиграть с ребенком. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, не смотря на все усилия врачей. Во втором же отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, за это время не умер ни один ребенок! Им в прямом смысле слова помогло выжить общение с близкими и дорогами людьми.
При анализе формирующей роли общения важно избежать «технократического» ее понимания. Нельзя думать, что развивающаяся личность ребенка является объектом прямого влияния со стороны родителей и воспитателей, так сказать сосудом, открытым всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям взрослых. Общение ребенка и взрослого — это не процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния взаимного обогащения и изменения. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, непротиворечиво вплетая его 'в свой собственный внутренний мир.
В качестве третьей может быть названа т. н. «подтверждающая» функция общения. Иначе говоря, в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно не замеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждение». Причем, в отличии от отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (пусть и с негативной оценкой), неподтверждение означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь».
Известный английский психиатр Р. Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего — шизофрении. Согласно его наблюдениям, подкрепленным многими другими исследователями, эндогенным психозом чаще всего заболевают дети, чье «Я» подвергается со стороны родителей едва заметному, но неотвратимо преследующему ребенка отвержению.
Интересно, что повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности».
Четвертая функция общения состоит в организации и поддержании межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого, человека неизменно сопряжено с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Эмоциональное отношение к другому человеку практически всегда может быть выражено в терминах «симпатии — антипатии», «нравится—не нравится». Конечно, эмоциональные межличностные отношения — не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.
Наконец, может быть названа и пятая функция общения — внутриличностная. В данном случае общение человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что «...человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».
Таким образом, мы рассмотрели виды, формы и функции общения. При этом нужно отметить, что наибольшее внимание в социальной психологии традиционно уделяется (межличностному, непосредственному общению, которое на настоящий момент наиболее глубоко изучено по сравнению с другими видами. Остановимся на нем более подробно.
Виды межличностного общения
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой и с этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный» в сложных и экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Вместе
с тем, можно точно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет о интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных, педагогических отношений. Возможности применения императивного общения в педагогической практике крайне ограничены, причем не столько по чисто этическим мотивам, сколько по причине его крайней не эффективности. Известно, что с помощью команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Однако, нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием его сознания.
Манипуляция — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, которой используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
В отношении - манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, и где она категорически недопустима. Сферой «разрешенной манипуляции», несомненно, является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.
Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны,
В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако, человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.
Как уже отмечалась выше, манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети, педагоги и их воспитанники. В целом, профессию педагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, доказать. Уместная в области предметного обучения, эта установка может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя с другими людьми.
Сравнение императивной и манипулятивной форм общения, позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. Диалог — это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально других началах, чем
монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих неприложных правил взаимоотношений:
1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идет об общении по принципу «здесь и сейчас», с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.
2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).
5. Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Диалогическое или как его еще называют, гуманистическое общение, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, профессионально заданной ситуации. Вместе с тем, способность к такому общению — величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.
Продемонстрируем различия монологического и диалогического общения на примере взаимоотношений учителя и учеников.
Современная школа (и это, кстати, относиться не только к отечественной практике) превратилась в своеобразный полигон для использования различных форм монологического взаимодействия. Причина, по мнению многих исследователей, кроется в том, как педагогами понимается основная цель и важнейшие средства образования и воспитания. На настоящий момент в качестве важнейшего средства поддержания хорошей успеваемости и мотивации учения детей используется принудительная дисциплина и усреднение учеников. Вспомним основные способы воздействия на возмутителей спокойствия в классе: пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угроза вызвать родителей или выгнать из школы, изоляция ребенка, вызов к директору, издевки и т. д. К сожалению, гораздо реже педагог подходит к проблеме мотивирования детей с точки зрения интереса. Учитель — манипулятор (или диктатор) считает, что мотивы учения у всех учеников совпадают и являются именно таковыми, каковые предписаны школой (заслужить похвалу, стать ценным для общества работником, много зарабатывать и др.). Считается, что интересы ребенка совпадают с предлагаемыми ему знаниями, а если нет — то они менее важны, менее значимы, чем материал учителя. Тем самым постепенно отбивается интерес ребенка не только к данному предмету, но и к школе вообще, так как для ребенка, как и для любого человека, его собственный интерес всегда важнее, даже если он не совпадает с интересом учителя и темой урока.
Э. Шостром предлагает несколько советов учителям, желающим уйти от монологической формы общения с детьми. Один из советов рекомендует очень уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям ученика, так как именно в них проявляется интерес ребенка и так как только через эти интересы можно привлечь его к активному сотрудничеству на уроке. Как же надо реагировать на вопросы учеников?
Во-первых, надо терпеливо и до конца выслушать вопрос. Очень часто людей подводит иллюзорное ощущение того, что вопрос и так ясен после первых ключевых слов и можно смело останавливать собеседника и немедленно начинать отвечать. Это не так. Вопрос необходимо выслушать до конца; при любом сомнении в правильности его понимания очень полезно переспросить («Извини, я видимо не совсем понял»...); обязательно надо ответить на вопрос, а не переложить его на следующий раз («Это будет на следующем уроке»).
Во-вторых, ответ должен быть всегда шире вопроса, позволять посмотреть на проблему еще с одной стороны. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным.
Наконец, в-третьих, ученики не всегда задают вопрос затем, чтобы получить на него точный ответ. Чаще им важно показать свое умение думать, свои знания ребенок может задать вопрос, на который вчера он уже получил ответ от отца, и теперь хочет похвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный разговор, мало относящийся к вопросу. Например, ребенок, находящийся в конфликте с матерью из-за ее непомерных требований, может опросить учителя «Вы знаете, что ребенок всегда должен слушать мать?» Если учитель ответит «Да», он рискует навсегда лишить себя доверия ребенка. Ответив «Нет», он оправдает действия ребенка. Поэтому лучшим ответом может стать такой: «Ты хочешь, наверное, узнать, как и когда нужно повиноваться взрослым». Такой ответ позволит создать доверительную обстановку, даст ребенку шанс на откровенный разговор с учителем, от которого он с самого начала ждал помощи.
Анализ общения показывает, насколько данный феномен сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. В целом, можно отметить, что разнообразие форм и видов общения связано с множественностью его функций, а многофункциональность общения в свою очередь обусловлена его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.
Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. Мы можем охарактеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Такое расчленение целостного и внутренне единого процесса общения правомерно лишь в научных целях — для более глубокого и всестороннего анализа феномена. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация с узлом смысле этого слова, состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция»—взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, то есть организации межличностного взаимодействия. Наконец, перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.
Ниже мы остановимся на характеристике каждой из выделенных сторон общения.
Вопросы и задания для самопроверки.
1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека. Какие вы знаете виды и формы человеческого общения?
2. Перечислите функции общения, попробуйте самостоятельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из них.
3. Какие виды межличностного общения Вы знаете? Назовите цель и специфические черты каждого вида.
4. В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они принципиально отличаются от диалога?
5. Охарактеризуйте диалогический тип межличностного общения.
Литература
1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1993.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.
3. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. ЛГУ, 1990.
4. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.
5. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек — манипулятор. М., 1992.
Тема для самостоятельного изучения:
Проявления императивного, манипулятивного и диалогического общения в педагогической практике.
Подберите различные литературные примеры проявления видов межличностного общения. Опишите конкретные их проявления в повседневной школьной практике общения учителя и учеников. Проанализируйте примеры с точки зрения эффективности использования данного вида общения в конкретной ситуации.
Гл. 2. Характеристика коммуникативной стороны общения
(общение как обмен информацией)
В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс. Важно помнить, что коммуникативные процессы между людьми существенно отличаются от информационного обмена в технических устройствах; межличностная коммуникация и по своему содержанию, и по своей форме обладает важными специфическими чертами. Специфика межличностной коммуникации раскрывается, прежде всего, в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существовании различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Проанализируем эти особенности подробнее.