Д) формирование нравственности
Б) прагматизм
в) бихевиоризм
г) экзистенционализм
д) неопозитивизм
44. Религиозно-философское учение, признающее объективную реальность, но ставящее эту реальность в зависимость от воли Бога:
а) экзистенционализм
б) бихевиоризм
в) неопозитивизм
Г) неотомизм
д) прагматизм
45. Философское направление, признающее личность высшей ценностью мира:
А) экзистенционализм
б) прагматизм
в) неопозитивизм
г) бихевиоризм
д) неотомизм
46. Отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам – это:
а) человек;
б) личность;
в) индивид;
г) особь;
д) индивидуальность.
47. Понятие «личность» характеризует:
а) биологическую сущность человека;
б) психологическую сущность человека;
в) физиологическую сущность человека;
г) общественную сущность человека;
д) физическую сущность человека.
48. К признакам, характеризующим степень развития личности, не относятся (по Тугаринову):
а) разумность;
б) ответственность;
в) честность;
г) свобода;
д) достоинство.
49. «Ядром» личности является:
а) активность;
б) сознание и самосознание;
в) потребности;
г) биологические особенности;
д) привычки поведения.
50. Наследственность, среда, воспитание – это:
а) условия развития личности;
б) средства формирования личности;
в) факторы развития личности;
г) причины развития личности;
д) методы развития личности.
51. По наследству передаются:
а) задатки;
б) убеждения;
в) взгляды;
г) способности;
д) интересы.
52. Социальные свойства и качества:
а) являются врожденными;
б) формируются при жизни;
в) передаются по наследству;
г) являются результатом психического развития;
д) являются результатом физического развития.
53. Характерно для младших школьников:
а) подражательный характер поступков;
б) потребность в самовоспитании;
в) физическая работоспособность;
г) развитие первой сигнальной системы;
д) внешняя диспропорция тела.
54. Характерно для подростков:
а) внешняя диспропорция тела;
б) преобладание механической памяти;
в) развитие первой сигнальной системы;
г) подражательный характер поступков;
д) завершение полового созревания.
55. Характерно для старших школьников:
а) завершение полового созревания;
б) развитие первой сигнальной системы;
в) преобладание механической памяти;
г) внешняя диспропорция тела;
д) подражательный характер поступков.
56. Внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью – это:
а) общение;
б) деятельность;
в) потребность;
г) мотив;
д) свобода.
57. Сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности – это:
а) воспитание;
б) самовоспитание;
в) социализация;
г) формирование;
д) развитие.
58. Результат развития личности, ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств:
а) образование;
б) воспитание;
в) формирование;
г) социализация;
д) обучение.
59. Системообразующим фактором педагогического процесса является:
а) цель;
б) содержание;
в) мотив;
г) деятельность;
д) результат.
60. Компонент педагогического процесса, отражающий смысл вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу:
а) содержательный;
б) целевой;
в) деятельностный;
г) мотивационный;
д) результативный.
61. Компонент педагогического процесса, отражающий эффективность его протекания:
а) результативный;
б) целевой;
в) содержательный;
г) эмоционально-волевой;
д) деятельностный.
62. Компонент педагогического процесса, предполагающий взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом:
а) целевой;
б) мотивационный;
в) деятельностный;
г) результативный;
д) содержательный.
63. В современной дидактике к определению сущности содержания образования осуществляется реализация подхода:
а) технократического;
б) знаниево-ориентированного;
в) индивидуализированного;
г) личностно-ориентированного;
д) авторитарного.
64. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности:
а) когнитивный опыт;
б) опыт практической деятельности;
в) опыт творческой деятельности;
г) опыт отношений;
д) репродуктивный опыт.
65. Научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения, это:
а) возрастная педагогика;
б) дидактика;
в) сурдопедагогика;
г) теория воспитания;
д) школоведение.
66. Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил:
а) Я.А. Коменский;
б) И. Гербарт;
в) Л.В. Занков;
г) М.Н. Скаткин;
д) Н.К. Крупская.
67. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения – это:
а) обучение;
б) преподавание;
в) учение;
г) образование;
д) социализация.
68. Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные, это:
а) учение;
б) обучение;
в) преподавание;
г) воспитание;
д) развитие.
69. Форма обучения – это:
а) предметная поддержка учебного процесса;
б) способ достижения цели и задач обучения;
в) способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания;
г) система способов деятельности;
д) составная часть метода.
70. Способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение учебным материалом:
а) принцип
б) средство
в) форма
Г) метод
д) условие
71. В современной дидактике к определению сущности содержания образования осуществляется реализация подхода:
а) интегрированного;
б) знаниево-ориентированного;
в) дифференцированного;
г) личностно-ориентированного;
д) индивидуализированный.
72. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности – это:
а) опыт ценностных отношений;
б) когнитивный опыт;
в) опыт практической деятельности;
г) опыт творческой деятельности;
д) опыт эмоционально-волевых отношений.
73. Овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений – это:
а) обучение;
б) развитие;воспитание;
в) образование;
г) становление.
74. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала:
а) учебная программа
б) учебное пособие
в) методическое пособие
Г) стандарт образования
д) учебный план
75. Утвержденный Министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах – это:
а) план работы школы;
б) учебный план;
в) учебное пособие;
г) учебная программа;
д) рабочая программа.
76. Утвержденный Министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе:
а) учебный план;
б) учебная программа;
в) справочник;
г) учебник;
д) учебное пособие.
77. Развивающие цели обучения предполагают:
а) овладение знаниями;
б) развитие мышления, воображения, памяти;
в) овладение умениями;
г) формирование мировоззрения;
д) овладение навыками.
78. Воспитательные цели обучения предполагают:
а) овладение знаниями;
б) развитие мышления;
в) развитие памяти;
г) овладение умениями и навыками;
д) формирование нравственности.
79. Обучающие цели предполагают:
а) формирование личностных свойств и качеств;
б) формирование социальных и духовных отношений;
в) овладение знаниями;
г) формирование нравственности;
д) формирование гражданственности.
80. Двусторонний характер обучения заключается в:
а) усвоении научных знаний и формировании умений обучающихся;
б) взаимосвязи преподавания и учения;
в) формировании умений обучающихся;
г) целенаправленности и результативности обучения;
д) сочетании информационной и контролирующей деятельности учителя.
81. Понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения, это:
а) умения;
б) знания;
в) навыки;
г) способности;
д) взгляды.
82. Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают результатом ее активной учебно-познавательной деятельности и обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности:
а) задатки;
б) способности;
в) знания;
г) навыки;
д) убеждения.
83. Знания не бывают:
а) предметные;
б) теоретические;
в) историко-логические;
г) межпредметные;
д) все варианты ответов.
84. Результатом восприятия является формирование:
а) представлений;
б) убеждений;
в) понятий;
г) теорий;
д) взглядов.
85. Результатом осмысления является формирование:
а) способностей;
б) представлений;
в) убеждений;
г) понятий;
д) взглядов.
86. Мысленное постижение причин и следствий заключенных в изучаемых предметах и явлениях это:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) осмысление;
г) обобщение;
д) умозаключение.
87. Простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним раздражителем органам чувств, это:
а) понятие;
б) ощущение;
в) восприятие;
г) представление;
д) осмысление.
88. Отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков, познаваемых предметов, явлений, процессов, это:
а) понятие;
б) ощущение;
в) восприятие;
г) представление;
д) понимание.
89. Низшая форма знания, единичное, образное знание, это:
а) понятие;
б) ощущение;
в) восприятие;
г) представление;
д) умение.
90. Форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений, это:
а) понятие;
б) ощущение;
в) восприятие;
г) умение;
д) представление.
91. Наглядность, научность, сознательность и активность относятся к дидактическим:
а) принципам;
б) средствам;
в) приемам;
г) способам;
д) условиям.
92. Соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося составляет содержание принципа:
а) научности;
б) доступности;
в) наглядности;
г) проблемности;
д) активности.
93. Осмысление цели и задач обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание принципа:
а) сознательности;
б) проблемности;
в) наглядности;
г) доступности;
д) систематичности.
94. Основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти в учебных или практических целях, составляет содержание принципа:
а) научности;
б) сознательности;
в) проблемности;
г) прочности;
д) активности.
95. Метод обучения, это:
а) способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
б) материальная и идеальная поддержка процесса;
в) внешнее выражение процесса;
г) способ существования учебного процесса;
д) предметная поддержка учебного процесса.
96. Форма обучения, при которой учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты:
а) работа с учебником
Б) лабораторная работа
в) упражнение
г) практическое занятие
д) экскурсия
97. Дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом, а также порядком его существования:
а) способ
б) средство
В) форма
г) содержание
д) условие
98. Теоретическую разработку и популяризацию классно-урочной системы обучения осуществил:
а) Дж. Ланкастер
Б) Я. А. Коменский
в) К. Д. Ушинский
г) М. Монтессори
д) А. С.Макаренко
99. Система обучения, когда старшие ученики под руководством учителя изучают материал, а затем передают знания младшим:
а) батавская;
б) мангеймская;
в)белл-ланкастерская;
г)классно-урочная
д) проектная.
100. Система обучения, в основу которой положена практическая организация деятельности, выработка простейших трудовых умений и навыков:
а) батавская;
б) мангеймская;
в)белл-ланкастерская;
г) классно-урочная
д) проектная.
101. Классификация уроков была впервые разработана:
А) К.Д. Ушинским
б) Н.И. Пироговым
в) В.А. Сухомлинский
г) Н.К. Крупской
д) И.Г. Песталоцци
102. Внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, задачи и особенности их практической реализации, определяют:
а) содержание урока
Б) структуру урока
в) цель урока
г) результат урока
д) задачи урока
103. Комплексный анализ урока предполагает анализ:
а) отдельных аспектов урока
б) деятельности учителя
в) деятельности учащихся
г) содержание урока