Подвижные виры и физические упражнения на прогулке.
Подвижные игры и физические упражнения на воздухе, как форма работы имеют различные варианты.
1. Проводятся по типу физкультурных занятий со всей группой одновременно или по подгруппам. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная интенсивность с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце). При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность – 80-85 %.
Однако ни в коем случае подвижные игры и физические упражнения на воздухе нельзя отождествлять с физкультурными занятиями. Главное отличие их в том, что первые проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, разнообразие видов и форм проведения.
2. Комплекс из однотипных физических упражнений (так называемого тематического характера), например, только из основных движений или элементов одной - нескольких спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей) или спортивных упражнений (лыжи, коньки и т.д.)
3. Подвижные игры - 2-4 игры разной подвижности и на разные движения.
4. Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, упражнения в основных видах движений и пр.). Например, подбираются различные упражнения в метании: 1) метание мяча малого размера (8-10 см) назад, в сторону и бег за ним; 2) подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием, ловля; 3) бросание мяча вдаль – «кто дальше»; 4) прокатывание мяча по скамейке (одним толчком) - "чей мяч дальше укатится".
5. Сюжетные игры с движениями: "Альпинисты", "Туристы", "Пограничники" и др.
6. Игры с элементами спортивного ориентирования.
7. Индивидуальная работа с детьми.
8. Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве воспитателя.
Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70 % ее продолжительности. Важно обеспечить разнообразие физических упражнений.
В содержание подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:
- основные движения (как правило, хорошо знакомые детям);
- элементы спортивных игр, спортивные упражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);
- общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например, "Ровным кругом", "Сделай фигуру" и т.д.).
Организация активного отдыха в детском саду. Физкультурный досуг
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.).
Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.
Педагогические требования к организации и проведению физкультурного досуга. Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах в течение 20-30 мин, в старшей - 35-40 мин, в подготовительной к школе - 40-50 мин. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе ненастную погоду в зале). В «каникулы», а также в летнее время физкультурный досуг может проводиться и в первой половине дня, после завтрака. При планировании досугов необходимо (принять во внимание такие формы работы, как День здоровья, физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни, отведенные для физкультурных занятий. Удобнее всего проводить физкультурный досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако допустимо объединение двух одновозрастных и разновозрастных групп. Эффективность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать и о том, что дошкольникам свойственно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр-эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать перевозбуждения детей. Но в то же время надо чутко относиться к их эмоциональным проявлениям, не заглушать радостное настроение частыми и неоправданными замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают перевозбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу (несколько секунд молчит), дети тоже затихают. Затем педагог тихим голосом предлагает продолжить игру. При проведении физкультурного досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей. Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения: на лугу, в лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении. При определении тематики и содержания досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения. Физкультурный досуг не требует большой организационно-подготовительной работы. Однако к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески. Формы организации физкультурных досугов могут быть разнообразными. Их целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям (день физкультурника, день бегуна, олимпиада и т. п.), общественным праздникам. В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание физкультурных досугов могут быть введены сказочные и литературные герои (Буратино, Чебурашка, Зимушка Хрустальная, Дед Мороз и т.д.), может быть использован занимательный сюжет, например: «Полет на Веселую поляну», «Поездка в лес», «В гости к гномам» и т. д. Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Однако следует вдумчиво относиться к отбору музыкальных произведений. Так, маршировать удобно под бодрую, энергичную музыку, а гимнастические упражнения выполнять под плавную и ритмичную, например, «Весенний вальс» Е. Тиличеевой может сопровождать упражнения с шарами, цветами, лентами; «Полька» П. Чайковского — упражнения с подбрасыванием у и ловлей мяча. Под музыку А. Шнитке «Этюд» удобно подпрыгивать высоко, . энергично отталкиваясь двумя ногами. Игры, аттракционы сопровождаются легкой, веселой, бодрой музыкой, такой, как произведения Т. Ломовой «Ищи!», «Кто скорее?», «Зоркие глаза» Ю. Слонова ит. д. При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи.
В младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.
В среднем дошкольном возрасте — приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
В старшем дошкольном возрасте — развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
При подборе содержания физкультурного досуга в группах младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего использовать занимательный сюжет типа «Поездка в лес», «У нас в гостях Петрушка» и т. д. Составляя программу, следует помнить: основное время досуга (60-80 процентов) должно быть заполнено движениями, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свойственную ему двигательную потребность.
Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную работу, чтобы одновременно включить всех в выполнение предлагаемых заданий и игр. Кроме того, следует помнить о чередовании подвижных игр с физическими упражнениями и игровыми заданиями для того, чтобы обеспечить смену мышечной и эмоциональной нагрузки. Например, после ходьбы по мостику или метания предусмотреть подвижную игру с бегом.
Структура физкультурного досуга зависит от тематики, поставленных задач и условий проведения (лесная поляна, спортплощадка, водоем и т.д.).
Для создания радостного настроения у детей при проведении физкультурного досуга спортивную площадку (участок или помещение) желательно оформить. На это не потребуется много времени. Праздничность создают натянутые вокруг площадки флажки или фонарики, имеющиеся практически во всех группах. Заканчивается физкультурный досуг по возможности сюрпризным моментом: угощением или награждением значками, открытками, цветами или коллективным подарком для всей группы (плюшевый мишка, заяц, принимавшие участие в играх).
Чтобы поддержать интерес детей к физкультурному досугу, можно побеседовать с ними о прошедшем празднике, предложить нарисовать, слепить то, что им больше всего понравилось, провести на последующих прогулках игры и аттракционы, вызвавшие наибольший интерес.