Подвижные виры и физические упражнения на прогулке.

Подвижные игры и физические упражнения на воздухе, как форма работы имеют различные варианты.

1. Проводятся по типу физкультурных занятий со всей группой одновременно или по подгруппам. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная интенсивность с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце). При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность – 80-85 %.

Однако ни в коем случае подвижные игры и физические упражнения на воздухе нельзя отождествлять с физкультурными занятиями. Главное отличие их в том, что первые проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, разнообразие видов и форм проведения.

2. Комплекс из однотипных физических упражнений (так называемого тематического характера), например, только из основных движений или элементов одной - нескольких спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей) или спортивных упражнений (лыжи, коньки и т.д.)

3. Подвижные игры - 2-4 игры разной подвижности и на разные движения.

4. Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, упражнения в основных видах движений и пр.). Например, подбираются различные упражнения в метании: 1) метание мяча малого размера (8-10 см) назад, в сторону и бег за ним; 2) подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием, ловля; 3) бросание мяча вдаль – «кто дальше»; 4) прокатывание мяча по скамейке (одним толчком) - "чей мяч дальше укатится".

5. Сюжетные игры с движениями: "Альпинисты", "Туристы", "Пограничники" и др.

6. Игры с элементами спортивного ориентирования.

7. Индивидуальная работа с детьми.

8. Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве воспитателя.

Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70 % ее продолжительности. Важно обеспечить разнообразие физических упражнений.

В содержание подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:

- основные движения (как правило, хорошо знакомые детям);

- элементы спортивных игр, спортивные упражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);

- общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например, "Ровным кругом", "Сделай фигуру" и т.д.).

Организация активного отдыха в детском саду. Физкультурный досуг

Физкультурный досуг - одна из наи­более эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые про­водятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепля­ются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные каче­ства (быстрота, ловкость, ориентиров­ка в пространстве и др.).

Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, то­варищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дис­циплинированность и организованность.

Педагогические требования к органи­зации и проведению физкультурного досуга. Физкультурный досуг проводит­ся во всех возрастных группах, начи­ная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах в течение 20-30 мин, в старшей - 35-40 мин, в подготовительной к шко­ле - 40-50 мин. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе ненастную погоду в зале). В «каникулы», а также в летнее время физ­культурный досуг может проводиться и в первой половине дня, после завтрака. При планировании досугов необходи­мо (принять во внимание такие формы работы, как День здоровья, физкуль­турный праздник, каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни, отведенные для физкультурных занятий. Удобнее всего проводить физкультур­ный досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако допустимо объединение двух одновозрастных и разновозрастных групп. Эффективность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать и о том, что дошкольникам свойст­венно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр-эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать перевозбуждения детей. Но в то же время надо чутко относиться к их эмоциональным проявлениям, не заглушать радостное настроение часты­ми и неоправданными замечаниями. На­пример, воспитатель, чувствуя, что дети начинают перевозбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу (несколько секунд молчит), дети тоже затихают. Затем педагог тихим голосом предлагает продолжить игру. При проведении физкультурного досу­га на открытом воздухе в разные сезо­ны года следует предусматривать ра­циональную одежду детей. Физкультурный досуг может быть ор­ганизован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения: на лу­гу, в лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении. При определении тематики и содер­жания досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения. Физкультурный досуг не требует большой организационно-подготовительной работы. Однако к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески. Формы организации физкультурных досугов могут быть разнообразными. Их целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям (день физкультурника, день бегуна, олимпиада и т. п.), общественным празд­никам. В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание физкультурных досугов могут быть введены сказочные и литературные герои (Буратино, Чебурашка, Зимушка Хрустальная, Дед Мо­роз и т.д.), может быть использо­ван занимательный сюжет, например: «Полет на Веселую поляну», «Поездка в лес», «В гости к гномам» и т. д. Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому же­лательно, чтобы она звучала на физ­культурном досуге. Однако следует вдум­чиво относиться к отбору музыкальных произведений. Так, маршировать удобно под бодрую, энергичную музыку, а гим­настические упражнения выполнять под плавную и ритмичную, например, «Ве­сенний вальс» Е. Тиличеевой может со­провождать упражнения с шарами, цве­тами, лентами; «Полька» П. Чайковского — упражнения с подбрасыванием у и ловлей мяча. Под музыку А. Шнитке «Этюд» удобно подпрыгивать высоко, . энергично отталкиваясь двумя ногами. Игры, аттракционы сопровождаются лег­кой, веселой, бодрой музыкой, такой, как произведения Т. Ломовой «Ищи!», «Кто скорее?», «Зоркие глаза» Ю. Слонова ит. д. При проведении физкультурного досу­га в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные зада­чи.

В младшем дошкольном возрасте не­обходимо привлекать детей к посиль­ному участию в коллективных и индиви­дуальных двигательных действиях, обо­гащать их яркими впечатлениями.

В среднем дошкольном возрасте — приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каж­дого ребенка к проявлению своих воз­можностей.

В старшем дошкольном возрасте — развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять ини­циативу в разнообразных видах деятель­ности.

При подборе содержания физкультур­ного досуга в группах младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего использовать занимательный сю­жет типа «Поездка в лес», «У нас в гостях Петрушка» и т. д. Составляя программу, следует помнить: основное время досуга (60-80 процентов) долж­но быть заполнено движениями, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свойственную ему двига­тельную потребность.

Подбирая материал для детей младше­го возраста, необходимо предусмотреть фронтальную работу, чтобы одновремен­но включить всех в выполнение пред­лагаемых заданий и игр. Кроме того, следует помнить о чередовании подвиж­ных игр с физическими упражнениями и игровыми заданиями для того, чтобы обеспечить смену мышечной и эмо­циональной нагрузки. Например, после ходьбы по мостику или метания пре­дусмотреть подвижную игру с бегом.

Структура физкультурного досуга за­висит от тематики, поставленных задач и условий проведения (лесная поляна, спортплощадка, водоем и т.д.).

Для создания радостного настроения у детей при проведении физкультур­ного досуга спортивную площадку (участок или помещение) желательно оформить. На это не потребуется много времени. Праздничность создают натя­нутые вокруг площадки флажки или фонарики, имеющиеся практически во всех группах. Заканчивается физкультурный досуг по возможности сюрпризным моментом: угощением или награждением значками, открытками, цветами или коллективным подарком для всей группы (плюше­вый мишка, заяц, принимавшие уча­стие в играх).

Чтобы поддержать интерес детей к физкультурному досугу, можно побесе­довать с ними о прошедшем празднике, предложить нарисовать, слепить то, что им больше всего понравилось, провести на последующих прогулках игры и ат­тракционы, вызвавшие наибольший ин­терес.

Наши рекомендации